Игорь Белисов
Философское эссеНа чтение потребуется 12 часов | Скачать: Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 28.03.2014
Оглавление 18. Преступность писателя 19. Возвышение 20. Слава писателя Возвышение
«Два полюса сакрального одинаково противостоят профанной области. Перед его лицом их антагонизм смягчается, почти исчезает. Собственно, точно так же и святость равно опасается как осквернённости, так и профанности – для неё это две разные степени нечистоты. И наоборот, скверна равно способна запятнать как святое, так и профанное, которые будут равно страдать от ее посягательств. Итак, три стихии религиозного мира – чистое, профанное и нечистое, – обнаруживают примечательную способность объединяться по две против третьей».
Первый полюс, о котором толкует Кайуа – это полюс, возвышенный над тем самым общественным «центром», от которого струятся свет, порядок, добро, закон, благоденствие. Это полюс царя и жреца, президента и патриарха, главнокомандующего, возвышенного суверена – место пребывания власти. Второй полюс – периферия, общественная околица, зона обитания смутных, порочных, скверных начал. Чем дальше от «центра», тем дальше от света, порядка, надёжной устроенности. Чем плотнее сгущается тьма, чем бесконтрольней её обитатели, и тем в большей степени их существование – вне закона. Между этими крайностями – основная плоть социума, «средний класс». Те, кто стабильно работает и регулярно платит налоги, рожает потомство и заботится о его воспитании, чтобы, когда дети вырастут, а родители выйдут на пенсию, повторился цикл раз и навсегда им положенной обывательской жизни. И полюс власти, и полюс безвластия, каждый со своей стороны, противопоставлены по отношению к социальному «среднему классу». Священная власть неприкосновенна для граждан. Но в той же мере, и люди безвластия – неприкасаемы для добропорядочных обывателей. «Середина», являясь мощной прослойкой между «первыми» и «последними», в реальности и тем и другим служит опорой; фактически, и те и другие за счёт «середины» живут, без профанного мира их существование было бы невозможным. И в то же время, решительно отделяясь от любой профанации, и те и другие утверждают свою сакральность. Таким образом, власть и безвластие в крайнем антагонизме друг к другу, прежде всего, антагонистичны к «среднему классу», который всегда будет «средним», зато за пределом его, с одной стороны, возвышается власть освященного суверена; с другой – суверенная область фигур самовластных, неподвластных установкам официоза, и среди них зреет возможность амбивалентного превращения – когда однажды «и последние станут первыми».
«Всякий царь есть бог, потомок бога, или царствует по божьей благодати. Это – сакральный персонаж. Следовательно, его нужно изолировать, установить между ним и профанным миром непроницаемые перегородки». «Изолированный, изъятый из своей элементарной дуальности индивид – это существо потерянное, бродячее. Он образует не единицу, а разрозненный обломок некой живой целостности». «С одной стороны, для успеха в любом творчестве следует искать начало, дополнительное к своему собственному, с другой стороны – от него отстраняться, дабы не подвергнуть порче собственное свое начало; с одной стороны, уважать обладающее той же чудесной силой, что и ты сам, с другой стороны – проникаться, питаться им, дабы укрепить в себе эту силу». «Важно было подчеркнуть этот парадокс власти... В его основе – разница энергетических уровней».
Оглавление 18. Преступность писателя 19. Возвышение 20. Слава писателя |
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсы
|
||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|