Игорь Белисов
Философское эссеНа чтение потребуется 12 часов | Скачать: Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 28.03.2014
Оглавление 112. Небо 113. Древние боги неба 114. Субституция Древние боги неба
«Здесь нет необходимости подробно обсуждать фигуру гипотетического Бога ясного неба Дьяуса, общего для всех арийских племен. Очевидно, что индийский Дьяус, римский Юпитер, греческий Зевс и германский бог Тор – это различные формы, образовавшиеся с течением истории из данного первичного небесного божества, и что из самих их имен следует исходное двойное значение "света" (дня) и "сакрального" (ср. санскрит, div, "светить", "день", dyaus, "небо", "день"; dios, dies; deivos, divus). «Решающим элементом в характере всех этих божеств является их верховное владычество... Но Дьяус подвергся процессу "натурспециализации", т.е… перестал считаться олицетворением святости Неба и превратился просто в обозначение дневного состояния неба ("небо", "день"). В данном случае это также результат его "пассивности": сакральный элемент отделяется от явлений природы, и слова, некогда используемые в целях описания сакрального, в конечном итоге становятся профаническими… Но подобная "секуляризация" Дьяуса ни в коем случае не уничтожает и не ослабляет теофанию Неба; она лишь означает, что Дьяус уступил свое место другому божеству». «Уже с начала ведийского периода место Дьяуса было занято другим Богом – Варуной (u-ru-va-na в богазкейских надписях XIV в. до н.э.)… Варуна – главный обладатель майя, магического воздействия. Путы Варуны магические, как и само его владычество; они служат символом мистических ветвей власти, которыми обладает вождь и которые называются: правосудие, управление, служба царской и общественной безопасности и другие… Варуна – царь, но не царь, воцарившийся по своей воле (сварадж, как Индра), а самрадж – царь универсальный, т.е. власть принадлежит ему по праву в силу его природы, и эта власть дает ему возможность действовать с помощью магии, через "власть мысли", через "знание"». «У иранцев также был Верховный Бог Неба… Божество, которое мы находим в Авесте, божество, которое попытался преобразить Заратустра, сделав его центральной фигурой в своей религиозной реформе, носило имя Ахура-Мазда – "Господин Мудрость", "Всезнающий"… Исследования в области сравнительного изучения религий с самого начала обнаружили в Ахура-Мазде двойника Варуны… Необходимо также обратить внимание на дозороастрийское представление об Ахура-Мазде как о deus otiosus[7], который творит не непосредственно, а с помощью spenta mainyu, т.е. через посредничество "доброго духа"… Это настолько общее явление, что, как кажется, оно должно соответствовать некоторой фундаментальной тенденции в религиозной жизни… Многие религиозные реформаторы (например, Моисей, пророки, Мухаммед) возвращали к жизни древних верховных богов Неба, которые, превратившись в dei otiosi, в религиозной жизни масс были вытеснены более конкретными и динамичными фигурами (богами плодородия, великими богинями и т.д.)». «В Греции Уран более четко сохранил свой естественно-природный характер: он был Небом… Приближаясь и расстилаясь во всех направлениях, "жаждущий любви" и приносящий ночь, он окутывает Землю. В этом космическом браке заключено четкое определение функции Неба… Его довольно шаткую культовую власть узурпировали другие боги, прежде всего Зевс… "Созидательный" элемент в Зевсе просматривается очень четко, но не на космогоническом уровне (ибо мир был создан не им), а на биокосмическом: он управляет источниками плодородия, он – повелитель дождя. Он "Творец" потому, что он "делает плодородным"». «В Италии Юпитеру, как в Греции Зевсу, поклонялись на вершинах гор... Титулы Юпитера столь же "говорящие", как и у Зевса: Светящийся, Удар молнии, Громовержец... Тор – архетип германских героев – это, прежде всего, Бог-борец; Óдин, хотя он также участвует в бесчисленных битвах, побеждает без всяких усилий благодаря своей "магии"… Кельты верили в Тараниса, который, несомненно, был небесным Богом грозы (от кельтского корня taran – "громыхать", ср. ирландское torann – "гром"). Балтийский Перкун (perkunas – "молния") и праславянский Перун (ср. польское piorun – "гром") также были верховными небесными богами, чаще всего проявлявшимися в грозе».
Оглавление 112. Небо 113. Древние боги неба 114. Субституция |
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:![]() Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 16.02.2025 Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.) Анна-Нина Коваленко 14.02.2025 Сознаюсь, я искренне рад, что мой рассказ опубликован в журнале «Новая Литература». Перед этим он, и не раз, прошел строгий отбор, критику рецензентов. Спасибо всем, в том числе главному редактору. Переписка с редакцией всегда деликатна, уважительна, сотрудничество с Вами оставляет приятное впечатление. Так держать! Владимир Локтев 27.12.2024 Мне дорого знакомство и общение с Вами. Высоко ценю возможность публикаций в журнале «Новая Литература», которому желаю становиться всё более заметным и ярким явлением нашей культурной жизни. Получил одиннадцатый номер журнала, просмотрел, наметил к прочтению ряд материалов. Спасибо. Геннадий Литвинцев ![]()
![]() |
||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Разработка и продвижение продвижение разработка сайтов. . https://www.examclouds.com иерархия коллекции в java. |