Игорь Белисов
Философское эссеНа чтение потребуется 12 часов | Скачать: Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 28.03.2014
Оглавление 7. Часть первая. Социологический ракурс писательства 8. Нити 9. Отправная точка Нити
В данном ракурсе проблематику литературного творчества я буду разбирать, исходя из книги «Человек и сакральное» (1939 г.) французского писателя-эссеиста Роже Кайуа, основателя «Колледжа сакральной социологии». Кайуа интересен для меня, прежде всего, тем, что в свое время он сформулировал принцип, к которому я пришёл, ещё не читая его работ – сочетание ракурсов, считающихся разнородными. Будучи по сути своей литератором, он проводил междисциплинарные изыскания, в которых преодолевал традиционную оппозицию наук физических и наук гуманитарных. Такому синтезу он дал название «диагональные науки». Тем самым я нашёл у него подтверждение небезосновательности моих личных прозрений относительно допустимости перекрещивать параллели (впрочем, идея восходит еще к Лобачевскому). И ещё, такой новаторский, трансгрессивный подход, где снимаются границы между, казалось бы, разграниченным, то есть, привычный порядок сознательно нарушается, Кайуа с сиятельным хладнокровием окрестил «люциферовским»:
«В этой ситуации каждый, кто желает изучить нравы и обычаи, социальные проявления воображения... фатально приходит к очень специфическому пониманию литературы, которое художники вполне способны счесть цинично отстранённым или брезгливым, но в чём-то и трезвым, макиавеллическим, одним словом люциферовским, – собственно, на деле оно именно таковым и является. Грубо говоря, подобный подход, в отличие от эстетической критики, сближается с подходом социологии к априорным системам нравственности и с подходом так называемой научной психологии к правилам силлогизма… Если искать ему название, это будет некая литературная социология».
Таким образом, с Кайуа меня связывает незримая нить, которая открылась мне лишь по прочтении его книг. В этом есть что-то запредельное, сверхиндивидуальное. Это «что-то» – пространство-время литературы. Что до «Колледжа сакральной социологии», Кайуа основал его вместе с Жоржем Батаем, и поскольку их деятельность носила, прежде всего, литературный характер, их дружбу связала та самая нить. Вот что пишет об этом Кайуа:
«Между нами как бы образовался какой-то интеллектуальный осмос, так что сам я, после множества совместных дискуссий, уже не могу уверенно различить свой и его вклад в ту работу, которую мы проводим совместно».
О Батае я уже писал в работе «Осколки». Ему посвящена третья часть упомянутого эссе, где я разбираю феномен трансгрессии. Этот же феномен будет сквозной нитью и данной работы. Подробного анализа, что такое трансгрессия, вы здесь не найдёте. Фокус внимания я смещаю на другую проблему. Для удобства читателей сейчас повторю о трансгрессии только самое главное: трансгрессия есть преодоление предела. Проблема, которая меня сейчас занимает, непосредственно связана с трансгрессией как с движением, направленным за предел, очерчённый обывательской жизнью – общепринятой и относительно безопасной. Я хочу дойти до самой глубинной, сокрытой сути, до мозга и сердца тревожной догадки, в центре которой пульсирует страшный вопрос писателя: почему писательство – писательство подлинное – это жертва? Ну, и прежде чем, наконец, перейти к разбору Кайуа, я завершаю упоминание о Батае, нить с которым нисколько не рву, а только увожу её в тень, дабы дать место и другим достойным мыслителям. Надеюсь, они помогут отыскать мне ответ, а заодно, и посредством меня, ответят Батаю, чьи слова я привожу в качестве образного зачина ко всему дальнейшему последовательному анализу:
«Вопрос о жертвоприношении необходимо признать последним вопросом. И обратно, совершенно ясно, что всякая попытка ответа на последний вопрос должна одновременно разрешить загадку жертвоприношения. Никакой спор о бытии, никакая метафизика не имеют смысла, если не принимают во внимание той игры, которую жизнь была вынуждена вести со смертью».
Оглавление 7. Часть первая. Социологический ракурс писательства 8. Нити 9. Отправная точка |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 03.12.2024 Игорь, Вы в своё время осилили такой неподъёмный груз (создание журнала), что я просто "снимаю шляпу". Это – не лесть и не моё запоздалое "расшаркивание" (в качестве благодарности). Просто я сам был когда-то редактором двух десятков книг (стихи и проза) плюс нескольких выпусков альманаха в 300 страниц (на бумаге). Поэтому представляю, насколько тяжела эта работа. Евгений Разумов 02.12.2024 Хотелось бы отдельно сказать вам спасибо за публикацию в вашем блоге моего текста. Буквально через неделю со мной связался выпускник режиссерского факультета ГИТИСа и выкупил права на экранизацию короткометражного фильма по моему тексту. Это будет его дипломная работа, а съемки начнутся весной 2025 года. Для меня это весьма приятный опыт. А еще ваш блог (надеюсь, и журнал) читают редакторы других изданий. Так как получил несколько предложений по сотрудничеству. За что вам, в первую очередь, спасибо! Тима Ковальских 02.12.2024 Мне кажется, что у вас очень крутая редакционная политика, и многие люди реально получают возможность воплотить мечту в жизнь. А для некоторых (я уверен в этом) ваше издание стало своеобразным трамплином и путевкой в большую творческую жизнь. Alex-Yves Mannanov
|
||
© 2001—2024 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|