HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Игорь Белисов

Жертвенник. О сакральном и профанном литературного творчества

Обсудить

Философское эссе

На чтение потребуется 12 часов | Скачать: doc, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 28.03.2014
Оглавление

71. Любовь
72. Муза писателя
73. Трансгрессия пола

Муза писателя


 

 

 

Вот здесь я начинаю прозревать, чтó именно Бердяев подразумевал под «миром призрачным» и «миром подлинным». Я прозреваю, благодаря его мыслям о любви. Кто был влюблен, кому дано было любить, на личном опыте познал эту трансгрессию: через любимое лицо, через «оболочку природного мира, через кору», из призрачного – в подлинное. Кому дано было любить, кому открылась эта дверь в сакральное, пусть ненадолго, но все-таки открылась, – уже не позабудет никогда, насколько иллюзорна жизнь материальная, профанная, и насколько несомненна, истинна – жизнь одухотворенная.

Здесь же становится понятным и почему семья, в подавляющем большинстве случаев, любовь невольно умерщвляет. Увы, в подавляющем большинстве... Я сделал эту оговорку, поскольку хочу верить в исключения: а вдруг, бывают семьи, где всё складывается не «как у всех». А вдруг бывают семьи, где люди связаны не невозможностью расстаться из-за детей и рабских трудностей с жилплощадью, а истинным желанием быть вместе – не год, не три, не пока дети вырастут да старики помрут, – а притяженьем душ, взаимным и бессрочным, до гробовой доски? Вдруг, а?..

Отсюда мы выходим на феномен внесемейный, на преодоление предела, очерченного брачной безысходностью – любовники. Два человека, соединенные любовью и единственно ради любви. Иными словами, соединенные не профанно, а сакрально. Не сомневаюсь, это близко и обывателю, и личности художественной. Различие лишь в том, что человек с сознанием обывателя, в конце концов, свою любовь загонит в ту же брачную ловушку, но для художника – писателя, поэта, – принципиально этой перспективе не сдаваться. «Aut liberi aut libri»...

Нельзя судить творца за то, что он не сдается общепринятому. Он – иной, и служит для иного. В этом есть жестокость. Прежде всего – к себе. И вместе с тем, он – человек, ни что человеческое не чуждо и ему. Как и божественное. «Срединная точка» здесь – любовь.

Данте Алигьери было 9 лет, когда он встретил Беатриче. Ей было 8. Та встреча произвела на будущего поэта впечатление. В дальнейшем их пути пересекались, но Беатриче вышла замуж за другого, а Данте всю оставшуюся жизнь все главные произведения посвящал ей, недосягаемой – особенно недосягаемой после ее смерти родами в 24 года.

72-летний Иоганн Вольфганг Гёте встретил 17-летнюю Ульрику. Спустя два года, он решился свататься, но получил отказ. Закатная элегия в стихах отразило боль мужского сердца старика. Ульрика так и не вышла замуж никогда, дожив до 95 лет.

Есть много исторических примеров, когда любовь, войдя в поэта, сакрально связывает с ним объект его любви. И всякий раз их единение не служит цели продолжения рода, но выливается в творение иной реальности. Бывает, что любовь небесную скрепляет и земной брак. Бывает, земной брак разваливается из-за вмешательства небесной страсти. Всяк бывает. Но главное, принципиальное, коренное – то, что любовь поэта подчинена произведениям. Ну а объект любви играет роль катализатора под названием «муза».

И здесь нам важно осознать трагическую участь «музы», чья жизнь сплетается с судьбой поэта. Это страшный путь. Ее удача женщины – остаться в отдалении, выйти замуж, нарожать детей, быть дамой правильной, пристойной, жить профанной жизнью. Но есть ведь и такие, которые в поэте видят именно своего мужчину, и в этот омут падают, и разделяют с ним его инаковость, его бесперспективность в мире. Судьба такой отчаянной, с точки зрения обывателя, незавидна. А с точки зрения поэта? Всё, что он может предложить ей – слиться в Духе, растворившись между строк.

Муза – жертва.

 

 

 


Оглавление

71. Любовь
72. Муза писателя
73. Трансгрессия пола
508 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 19:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!