Сергей Багров
Исторические повести
Всегда задавался вопросом: от кого мы пошли? От бояр? Или царевых слуг? Пушкарей? Кузнецов? Целовальников? Беглых крестьян? От кого бы то ни было, все мы топчем свои дороги и несем тот фамильный портрет, а быть может, и сам характер, какой нёс в себе наш прародитель, утверждая себя сквозь потоки летящего времени через тех, кто ушёл, и идёт.
Оглавление 15. Тень холопа. Глава 3 16. Тень холопа. Глава 4 17. Тень холопа. Глава 5 Тень холопа. Глава 4
Подкрепились сивухой и пирогами. Стали думать: куда держать путь? – В монастырь, – предложил хлебопёк, – отсидимся в тишкُе до покойной поры. – Э, нет, – сказал целовальник, – в Тулу надо. Там Болотников войском стоит. Таких, как мы, ожидает… Фенко прикидывал: две дороги, и обе ведут неизвестно к кому. У монахов, пожалуй, будет верней, там и пища тебе. И жильё. Да и сам останешься цел. Однако придётся скрывать: кто, откуда ты, что натворил? Жить же раздвоенно, чтоб одно говорить, а другое таить, холоп не умел. А как у повстанцев? Этого Фенко вовсе не знал, только чуял: там должно быть как-то иначе. – Куда Болотников чает пойти? – спросил у Копыта. – Сперва в Москву на царя, потом на вотчины к барам. Всю господскую нероботь перечешем. Чем-то рискованным и призывным накатило от Кешиных слов, стало дерзко и радостно, словно в драке, и померещилось Брагину Устье, куда он вернулся, чтоб так переставить людей, дабы были вверху такие, как мать его или Павла. – Подамся вместе с тобой! – Фенко хлопнул ручищей по Кешиной вислой спине. Целовальнику это и надо: – Слава Небесному! Помолившись и, поделив хлеб с вином, в эту же ночь и отправились в путь. Хлебопёк – в монастырь. Пастух с целовальником – в Тулу.
Монотонно скрипели оси колес. Дорога была не особенно длинной, однако пришлось её брать терпеливым сидением на телеге всю остатную ночь и весь день, а потом ещё одну ночь и ещё один день, пока не открылись окрестности Тулы. Затаившись в кустах, разглядели, что подступ к городу был закрыт. В пятистах саженях от стен стояло лагерем царёво войско. Привстав над телегой, Фенко глядел на притихшие стены детинца с воротами, башнями и зубцами. В устье речки Воронья, впадавшей в Упу, прудили плотину. Мелькали фигурки стрельцов, похожие издали на букашек. Там и сям среди нивок горели костры. Ржали изредка кони. Слезая с телеги, Брагин кивнул на гнедых: – Давай-ко, Кеша, счастьица попытаем! Режь постромки. Излажайся верхом! Таясь, где в кустах белотала, где в клочьях тумана, где в засторُонье стогов, вершники тронулись робкой рысцой, ежесекундно рискуя попасть на заставу. И едва ли бы им удалось миновать смертной стычки, да на их удачу в эту же ночь из секретно раскрытых ворот вышел конный отряд. Продвигался он крупным галопом, открыто. Закружились кони возле ближайшего к ним бивака, где белела большая палатка. Стрельцы охранять её почему-то не стали, скрылись между телег. Кто-то дюже лохматый, в кафтане с одним рукавом соскочил на ходу с вороного, рассёк палашом полотно – палатка опала, и обнажилась схоронка мешков. – Загружай – и назад! Четверо веُршних, спрыгнув с коней, занялись торопливой погрузкой. Один за другим отъезжали гружёные кони. Кеше с Фенком, приспевшим к зоримой палатке, тоже забросили по мешку.
Сзади послышался топот и свист. Заржал аргамак. Бахнул выстрел. Из пятерых, отгружавших мешки, заскочил на коня лишь лохматый. Брагин почувствовал резкий удар. Настигшее сзади копьё прободало мешок. – Было твоё – стало моё! – Фенко, теряя мешок, тяжело скользнувший вниз по его бахиле, дёрнул копьё на себя и услышал жалобный стон – падал с лошади царский дружинник. «Лохматый ссадил!» – понял Брагин, видя в трёх шагах от себя вороной круп коня, а над ним силуэт детины с опущенным в правой руке палашом. – Ты-ы, большой! – приказал беспощадным басом лохматый детина. – Придержи-ко их тут! Гнедой заупрямился развороту. Но Фенко подпнул его по бокам, быстро вскинул копье и, не ведая, как им правильно надо владеть, сделал страшно отчаянный взмах. Один из дружинников охнул, второй – потерял оборвавшийся повод, третий – резким ударом меча пересек у холопа копье. Из сумрака ночи на Фенку блеснула железная клёпка тяжких доспехов. Конник поднял плечо, меч на миг задержался, нависнув над Брагиным, как предсмертье. – Чем луканька не шутит! – Фенко вложил в ладони и ноги упругую силу толчка и порывисто взвился, оставив гнедого без ездока. Дружиннику в стеганом тягилُяе, броне и наплешной мисُюрке, махнувшему вострым мечем куда-то в пустое, было нелепо и дико почувствовать вдруг у себя за спиной что-то громоздкое и живое, которое сжало его до боли, схватило руку с уздой и погнало коня в ворота.
Оглавление 15. Тень холопа. Глава 3 16. Тень холопа. Глава 4 17. Тень холопа. Глава 5 |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 03.12.2024 Игорь, Вы в своё время осилили такой неподъёмный груз (создание журнала), что я просто "снимаю шляпу". Это – не лесть и не моё запоздалое "расшаркивание" (в качестве благодарности). Просто я сам был когда-то редактором двух десятков книг (стихи и проза) плюс нескольких выпусков альманаха в 300 страниц (на бумаге). Поэтому представляю, насколько тяжела эта работа. Евгений Разумов 02.12.2024 Хотелось бы отдельно сказать вам спасибо за публикацию в вашем блоге моего текста. Буквально через неделю со мной связался выпускник режиссерского факультета ГИТИСа и выкупил права на экранизацию короткометражного фильма по моему тексту. Это будет его дипломная работа, а съемки начнутся весной 2025 года. Для меня это весьма приятный опыт. А еще ваш блог (надеюсь, и журнал) читают редакторы других изданий. Так как получил несколько предложений по сотрудничеству. За что вам, в первую очередь, спасибо! Тима Ковальских 02.12.2024 Мне кажется, что у вас очень крутая редакционная политика, и многие люди реально получают возможность воплотить мечту в жизнь. А для некоторых (я уверен в этом) ваше издание стало своеобразным трамплином и путевкой в большую творческую жизнь. Alex-Yves Mannanov
|
||
© 2001—2024 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
https://oiltechclean.ru установка для очистки гидравлического масла. |