Игорь Белисов
Философское эссеНа чтение потребуется 12 часов | Скачать: Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 28.03.2014
Оглавление 8. Нити 9. Отправная точка 10. К литературе Отправная точка
«По сути, единственное, что можно уверенно сказать о сакральном вообще, содержится в самом определении этого термина: сакральное – это то, что противостоит профанному».
Так начинает своё исследование данной темы Кайуа... При самом поверхностном обобщении вводных понятий, профанное – это сфера труда, повседневных дел и забот. Это всё то, что служит поддержанию жизни как таковой, жизни материальной, физической. Образно говоря, это хлеб и кров обычного человека. Сакральное же – сфера явлений совершенно иных, нежели рутинная насущность хлеба и крова. Это мир богов и стихий, мир царей и жрецов, от которых хлеб и кров, как и всё бытие человека, во многом зависят, – и этот мир вынесен за предел обыденной жизни. Это сфера духовная, идеальная. В ней не живут, а лишь изредка, с большим пиететом, к ней причащаются.
«Любое религиозное представление о мире предполагает различение сакрального и профанного, противопоставляя миру, где верующий свободно занимается своими делами, не имеющими последствий для его спасения, другую область, где его парализуют то страх, то надежда, где его, словно на краю бездны, может непоправимо погубить малейшая неточность в малейшем жесте». «Религиозный человек – это, прежде всего такой, для которого существуют две взаимодополнительные среды: в одной он может действовать без тревоги и трепета, зато эти действия затрагивают лишь поверхностную часть его личности, в другой же все его порывы сдерживаются, вбираются, направляются чувством глубокой зависимости, и он себя ощущает захваченным всецело, без остатка».
Таким образом, профанное и сакральное – это две производные религиозной ментальности. То есть, обращенной, так или иначе, к некоему Богу. Однако Бог может проявляться в самых разных вещах...
«Сакральность как стабильное либо преходящее свойство принадлежит некоторым вещам (предметам культа), некоторым людям (царю, жрецу), некоторым пространствам (храму, церкви, святилищу), некоторым моментам времени (воскресенью, дням пасхи и рождества и т. д.). Все что угодно может стать ее носителем и тем самым обрести в глазах индивида или коллектива ни с чем не сравнимый престиж. Также все что угодно может и лишиться ее. Этим качеством вещи не обладают сами по себе – их наделяет им некая мистическая благодать». «Человек или предмет может ничуть внешне не измениться. Тем не менее, он полностью преобразился. С этого момента параллельно изменяется и обращение с ним. Больше нельзя обходиться с ним как попало. Он вызывает чувства страха и почтения, он предстает как "запретный". Соприкасаться с ним стало опасно. Неосторожного автоматически и без промедления постигнет кара, так же неотвратимо, как огонь обжигает дотронувшуюся до него руку; сакральное – это всегда, так или иначе, "то, к чему нельзя приблизиться, не погибнув"».
Оглавление 8. Нити 9. Отправная точка 10. К литературе |
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсы
|
||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|