HTM
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2025 г.

Игорь Белисов

Жертвенник. О сакральном и профанном литературного творчества

Обсудить

Философское эссе

На чтение потребуется 12 часов | Скачать: doc, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 28.03.2014
Оглавление

119. Смысл жертвоприношений
120. Сакральное пространство
121. Сакральное время

Сакральное пространство


 

 

 

Человек разделяет судьбу придуманных им богов. Больше ста лет прошло с той поры, когда «Бог умер», и наш современник живёт в практически мертвом, случайном, бездушном пространстве. Однако когда-то всё было совсем по-другому.

 

«Любая кратофания или иерофания преображает место, где происходит, и оно, до того простое, пустое, ничего не значившее – профанное, становится священным».

«Именно в этих священноявленных местах были сделаны главные Откровения; именно здесь человек был научен кормить себя и пополнять свои пищевые запасы. И все связанные с пищей обряды, исполняемые в священном месте, в центре тотема, – это просто имитация и повторение того, что делали in illo tempore[11] мифические существа».

«Очерчивающие святое место ограда, стена или выложенный из камней круг – одно из первых рукотворных святилищ... Ограда не только обозначает перманентное присутствие внутри нее кратофании или иерофании – она также служит для предостережения профанного человека от опасности, которой он подвергнется, если войдет в огороженные пределы».

«То же можно сказать и о городских стенах: задолго до превращения в военные укрепления они служили для обеспечения магической защиты людей... Поэтому во времена кризисов, наподобие осад или эпидемий, все жители выходили и шли друг за другом вдоль городских стен – чтобы тем самым приумножить магическо-религиозную силу городских границ и бастионов».

«Способ возведения ведического алтаря еще более показателен. Освящение места для него предполагало двойную символику. С одной стороны, сооружение алтаря представляло собой сотворение мира... С другой стороны, строительство алтаря символизировало собой интеграцию времени… "Алтарь огня – это год… Ночи – это камни, окружающие его, и их 360 по числу ночей в году; дни – это кирпичи… потому что их 360, и дней в году 360". Таким образом, алтарь превращается в наделенный имманентным мистическим пространством и временем микрокосм, существующий внутри иноприродного ему профанного пространства и времени».

«Каждое освященное место, любое место, где возможны иерофании и теофании и где происходит разрыв уровней и переход от земного к небесному, есть Центр».

«Священная гора, где сходятся Земля и Небо, стоит в Центре мира… Любой храм, дворец... город или царское жилище уподобляются Священной горе и тоже становятся Центром… Соответственно, храм или священный город, через которые всегда проходит ось мироздания, считаются местом схождения Небес, Земли и Ада».

«Каждый дом стоит в Центре мира, и поэтому его возведение становится возможным только благодаря выходу из профанного времени и пространства... Дом тоже микрокосм, как город… Порог отделяет друг от друга два рода пространств, и дом равнозначен Центру мира».

«Все жилища магическим образом помещаются в Центре мироздания, и точно так же все они строятся на заре Творения. Как и священное пространство, мифическое время может воспроизводиться ad infinitum[12] при изготовлении человеком каждой новой вещи».

«Рассмотренные нами символы и уподобления доказывают, что человек считает для себя возможным жить только в сакральном пространстве… И если не происходит иерофании, которая бы открыла священное пространство, человек сам его для себя создает по законам космологии и геомантии... Тот факт, что … легкость создания Центра мира в любом жилище – распространена почти повсеместно, побуждает нас думать... что она является... характерной для всего человечества. Она ясно показывает особое состояние человека в Космосе, которое мы можем назвать "ностальгией по раю"... Я имею в виду желание пребывать всегда и без усилий в средине мироздания, в Центре реальности, в сердце сакрального – т.е. преодолеть в обычной жизни человеческое предопределение и возвратить себе судьбу богов».

 

Здесь я опять вспоминаю о пространстве литературы. Возможно, причина, почему человек предается письму, то есть, не зависимо от конкретного места удаляет себя из профанного мира, лучше всего объясняется с позиции религиоведения.

 

 

 


Оглавление

119. Смысл жертвоприношений
120. Сакральное пространство
121. Сакральное время
624 читателя получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2025.04 на 31.05.2025, 23:31 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


Литературные блоги


Аудиокниги




Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

20.04.2025
Должна отметить высокий уровень Вашего журнала, в том числе и вступительные статьи редактора. Читаю с удовольствием)
Дина Дронфорт

24.02.2025
С каждым разом подбор текстов становится всё лучше и лучше. У вас хороший вкус в выборе материала. Ваш журнал интеллигентен, вызывает желание продолжить дружбу с журналом, чтобы черпать всё новые и новые повести, рассказы и стихи от рядовых россиян, непрофессиональных литераторов. Вот это и есть то, что называется «Народным изданием». Так держать!
Алмас Коптлеуов

16.02.2025
Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.)
Анна-Нина Коваленко



Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2025 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+
Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000
Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387
Согласие на обработку персональных данных
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!