Игорь Белисов
Философское эссеОпубликовано редактором: Андрей Ларин, 5.06.2012Оглавление 15. Часть вторая. Беспощадность литературы. Человек абсурда 16. Часть вторая. Беспощадность литературы. Компания пессимистов 17. Часть вторая. Беспощадность литературы. Прыжок Часть вторая. Беспощадность литературы. Компания пессимистов
В соответствии с хорошей традицией философских трудов, Камю опирается на своих предшественников:
«Хайдеггер хладнокровно рассматривает удел человеческий и заявляет, что мы влачим унизительное существование. Единственная действительность – это "забота" на всех ступенях бытия... Он перечисляет ее виды: досада, когда обыкновенный человек пытается ее как-то уравновесить и заглушить в себе; ужас, когда разум созерцает смерть... По Хайдеггеру, тоже не следует погружаться в сон, а надо бодрствовать вплоть до израсходования себя... Ясперс отчаивается в какой бы то ни было онтологии, потому что хочет, чтобы мы утратили "наивность". Он знает, что нам не дано возвыситься хотя бы в чем-нибудь малом над убийственной игрой видимостей... Шестов... беспрерывно доказывает, что и самое стройное из учений универсального рационализма всякий раз под конец упирается в иррациональность человеческой мысли... Кьеркегор... не просто открывает абсурд, а больше того – им живет. Человек, написавший: "Самое надежное безмолвие возникает не тогда, когда молчат, а когда говорят", первым делом убеждается том, что ни одна истина не абсолютна и не в силах сделать удобоваримым существование, которое само по себе есть невозможность... Он отвергает утешения, мораль, самые принципы душевного покоя. Он далек от того, чтобы унимать боль в сердце из-за засевшего там шипа. Напротив, он растравляет эту боль и с отчаянной радостью распятого, довольного своей казнью, постепенно выстраивает категорию демонического из ясности, отрицания, комедиантства. Этот одновременно нежный и ухмыляющийся лик, эти пируэты в сопровождении крика, исторгнутого из недр души, и являют собой дух абсурда в схватке с превосходящей его действительностью... Гуссерль и феноменологи возвращают миру его разнообразие и отвергают трансцендирующий разум... Лепесток розы, километровый столб у дороги или человеческая рука так же важны, как любовь, желание или законы тяготения... Думать – это научиться заново видеть, быть внимательным, направить на что-то свое сознание, возвести, подобно Прусту, в разряд привилегированных каждую идею и каждый образ...» «Как не почувствовать глубинное родство всех этих умов?– восклицает Камю.– Как не заметить, что все они расположились у того особого и горестного места, где больше нет почвы для надежды?.. Отчетливо ощутимо, что существует общий для упомянутых умов климат. Не будет слишком вольной игрой слов сказать, что он смертелен».
Оглавление 15. Часть вторая. Беспощадность литературы. Человек абсурда 16. Часть вторая. Беспощадность литературы. Компания пессимистов 17. Часть вторая. Беспощадность литературы. Прыжок |
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсы
|
||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|