HTM
Как издать бумажную книгу со скидкой 50% на дизайн обложки

Игорь Белисов

Осколки. О Бытии и Ничто литературного творчества

Обсудить

Философское эссе

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 5.06.2012
Оглавление

30. Часть третья. Трансгрессия. Суверенность
31. Часть третья. Трансгрессия. Праздник жизни
32. Часть третья. Трансгрессия. Табу

Часть третья. Трансгрессия. Праздник жизни


 

 

 

Чем более суверенно существование человека, тем больше он сам себе имманентен, тем дальше от положения вещи и, соответственно, ближе к божественной первозданности. Для массы людей эта радость недостижима. Люди, включенные в цепь полезных деяний, порабощенные сложившимся порядком вещей, не живут жизнью, а терпят жизнь. Такая ситуация копит в людях негативный заряд, который в наше время называется словом «стресс». Впрочем, во все времена, начиная с примитивных сообществ, человек социальный испытывал это гнетущее накопление, которое требовало разрядки, отдушины.

Такой отдушиной стало явление праздника.

 

«Божественной мир заразителен, и его заразительность опасна... Неотвязная проблема, обусловленная невозможностью быть человеком, не становясь вещью, или же желание вырваться за пределы вещей, не вернувшись в животный сон, находит себе ограниченное разрешение в празднестве», – пишет Батай.

 

Ключевая идея здесь – «вырваться за пределы вещей». Временно сбросить свою социальную оболочку и с головой окунуться в утраченную свободу.

Таким образом, празднество – это акт трансгрессии...

Однако в данном случае трансгрессия контролируема:

 

 «...в празднестве прорывается тяга к разрушению, но она регулируется и ограничивается консервативным благоразумием... Празднество терпят поскольку, поскольку оно оставляет неприкосновенными закономерности профанного мира».   

«Празднество – слияние жизни всех людей. Для вещей и индивидов оно служит тиглем, где все различия расплавляются в жизненном жаре сокровенности. Но его сокровенность разрешается в реально-индивидуальном полагании той целостности, чья судьба разыгрывается в обрядах. Празднество ограничено именно тем, что совершается для некоторого реального сообщества, для некоторой социальной данности, наличествующей как вещь, – для некоторой совместной операции, нацеленной на будущее время; празднество само включается в цепь полезных деяний... Празднество – это не настоящий возврат к имманентности, а дружественное (или полное тревоги) примирение двух несовместимых необходимостей».

«Празднество происходит для того, чтобы вернуть человека к имманентности, но условием этого возврата является помрачение сознания. Таким образом, к имманентности возвращается не человечность человека – поскольку именно ясностью сознания она противостоит животному началу. Собственно праздничное начало не включено в природу сознания, и, обратно, праздничный разгул оказался возможен лишь благодаря неспособности сознания принять его таким, как он есть. В этом фатальном непонимании празднества заключена основная проблема религии. Человек есть существо, утратившее и даже отбросившее то, чем оно является втайне – неразличимую сокровенность».

 

Получается, празднество в основе религиозно. Оно восходит к тому первобытному состоянию, когда человек пребывал в лоне природы, в ее непрерывности, как зверь, как вода в воде. На протяжении всей истории человечества, собственно, празднества и находились под эгидой религий. Светские праздники в последнюю сотню-другую лет – лишь бледный отблеск иссякающей эманации. Все более рассудочные требования цивилизованного социума все менее приемлют неистовый, стихийный разгул.

И в тем большей степени делают праздник трансгрессией.

Можно даже сказать, праздник тем больше – праздник, чем в большей степени он – трансгрессия.

Суть трансгрессии раскрывается в утренней фразе, знакомой каждому цивилизованному человеку, произносимой с иронией вопреки головной боли и тягостным фактам: «Праздник удался». 

 

 

 


Оглавление

30. Часть третья. Трансгрессия. Суверенность
31. Часть третья. Трансгрессия. Праздник жизни
32. Часть третья. Трансгрессия. Табу
Акция на подписку
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Присоединяйтесь к 30 тысячам наших читателей:

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com

Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Пробиться в издательства! Собирать донаты! Привлекать больше читателей! Получать отзывы!..

Мы знаем, что вам мешает
и как это исправить!

Пробиться в издательства! Собирать донаты! Привлекать больше читателей! Получать отзывы!.. Мы знаем, что вам мешает и как это исправить!


Купи сейчас:

Номер журнала «Новая Литература» за январь 2023 года

 

Мнение главного редактора
о вашем произведении

 



Издайте бумажную книгу со скидкой 50% на дизайн обложки:
Издайте бумажную книгу со скидкой 50% на дизайн обложки!


👍 Совершенствуйся!



Отзывы о журнале «Новая Литература»:


06.02.2023

...с удовольствием назову талантливых – по моему мнению – авторов журнала. Да Вы и сами наверняка это знаете: Олег Золотарь, Владимир Захаров, Дина Измайлова, Соломон Сапир (публикация Андрея Струга и рассказов – большая удача для журнала!). С интересом прочитал повесть Ольги Демидовой (хотя и не совсем понятно, кем она написана – Записки Ивана Наумова); роман Кирилла Комарова, Яибэ.

Лев Немчинов



01.02.2023

Журнал «Новая Литература» – прекрасная возможность для авторов донести свои произведения до читателей.

Галина Абрамсон Ткачева



24.01.2023

Благодарю вас за вашу полезную жизнедеятельность.

Татьяна Фомичева



Сделай добро:

Поддержите журнал «Новая Литература»!


Copyright © 2001—2023 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!