От редактораКак опубликоваться в нашем журналеАвторы часто спрашивают, как опубликоваться в нашем журнале. На какую тему лучше писать, в каком жанре, а то и с каких позиций, чтобы повысить шансы на одобрение редакции. Как ни странно, это не имеет особого значения.
Может быть, предпочтение отдаётся членам писательских союзов, обладателям званий и лауреатам премий? Нет, и это не важно. Ну, наверное, тогда имеет значение размер произведения, гражданская позиция автора, его готовность поделиться своими авторскими правами? Нет, это не так.
При отборе к публикации учитывается только художественная ценность текста и литературное мастерство, с которым он написан.
Как же так? А что если автор написал изысканную галиматью или человеконенавистнический шедевр? Если гениально изобразил непотребства или убедительно пропагандирует какие-нибудь гадости? Неужели опубликуете?
Конечно, нет. Но не потому, что тут какие-то двойные стандарты, а по другой причине. Дело в том, что законы художественной гармонии ограничат автора в его негативных намерениях, если он, будучи мастером, захочет растлить своим текстом читателя. С таким подходом просто не получится создать что-либо высокохудожественное, это будет фальшивка. И наоборот: если автором движут высокие мотивы, но сам он не владеет словом, то как бы он ни старался, на выходе будет пшик, произведение не состоится.
Конечно, на практике авторы не впадают в описанные крайности, и в каждом пишущем много намешано разного, в том числе – у каждого своя пропорция мастерства и чистоты намерений. Но в целом законы литературы работают именно так.
Вот почему не особенно важно, о чём пишет автор, и в каком жанре складывается его работа. Будучи мастером, предлагающим читателю результат своего творческого труда, он поневоле вынужден оставаться ценным и целостным, увлекательным и глубоким, а главное – искренним.
Понятно, что мастерство у всех разное, и мировоззрение у каждого своё. Но даже различия в творческой мотивации не отменяют этого закона: движение автора в направлении художественного совершенства позволяет ему рано или поздно становиться убедительным и вести за собой читателя. Тому же, кто игнорирует законы литературного мастерства, считая свои высказывания и без того ценными, вряд ли доведётся насладиться читательской любовью.
Конечно, на практике такой подход имеет свои нюансы, и не может случиться ни одного номера журнала, составленного из одних только литературных шедевров. Но направление, в котором идёт развитие нашей редакционной политики, в общем таково. Так что, друзья, присылайте нам свои лучшие произведения! И пусть мы не сможем отказать себе в удовольствии предложить их нашим читателям.
Игорь Якушко,
главный редактор журнала «Новая Литература»