Игорь Белисов
Философское эссеНа чтение потребуется 12 часов | Скачать: Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 28.03.2014
Оглавление 71. Любовь 72. Муза писателя 73. Трансгрессия пола Муза писателя
Вот здесь я начинаю прозревать, чтó именно Бердяев подразумевал под «миром призрачным» и «миром подлинным». Я прозреваю, благодаря его мыслям о любви. Кто был влюблен, кому дано было любить, на личном опыте познал эту трансгрессию: через любимое лицо, через «оболочку природного мира, через кору», из призрачного – в подлинное. Кому дано было любить, кому открылась эта дверь в сакральное, пусть ненадолго, но все-таки открылась, – уже не позабудет никогда, насколько иллюзорна жизнь материальная, профанная, и насколько несомненна, истинна – жизнь одухотворенная. Здесь же становится понятным и почему семья, в подавляющем большинстве случаев, любовь невольно умерщвляет. Увы, в подавляющем большинстве... Я сделал эту оговорку, поскольку хочу верить в исключения: а вдруг, бывают семьи, где всё складывается не «как у всех». А вдруг бывают семьи, где люди связаны не невозможностью расстаться из-за детей и рабских трудностей с жилплощадью, а истинным желанием быть вместе – не год, не три, не пока дети вырастут да старики помрут, – а притяженьем душ, взаимным и бессрочным, до гробовой доски? Вдруг, а?.. Отсюда мы выходим на феномен внесемейный, на преодоление предела, очерченного брачной безысходностью – любовники. Два человека, соединенные любовью и единственно ради любви. Иными словами, соединенные не профанно, а сакрально. Не сомневаюсь, это близко и обывателю, и личности художественной. Различие лишь в том, что человек с сознанием обывателя, в конце концов, свою любовь загонит в ту же брачную ловушку, но для художника – писателя, поэта, – принципиально этой перспективе не сдаваться. «Aut liberi aut libri»... Нельзя судить творца за то, что он не сдается общепринятому. Он – иной, и служит для иного. В этом есть жестокость. Прежде всего – к себе. И вместе с тем, он – человек, ни что человеческое не чуждо и ему. Как и божественное. «Срединная точка» здесь – любовь. Данте Алигьери было 9 лет, когда он встретил Беатриче. Ей было 8. Та встреча произвела на будущего поэта впечатление. В дальнейшем их пути пересекались, но Беатриче вышла замуж за другого, а Данте всю оставшуюся жизнь все главные произведения посвящал ей, недосягаемой – особенно недосягаемой после ее смерти родами в 24 года. 72-летний Иоганн Вольфганг Гёте встретил 17-летнюю Ульрику. Спустя два года, он решился свататься, но получил отказ. Закатная элегия в стихах отразило боль мужского сердца старика. Ульрика так и не вышла замуж никогда, дожив до 95 лет. Есть много исторических примеров, когда любовь, войдя в поэта, сакрально связывает с ним объект его любви. И всякий раз их единение не служит цели продолжения рода, но выливается в творение иной реальности. Бывает, что любовь небесную скрепляет и земной брак. Бывает, земной брак разваливается из-за вмешательства небесной страсти. Всяк бывает. Но главное, принципиальное, коренное – то, что любовь поэта подчинена произведениям. Ну а объект любви играет роль катализатора под названием «муза». И здесь нам важно осознать трагическую участь «музы», чья жизнь сплетается с судьбой поэта. Это страшный путь. Ее удача женщины – остаться в отдалении, выйти замуж, нарожать детей, быть дамой правильной, пристойной, жить профанной жизнью. Но есть ведь и такие, которые в поэте видят именно своего мужчину, и в этот омут падают, и разделяют с ним его инаковость, его бесперспективность в мире. Судьба такой отчаянной, с точки зрения обывателя, незавидна. А с точки зрения поэта? Всё, что он может предложить ей – слиться в Духе, растворившись между строк. Муза – жертва.
Оглавление 71. Любовь 72. Муза писателя 73. Трансгрессия пола |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 24.03.2024 Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества. Виктор Егоров 24.03.2024 Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо! Анна Лиске 08.03.2024 С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив. Евгений Петрович Парамонов
|
||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|