HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Виталий анКо

Откровенный разговор

Обсудить

Повесть


«Самый откровенный разговор – это разговор с самим собой. Может быть, не каждый такой... но последний?»

На чтение потребуется 37 минут | Скачать: doc, fb2, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы
Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 11.07.2013
Оглавление

3. Часть 3
4. Часть 4
5. Часть 5

Часть 4


 

 

 

Проходили годы – он не сворачивал с пути (хотя и путём то не считал – а единственно возможной для себя жизнью). Бывает такое: свернёшь однажды, в очередной бессчётный раз, ища себя, не желая ни того, ни другого, всё сомневаясь, – и идёшь уже потом прямо, уверенно, минуя поворот за поворотом... (и они, эти повороты-возможности, видно, разуверившись в тебе, случаются всё реже). А потом и забудешь: почему свернул, почему не хотел больше менять направления, как получилось… но теперь уже идёшь – уже и мысли нет о другой дороге, слился с ней, с этой, какой бы ни была. Идёшь себе и баста.

Конечно, привыкаешь – ты на ней уже сам царь, на своей дороге; всё меньше жизни остаётся, чтобы учиться чему-нибудь другому – другому пути! – но понемногу, даже через десятки лет совершенствуешь то, что является к тебе как самое обычное дело каждый день... – когда-то ты побаивался: «вдруг не научусь!?» – потом через время: «что ж, вот и научился – теперь тут уже нечего больше узнать» – а теперь вот к старости (а когда она начинается-то, скажите?) продолжаешь учиться дальше: вглядываешься, открываешь новое... Да.

 

С людьми он был прост и только по делам общался – соседи-мужики давно уже знали, что с ним не поболтаешь о том о сём, покуривая у забора; даже если кому-то очень сильно хотелось трепнуть закостеневшим за день языком (а никого другого как назло не случалось), и начинал о чём-то, что вроде бы должно работящего соседа заинтересовать... – «Вот я сам недавно в своём тракторе рылся… слышь Фёдор?.. И вот, погляди-ка, какое дело...» или «Видел, ты там стол новый кому-то затеял – и где это такие доски можно бы достать? ...Ко мне, знаешь, тёща весной приезжала – живучая, зараза! сто первый год пошёл… А она ещё на велосипеде гоняет!.. – так и говорит: мне бы столик, сынок, у вас дерева полно, а времени у тебя ещё больше, так вот ты.. Тьфу на тебя, та какое тут дерево – одни сухачи остались!..» Фёдор коротко отвечал, если был вопрос, если нет – дослушивал, с некоторым напряжением, до первой паузы – и откланивался: «Надо, простите, извините, пожалуйста – надо мне...» – без выражения, без большого извинения в голосе. Он знал, что может себе позволить самую малую вежливость с людьми, и дело не столько в них – иногда каждому что-то надо было от него, – а в нём – ему от них не надо было ни-че-го.

Так что ежели кто обидится, то, в конце концов, его и дело. И пускай называют его молчуном, пускай сплетничают (о том, чего не знают), а потом с чувством полускрытой вины (знает он, сердиться ли?) приходят просить об услуге... Он сделает, если время позволит, – ничего не вспомнит, дорого не возьмёт…

 

Кстати, да – деньги он брал; с каких-то пор. Однажды (война ещё не окончилась) мать сказала: «Так нам, Федя, на одних добрых услугах, долго не протянуть… Нет, ничего не говорю, ты, я вижу, с доброй душой... Бог тебя благословит. Но коль каких овощей дают или хлеба, не отказывайся! Ты смотри, если людям оно не в тягость, если не от сердца отрывают да только чтоб отблагодарить добродетеля – нам очень пригодно будет. Ты же видишь...» Есть у них в доме не всегда было что, и правда, – мать занималась шитьём, тоже за еду, был огородик – а ещё были меньшая сестра и совсем малый брат.

Иногда он начал брать – жменю моркови от бабули, которой забор поставил, картошки торбу за залатанную крышу (пробило осколком: всего одну бомбу на село бросили: странно... наверно, лишняя была, и домой не хотел тащить… гад) от тётки с другого конца села. Но ему что-то тут не нравилось. Будто он был до того свободен, а тут сам себя закабалил... Он мог отказать в услуге – мол, извините, сейчас не могу, – и не знал никакого угрызения чувств. Но когда приходил человек уже «плативший» ему (деньги он первый раз увидел уже после войны) – казалось, что теперь он должен помочь, вроде обязался, стал невольник той платы... Всё это мучило Фёдора, он даже работу делал хуже для тех, кто заплатил или определённо заплатит, что-то нервничал. ...И ведь люди, почти все, в самом деле от сердца отрывали – у кого здесь было много-то, с избытком?.. – война отняла и уравняла; это всё лежало на сердце, тревожило.

 

Но потом как-то прошло – война окончилась, работы из-за этого стало не меньше, а ещё больше. Мужики, усталые, израненные герои, возвращались домой – Фёдор вместе со всеми радовался, встречая их, махал рукой проходящим мимо деревни солдатским эшелонам... Он участвовал в отстройке разрушенных зданий соседнего села, которое в последний год почти дотла сожгли, работал со всеми наравне (никто уже не удивлялся – да и не знал, сколько ему лет, – может, взгляд у него стал такой, а может, по умению старше выглядел); потом стал ездить в райцентр, где тоже много рабочей силы требовалось – он работал за двоих, а иногда, возможно... Бывало, за сутки и спать не ложился. На выходные приезжал домой, привозил пайки и уже деньги… Всем давали, и он тоже брал; ни рубля не тратил – их кормили, а на что ещё тратить? – всё привозил домой, мать, беря свёрточек, всё время плакала. Потом ещё дальше занесло его, на городские стройки – он впервые оказался в городе, и город представлял собой огромные развалины, но среди этих развалин уже почти не было страха; ненависть, боль, крики, звук выстрелов и «скрежет зубов», видимо, были, но теперь почти растворились – люди, уже не в военной, а в новой рабочей форме, ходили, ездили в машинах между навалами кирпичей, уцелевшими стенами... появились трактора, появились высотные краны.. Расчищали, разбирали, всюду стояла пыль, шум, окрики рабочих... (музыка!) – и на расчищенном месте начинало вырастать новое строение – с какой-то свежей энергией, задором работали все – и стены это тоже впитали, на годы.

 

 

 


Оглавление

3. Часть 3
4. Часть 4
5. Часть 5
462 читателя получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 23.04.2024, 10:24 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

22.04.2024
Вы единственный мне известный ресурс сети, что публикует сборники стихов целиком.
Михаил Князев

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!