От редактора«Литература в жизни человека выполняет определённые функции. Все знают, что литература образовывает (в большей степени это касается всяких там нехудожественных жанров, но отчасти и художественных тоже – хотя бы в области истории и прочей антропологии). Литература воспитывает (даже жанр такой был – роман воспитания). Литература развлекает.
Функция развлечения воспринимается как-то с негативом. Мол, фу, всякие там приключения, любовные романы, детективы, фантастика – примитив, низкие жанры. Есть такое снобистское мнение. А меж тем использовать литературу в качестве развлечения – значит обслуживать базовую потребность своей психики.
В психике каждого человека всего два регистра – трагедийный и мелодраматический. Все люди (за исключением единиц с нарушенной личностью) мелодраматичны, потому что мы верим в добро, в справедливость, в существование хороших людей, в идею должного воздаяния и т. п. Трагедия для человека – временное состояние, очень тяжёлое и травматичное. А базовая потребность любой психики – сохраниться несмотря на внешние воздействия. Поэтому есть такой защитный механизм – эскапизм, бегство от реальности. Литература как раз служит способом и средством убежать. Переключиться, отвлечься от собственных мрачных дум и напитаться чужим вымыслом. С точки зрения физиологии (даже и не психологии, не души, а тела) это очень верный путь сохраниться» (Гореликова).Приветствую, друзья! Человека в эпоху перемен одолевают тревожность и растерянность. Чрезмерно изобильная информационная среда усиливает эти ощущения. Чтобы удержать равновесие, нужна твёрдая почва под ногами. И такая опора у нас есть: это художественная литература. Неслучайно люди так активно развивали её в течение целых столетий. Творчеством писателей и поэтов сформировался особый мир. Он устойчив, потому что составлен из океана ответов на вопрос, что такое человек. Эти ответы сформулированы в тексте. Текст – это язык. Язык – это мысль. А мысль – это мы сами и есть. Вот почему из этого океана взаимосвязей мы теперь можем черпать себя самих. И у читателей журнала «Новая Литература» есть все возможности для этого. Воспользуйтесь ими!
В мартовском номере за 2024 год сконцентрировано лучшее из того, что предложили журналу современные авторы за прошедший месяц. Прежде всего это потрясающий своей художественной мощью коллективный сборник стихотворений «Солнечный ветер». Он составлен из стихов шестнадцати победителей Первого этапа одноимённого поэтического конкурса, определить имена которых выпала честь нашему журналу. Такая плотная концентрация талантов на страницах НЛ произошла впервые. Встреча с ними станет открытием для наших читателей.
Хочу обратить ваше внимание на ещё одного победителя. Этот текст занял первое место в другом литературном конкурсе, который называется «Нереальная новелла»-2024. Журнал «Новая Литература» на правах партнёра конкурса наградил победителей и участников своими призами. А историю под названием «Мотыльки» опубликовал на своих страницах. Ею открывается список рассказов номера. Вы её вряд ли пропустите, потому что от неё невозможно оторваться.
В этом разделе – ещё три рассказа, абсолютно не похожих друг на друга. Один из них – о боли российских девяностых. Кому из нас не больно вспоминать о них? Наверное, эта боль нужна нам, чтобы не забывать о своих ошибках. Второй – бытописание о космических войсках. Фантастика это или реальность, каждому читателю придётся решить самому. Третий рассказ – перевод с азербайджанского – добрая и юмористическая история о том, как конфуз помог случиться простому человеческому счастью.
Возвращаясь к стихам, отмечу, что в поэтическом разделе из пяти оставшихся публикаций выделяется сборник стихотворений «Сладкие монстры памяти». Он публикуется в поддержку ещё одного литературного конкурса, который проводится нашим журналом в этом году –
конкурса грязного реализма имени Чарльза Буковски. Эти стихи горькой правдой царапают душу и подходят не для всех. Впрочем, именно такая литература, быть может, как больной укол, как едкое лекарство, наиболее эффективна в качестве противоядия той растерянности, которая одолевает многих из нас нынче. Помогает прийти в себя, опомниться и сконцентрироваться.
Есть в номере повесть о поиске связующей идеи для современного российского общества, написанная по горячим событиям недавних месяцев. Есть пьеса о созвучии душ мужчины и женщины. Публицистические материалы номера посвящены: один – широко известному композитору, второй – успешной поэтессе-песеннику, третий – советскому эпатажному диссиденту, сыну великого русского поэта.
В разделе литературной критики вы встретитесь с неожиданной и нескучной расшифровкой тургеневских «Отцов и детей», с оригинальной классификацией художественной литературы, с исследованием о грязном реализме на примере одного из эталонных рассказов жанра, а также с рецензией доктора филологических наук на новейший роман, развивающий метавселенную «петербургского текста».
Всё это – под обложкой мартовского номера – написано искренне, отобрано с любовью, нацелено на основательность. Приглашаю вас в путешествие по страницам журнала. И да пребудет с нами осознанность!
Игорь Якушко,
главный редактор журнала «Новая Литература»