Игорь Белисов
Философское эссеОпубликовано редактором: Андрей Ларин, 5.06.2012Оглавление 39. Часть третья. Трансгрессия. Трансгрессия в современной цивилизации 40. Часть третья. Трансгрессия. ПрОклятая часть 41. Часть третья. Трансгрессия. Трансгрессия и литература Часть третья. Трансгрессия. ПрОклятая часть
Так куда же человека тянет цивилизация? Очевидно, тянет она в направлении профанного, то есть, пользы. Хорошо это или плохо? Такая постановка вопроса бессмысленна, по крайней мере, в обозримую эру цивилизованного человечества. Но есть здесь одна неосознанная составляющая, которая интуитивно вызывает в человеке тревогу. Небеспочвенность этой тревоги блестяще обосновывает Батай в главной книге всей своей жизни – «Прóклятая часть»*.
«Это первая попытка поднять вне любых частных дисциплин проблему, которая еще не поднималась, как она того заслуживает, на скрещении проблем, поставленных всеми науками о движении энергии на земле, – начиная с геофизики, социологии, истории, биологии и заканчивая политической экономией. Впрочем, ни психология, ни философия вообще не могут обходить стороной этот основной вопрос экономики. Даже то, что может быть сказано об искусстве, литературе, поэзии, в первую очередь связано с изучаемым мною процессом – с превращением избыточной энергии в кипение жизни». «...фундаментальные проблемы ставит перед живой материей и человеком не необходимость, а ее противоположность, "роскошь"». Этот труд Батай не успел при жизни закончить. В книге есть завершенные главы, но еще больше набросков по разным аспектам проблемы. Однако сквозная идея уже сформулирована в первой части большой монографии, которая называется «Истребление богатств» («La consumation»). Французское звучание мне показалось смутно знакомым. Вот что ответила на мой запрос «Википедия»: «Консумация (лат. consumo, "потребляю") – стимулирование спроса на услуги посетителей ресторанов, ночных клубов и иных увеселительных заведений. Консумацией часто занимаются стриптизерши и проститутки: они побуждают клиентов в баре, публичном доме и.т.п. покупать еду, напитки и прочее, – за что получают свой процент от заплаченного гостем. В части заведений консумация не подразумевает "интим" как таковой». Я привел здесь эту трактовку улыбки ради. Потому что на самом деле, дальше будет совсем не смешно. Опошление термина «консумация» содержит метафору нашей цивилизации: человека соблазняют, вынуждая раскошеливаться на бесполезное, то есть, отдавать часть своей энергии на Ничто.
«Будем исходить из простейшего факта, – пишет Батай:– при положении вещей, определяющемся игрой энергий на поверхности земного шара, живой организм в принципе получает больше энергии, чем ему необходимо для поддержания жизни; излишняя энергия (богатство) может быть использована для развития системы (например, для роста организма); если система не способна больше развиваться или если избыток не может быть полностью поглощен в процессе роста, нужно обязательно избавиться от него без пользы, растратить его – вольно или невольно, либо со славой, либо, в противном случае, посредством катастрофы»... «Ибо если мы не в силах уничтожить избыточную энергию, то она не может быть использована; и тогда, словно дикое, не поддающееся дрессировке животное, она сама уничтожает нас, мы сами расплачиваемся за неизбежный взрыв».
Батай последовательно анализирует историю человечества, начиная с древнейших обществ, когда в процессе трудовой деятельности человек получал ровно столько энергии, сколько необходимо для поддержания жизни. Далее он переходит к общественному устройству, которое называет «религиозно-предпринимательским» и «военно-предпринимательским», где уже обнаруживается избыток энергии, пускаемой на роскошь и славу возвысившихся патриархов и королей. Наконец, атеистический, капиталистический, индустриальный мир, который пытается быть гуманным и демократичным, который стушевывает показное богатство отдельных и декларирует пользу для всех – и который явил человечеству страшные мировые войны и экономические потрясения.
«...происходит не рост, а только роскошное расточение энергии в различных формах! История жизни на Земле – в первую очередь результат безудержного буйства; главным событием является развитие роскоши, производство все более дорогостоящих форм жизни». «В современных условиях все способствует тому, чтобы скрывать фундаментальный процесс, направленный на возвращение богатств к их назначению – к дару, к безвозмездной растрате. С одной стороны, механизированная война, производя массовые разрушения, показывает этот процесс как чуждый и враждебный человеческой воле. С другой стороны, рост жизненного уровня отнюдь не изображается как требование роскоши... С этим двояким изменением движения, которого требует от нас истребление богатств, связано чувство проклятия. Отказ от войны в той чудовищной форме, в которой она предстает, отказ от роскошного расточительства, которое в своей традиционной форме означает несправедливость. В момент, когда избыток богатства больше, чем когда либо, он окончательно приобретает в наших глазах смысл, который всегда был ему до какой-то степени свойствен, – смысл прóклятой части».
Невесело, правда? Все усилия человечества, направленные на извлечение пользы и накопление, приводят только к тому, что на каком-то этапе «прóклятая часть» неизбежно уничтожается. Остается добавить, что человечество как биологический вид – само по себе «прóклятая часть» природной гармонии. Вот откуда это постоянное ощущение тревоги, которую в наше время принято называть словом «стресс». Но даже тщательно замаскированная от трезвого осознания, намеренно вытесненная социальной идеологией, «прóклятая часть», не достигая явной тревоги, в душе у многих людей вызывает чувство гнетущей тоски. Человек чувствует: его жизнь расходуется «не туда». Он говорит: «Все не так, ребята». Он пытается отыскать выход из положения, в которое угодил не по собственной воле. Человек не хочет быть вещью, включенной в сложившийся порядок вещей. Человек не хочет быть жертвой. Однако мир пользы не разжимает цепких объятий. Бóльшую часть своего жизненного ресурса человек вынужден тратить на экономическую деятельность – на то, что рано или поздно подвергнется уничтожению. Вырваться из этого круга представляется невозможным. Но человеческая душа интуитивно стремится к чему-то еще, за пределами бессмысленной данности профанного Бытия. И однажды человек случайно берет в руки Книгу...
________________________________ * Уточнение 2014 года. Когда я размышлял над «Осколками», в моих руках была книга, выпущенная издательством «Ладомир» в 2006г. – собрание трудов Жоржа Батая, в котором на обложку вынесен заголовок наиболее важной его работы: «Проклятая часть». Мне кажется, это более правильный перевод. Во французском оригинале книга называется «LA PART MAUDITE». Слово «part» – общее для всех латиноязычных народов – основным своим смыслом означает, прежде всего, «часть». Таков его рутинный, поверхностный перевод. В русском же языке слово «часть» имеет такой синоним как «доля». Вдумаемся: доля – это и отделяемое от целого, но доля – это еще и удел, судьба. Не берусь судить, несет ли «part» для французов выявленный здесь смысловой оттенок, но для русскоязычного человека понятие «доля» в сравнении с понятием «часть», несомненно, содержит более ёмкое драматическое наполнение.
Оглавление 39. Часть третья. Трансгрессия. Трансгрессия в современной цивилизации 40. Часть третья. Трансгрессия. ПрОклятая часть 41. Часть третья. Трансгрессия. Трансгрессия и литература |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 22.04.2024 Вы единственный мне известный ресурс сети, что публикует сборники стихов целиком. Михаил Князев 24.03.2024 Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества. Виктор Егоров 24.03.2024 Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо! Анна Лиске
|
||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|