HTM
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2025 г.

Игорь Белисов

Жертвенник. О сакральном и профанном литературного творчества

Обсудить

Философское эссе

На чтение потребуется 12 часов | Скачать: doc, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 28.03.2014
Оглавление

7. Часть первая. Социологический ракурс писательства
8. Нити
9. Отправная точка

Нити


 

 

 

В данном ракурсе проблематику литературного творчества я буду разбирать, исходя из книги «Человек и сакральное» (1939 г.) французского писателя-эссеиста Роже Кайуа, основателя «Колледжа сакральной социологии».

Кайуа интересен для меня, прежде всего, тем, что в свое время он сформулировал принцип, к которому я пришёл, ещё не читая его работ – сочетание ракурсов, считающихся разнородными. Будучи по сути своей литератором, он проводил междисциплинарные изыскания, в которых преодолевал традиционную оппозицию наук физических и наук гуманитарных. Такому синтезу он дал название «диагональные науки». Тем самым я нашёл у него подтверждение небезосновательности моих личных прозрений относительно допустимости перекрещивать параллели (впрочем, идея восходит еще к Лобачевскому). И ещё, такой новаторский, трансгрессивный подход, где снимаются границы между, казалось бы, разграниченным, то есть, привычный порядок сознательно нарушается, Кайуа с сиятельным хладнокровием окрестил «люциферовским»:

 

«В этой ситуации каждый, кто желает изучить нравы и обычаи, социальные проявления воображения... фатально приходит к очень специфическому пониманию литературы, которое художники вполне способны счесть цинично отстранённым или брезгливым, но в чём-то и трезвым, макиавеллическим, одним словом люциферовским, – собственно, на деле оно именно таковым и является. Грубо говоря, подобный подход, в отличие от эстетической критики, сближается с подходом социологии к априорным системам нравственности и с подходом так называемой научной психологии к правилам силлогизма… Если искать ему название, это будет некая литературная социология».

 

Таким образом, с Кайуа меня связывает незримая нить, которая открылась мне лишь по прочтении его книг. В этом есть что-то запредельное, сверхиндивидуальное. Это «что-то» – пространство-время литературы.

Что до «Колледжа сакральной социологии», Кайуа основал его вместе с Жоржем Батаем, и поскольку их деятельность носила, прежде всего, литературный характер, их дружбу связала та самая нить. Вот что пишет об этом Кайуа:

 

«Между нами как бы образовался какой-то интеллектуальный осмос, так что сам я, после множества совместных дискуссий, уже не могу уверенно различить свой и его вклад в ту работу, которую мы проводим совместно».

 

О Батае я уже писал в работе «Осколки». Ему посвящена третья часть упомянутого эссе, где я разбираю феномен трансгрессии. Этот же феномен будет сквозной нитью и данной работы. Подробного анализа, что такое трансгрессия, вы здесь не найдёте. Фокус внимания я смещаю на другую проблему. Для удобства читателей сейчас повторю о трансгрессии только самое главное: трансгрессия есть преодоление предела.

Проблема, которая меня сейчас занимает, непосредственно связана с трансгрессией как с движением, направленным за предел, очерчённый обывательской жизнью – общепринятой и относительно безопасной. Я хочу дойти до самой глубинной, сокрытой сути, до мозга и сердца тревожной догадки, в центре которой пульсирует страшный вопрос писателя: почему писательство – писательство подлинное – это жертва?

Ну, и прежде чем, наконец, перейти к разбору Кайуа, я завершаю упоминание о Батае, нить с которым нисколько не рву, а только увожу её в тень, дабы дать место и другим достойным мыслителям. Надеюсь, они помогут отыскать мне ответ, а заодно, и посредством меня, ответят Батаю, чьи слова я привожу в качестве образного зачина ко всему дальнейшему последовательному анализу:

 

«Вопрос о жертвоприношении необходимо признать последним вопросом. И обратно, совершенно ясно, что всякая попытка ответа на последний вопрос должна одновременно разрешить загадку жертвоприношения. Никакой спор о бытии, никакая метафизика не имеют смысла, если не принимают во внимание той игры, которую жизнь была вынуждена вести со смертью».

 

 

 


Оглавление

7. Часть первая. Социологический ракурс писательства
8. Нити
9. Отправная точка
624 читателя получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2025.04 на 31.05.2025, 23:31 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


Литературные блоги


Аудиокниги




Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

20.04.2025
Должна отметить высокий уровень Вашего журнала, в том числе и вступительные статьи редактора. Читаю с удовольствием)
Дина Дронфорт

24.02.2025
С каждым разом подбор текстов становится всё лучше и лучше. У вас хороший вкус в выборе материала. Ваш журнал интеллигентен, вызывает желание продолжить дружбу с журналом, чтобы черпать всё новые и новые повести, рассказы и стихи от рядовых россиян, непрофессиональных литераторов. Вот это и есть то, что называется «Народным изданием». Так держать!
Алмас Коптлеуов

16.02.2025
Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.)
Анна-Нина Коваленко



Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2025 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+
Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000
Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387
Согласие на обработку персональных данных
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!