Игорь Белисов
Философское эссеНа чтение потребуется 12 часов | Скачать: Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 28.03.2014
Оглавление 85. Магия и религия 86. Божественность текста 87. Человекобоги Божественность текста
Бывает, берешь в руки книгу, читаешь. Текст – так, ничего особенного. А бывает, зачитываешься и не можешь уже оторваться. От чего зависит этот эффект? В какой-то мере – от темы повествования, в какой-то – от увлекательности сюжета, в какой-то – от стилистической авторской необычности. Однако все эти составляющие первичного восприятия имеют значение только для книги случайной и автора неизвестного. Если же книга давно на слуху или автор – известная личность, чтение такой книги изначально заряжено желанием и симпатией. А вот берешь в руки книгу, которая относится к классике. И книга, и автор прочно утверждены в литературном созвездии. Такую книгу читаешь не просто с желанием и симпатией, но уже с некоторым сверхличностным пиететом. Тема, сюжет, авторский стиль, а равно и наши личные вкусы определяющей роли здесь уже не играют. Эти книга и этот автор настолько недосягаемы и возвышены, что воспринимаются как некий объект культурного причащения. А вот книга, которая являет апофеоз религиозного культа. Такую книгу, уже вне зависимости от личных воззрений каждого, мы читаем с завороженностью, словно прикоснулись к чему-то такому, что и впрямь несет отблеск запредельной божественности. Объективно, и первые, и вторые и даже третьи книги были написаны не богами, а обыкновенными смертными. Различие в восприятии этих книг обусловлено единственно тем, над сколькими умами конкретная книга обрела реальную власть. Главные книги разных религий потому и обожествлены, что существуют на протяжении очень долгой истории, целых эпох, мало того – эр, а, их существование, в свою очередь, определяется тем, что они повлияли на массовое сознание народов и цивилизаций. Не буду эту мысль развивать. Я уже дал два-три намека для начала рассмотрения литературного творчества в магическом ракурсе. Пусть читатель домыслит самостоятельно уже собственные ассоциации, что успели возникнуть и еще возникнут в процессе дальнейшего чтения. Напомню лишь два аспекта, которые следует держать памяти и соотносить с ними мои выдержки из работы Фрезера:
1. Литература – одна из форм и один из путей обретения власти. 2. Литература – одна из форм и один из путей жертвоприношения.
Оглавление 85. Магия и религия 86. Божественность текста 87. Человекобоги |
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсы
|
||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|