HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Игорь Белисов

Жертвенник. О сакральном и профанном литературного творчества

Обсудить

Философское эссе

На чтение потребуется 12 часов | Скачать: doc, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 28.03.2014
Оглавление

117. Возвращение к абсолюту
118. Профанная сакральность
119. Смысл жертвоприношений

Профанная сакральность


 

 

 

В этой связи мне вспоминается история церкви, с которой соотносится так называемая новая эра. В самом начале становления церкви это действительно была новая эра: подвиг Христа произвел духовную революцию.

Подобную же революцию в свое время совершил Моисей, получив на скрижалях Закон от Единого Бога (Яхве), проповедуя отречение от древнего многобожия с их кровавыми и плотскими культами. Языческая религия ко времени Моисея, похоже, утратила свое сакральное содержание и выродилась в ритуальность, по сути, профанную. Таким образом, завет Моисея возвращал иудеев к духовной опоре, знаменуя собой бегство из плена и спасение средь пустыни.

Однако ко времени Иисуса Христа традиционная религия иудеев во многом скатилась в такую же профанацию, к какой девальвировались народные языческие традиции, предшествующие некогда Моисею. Я никоим образом не намерен развенчивать мировые религии (тем более что иудаизм сегодня существует наряду с христианством; равно как и с более поздним исламом, и с куда более ранними буддизмом и индуизмом; не говоря о живучести различных отголосков язычества), но нельзя не признать цикличной тенденции: всякий культ, начинаясь с сакрального обновления, открывая в религиозной истории "новую эру", с течением времени подчиняется пользе, становится прагматичным, утилитарным, и вырождается в профанную культовую формальность.

Что до церкви Христа, изначально сакральной, духовной, оппозиционной к тогдашнему миропорядку, радикально революционной, открывающей действительно «новую эру», поскольку она проповедовала, прежде всего, свободу личности в Духе – на протяжении дальнейших веков она срослась с государственной властью и стала институтом порабощения человека, подчинения его духа интересам владык, и всей его жизни – отнюдь не духовной, а вещественной пользе.

Неудивительно, что пришла Реформация. Но она запоздала. Ко времени реформаторской деятельности Лютера и Кальвина, уже началось Просвещение, зарождались науки, и человек образованный все более сомневался в духовности церкви. Пошел процесс секуляризации – отделения церкви от государства, и в более широком смысле – отделения сакрального от профанного.

Вот в то смутное, переломное время подразумеваемая миссия духовного лидерства стала перетекать от клириков к… литераторам.

То искусство литературного текста, искусство словесного образа, драматической мысли, которое мы знаем сегодня как писательское воплощение, зарождалось из поиска духовной опоры за пределами церкви, в приближенной к людям, мирской, обыденной жизни. Своего пика духовной силы и подлинного величия литература достигла в XIX веке. Именно тогда писатель возвысился до статуса властителя дум. И тогда же было объявлено: «Бог умер».

В дальнейшем, ХХ век явил впечатляющие достижения в развитии литературной стилистики и, одновременно, – поиски истины, к которой устремились писатели, высвечивая реальность и продолжая властвовать над умами читателей. Однако к концу ХХ века реальность стала не модной, поиски истины заместились абсурдом и фарсом, и роль писателя незаметно свелась от властителя дум к развлекательному жонглеру словами.

Писателей настигла та же участь, что и церковнослужителей. Только со сдвигом по фазе приблизительно в сотню лет. Начиная с эпохи Просвещения, человек, обретая научные знания, уж как минимум – некое «среднее» образование, все больше утверждается в убежденности, что он сам может все объяснить, все постичь. Властители дум ему больше не требуются. Сам себе – голова!.. Ну и что мы видим сегодня? В церковь люди почти не ходят, и книг, в массе своей, почти уже не читают. На этом фоне прогрессирует массовая интеллектуально-нравственная деградация, если не сказать – высокоцивилизованное одичание.

Обращает на себя внимание и вот еще какой факт: в наше время обострился интерес к оккультным шаманствам, которые, с точки зрения любой монотеистской церкви – не что иное, как откат к языческим практикам. Одновременно, в литературе нивелируется реализм и буйным цветом разрастаются фэнтези с эзотерикой. Происходит политеизация массового сознания, характерная для ментальности времен варварства.

У меня возникает вопрос: варварство – это навсегда ушедший период?.. или периодически актуальная фаза?

Вопрос вовсе не праздный: если варварство возвратимо, значит, и возвратима эра принесения человека в жертву.

 

 

 


Оглавление

117. Возвращение к абсолюту
118. Профанная сакральность
119. Смысл жертвоприношений
507 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 12:03 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Купить dragonfly мембранный дождевик crossenduro.ru. . http://apocalypse.orthodoxy.ru/policy/207.htm подробности на сайте
Поддержите «Новую Литературу»!