HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Игорь Белисов

Жертвенник. О сакральном и профанном литературного творчества

Обсудить

Философское эссе

На чтение потребуется 12 часов | Скачать: doc, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 28.03.2014
Оглавление

120. Сакральное пространство
121. Сакральное время
122. Смысл мифа

Сакральное время


 

 

 

То же самое относится и ко времени. Когда писатель погружается в работу над текстом, его субъективные внутренние «часы» соответствуют течению мысли и написанию, а время внешнее, объективное, суточное, календарное – практически для него исчезает.

 

«Что отличает сакральное время от профанной длительности, предшествовавшей ему и за ним следующей?.. Оно может означать время, в течение которого совершается тот или иной ритуал… Им может также быть обозначено мифическое время, воскрешенное ритуалом или простым повторением какого-либо действия, имеющего мифический архетип. Наконец, так могут называться ритмы Космоса (например, "иерофании Луны"), если их понимать как моменты, в которые обнаруживает себя, т.е. проявляется, изначальная сакральная сила, движущая Космосом. Таким образом, момент или фрагмент времени могут в любое мгновение превратиться в иерофанические… обнаружить перед нами то, что мы для удобства называем абсолютным, сверхъестественным, сверхчеловеческим или сверхисторическим».  

«В религии… периодическое повторение чего-либо означает главным образом, что мифическое время идет именно теперь и может длиться бесконечно… Страсти Христовы, его смерть и воскресение не просто вспоминаются во время служб на Святой неделе – они происходят именно в эти моменты перед "имеющими глаза"».

«То же можно сказать и о магии… Люди отправляются искать целебные травы со словами: "Мы соберем травы и приложим их к ранам на теле Спасителя". Этим магическим обрядом целительница превращает себя в современницу страстей Христовых, лечебную же силу трава обретает благодаря тому, что прикладывается… к ранам Иисуса или растет у подножия креста».

«Периодические возвращения, повторения, вечное настоящее – вот три свойства религиозно-магического времени».

«Совершением любого ритуала и, следовательно, выполнением любого значимого действия (к ним относятся, например, охота, рыбная ловля) первобытный человек помещает себя в мифическое время... Это период Творения в том смысле, что именно тогда, in illo tempore, был сотворен и упорядочен Космос, а боги, предки и культурные герои научили людей действиям, ставшим архетипическими».

«С точки зрения первобытной духовности любое начало есть illud tempus, а значит, момент и акт выхода в Великое время, в вечность».

«В желании начать новую жизнь в лоне нового Творения – а это чаяние выражают все церемонии встречи одного года и проводов другого – есть и парадоксальная жажда достичь подлинно исторического существования, жить только в сакральном времени. Человеку хочется возрождения неделимого, нерасчлененного времени, превращения последовательности в "вечность"».

«На всех уровнях – от космологии до сотериологии – понятие возрождения связано с идеей нового времени, с верой человека в возможность в какие-то моменты достигать Абсолютного начала».

«Чувство, которое можно назвать "ностальгией по вечности" доказывает, что человек жаждет вполне конкретного рая и верит в возможность иметь его здесь, на Земле, и сейчас, в данную минуту. Именно в таком смысле древние мифы и обряды, связанные со священными местами и сакральным временем, можно, похоже, генетически вывести из ностальгических воспоминаний о "земном рае" и некой "реализуемой" вечности, в достижимость которой, может быть, все еще верит человек».

 

Таковы функция и осуществление сакрального времени. Человек архаичный всё свое бытие стремился сделать максимально сакральным, и всякое действие, начиная с рутинных и кончая торжественными, он проецировал на некий божественный архетип.

Сегодня эта практика людьми позабыта. Человек современный – это человек сугубо профанный. Он проживает профанную жизнь в координатах, лишенных божественности. И только некоторые интуитивно стремятся за этот мертвый предел – люди творчества.

Художественное творчество, в глубинной основе, есть реализация вечности. Дело не в том, что картина или книга может пережить своего автора, а в том, что еще при жизни, находясь в конкретном «здесь и сейчас», художник ужé живет в вечности; вечность – его основной инстинкт. Удаляясь за рамки профанных пространства и времени, художник существует в совершенно иных измерениях, и пока он находится там, в бесконечности и безврéменьи, он ни к чему не привязан здесь, в мире календарном и смертном. Он – бессмертен.

 

 

 


Оглавление

120. Сакральное пространство
121. Сакральное время
122. Смысл мифа
467 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 24.04.2024, 12:39 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

22.04.2024
Вы единственный мне известный ресурс сети, что публикует сборники стихов целиком.
Михаил Князев

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!