Евгений Бриммерберг
Философское эссеОпубликовано редактором: Игорь Якушко, 8.02.2013Оглавление 12. Часть 12 13. Часть 13 14. Часть 14 Часть 13
Умирать надо бессмертным.
Нуждаюсь я в отдыхе и красоте.
Моё сильное тело отказывается быть здоровым. Наверное, скоро умрёт. Придётся жить без него и без себя.
Вспоминаю себя и думаю о том, какой я был дурак. Искренне жил, таскал рюкзаки, любил, писал картины. А оказывается, смысл жизни в том, чтобы быть. Быть сверх себя, сверх своей жизни, над собой во всеобщем смысле и значении. Постигать его, раскрывать, объявлять. Соотносить с предшествующим ему состоянием жизни, удивляться её наличию, восхищаться избавлением от неё, скрываться от помысла жить дальше и выстаивать в состоянии безжизненного вечного и бесконечного времени. Сколько эта вечность будет продолжаться? Сколько мне быть? Сколько жизней породит моё бытие, неизвестных мне и помнящих о том, что я был?
Без самопожертвования превосходства не бывает. Это относится, прежде всего, к творчеству. Ничего нельзя достичь, не пожертвовав собой как результатом предшествующего творения. До крайнего воплощения эта идея доведена в христианской вере: человек вознёсся через полное искупление грехов, пожертвовав личным воплощением всего предшествующего хода творения. Это и есть сущность веры. Сохранить смертное в вечной жизни, а не пытаться присвоить его в своей. В отличие от христианской веры христианская религия придерживается второго принципа.
Филиппу Рукавишникову, таланту которого по силам осмыслить современность. Миры во прах падут, но над прахом ни у кого власти нет, так что из него обязательно что-то произойдёт, иначе нечего будет превращать во прах. (Превращение во прах – явление не одноразовое, иначе не было бы времён). Поэтому и созидание, над прахом торжествующее, совершеннее по замыслу, чем его опровержение.
Иногда мне кажется, что наблюдать за исчезновением времени так же приятно, как создавать его в творческом усилии.
Оказывается, можно думать что угодно. Ничего не изменится. Обнажится то, чего нет. И мысль эта тягостна и светла.
Отсюда я делаю вывод, что реальность порочна и вдохновенна, а сущность человека ограничена мышлением.
В своей непреклонной борьбе против современного искусства Максим Кантор колеблется от прозрений (Тень культуры) до помрачений (На смерть проекта). Тему эту он исчерпал. Я думаю, что ему надо своё «тьфу» оформить в качестве артефакта, никого не критиковать (потому что он на самом деле никого не критикует, а лишь выражает личное, беспредметное негодование) и доказать на деле, что он говорит от имени того художника, с вымышленной точки зрения которого он рассматривает неподвластный ему ход событий.
В России до сих пор говорят о «низах» и «верхах». «Низы» – это народ, «верхи» – власть. При демократии народ и власть сливаются. Поскольку этого нет, демократия невозможна.
Полнота истории и идеи Бога породила свою противоположность – пустоту. Это – вершина диалектики, её феноменальное достижение и подтверждение её реального присутствия в ходе человеческого существования. Отрицание столь мощно повлияло на предшествующий ход событий, что вытеснило его из сознания и заменило пустотой существования. Поэтому и искусство оказалось в этой пустоте, светясь своей видимостью, обнаруживая ничтожность бытия в полноте творения.
Основные критерии современного искусства. Непорочность. Отсутствие чего-либо значимого. Наличие законченной полноты предстоящего. Предрасположенность к саморазвитию. Совершенство в незаконченности.
Почему получилось так, что в этом открывшемся нигилистическом пространстве самое ничтожное стало самым значительным? Потому что оно показало истинную природу происшедшего опровержения, глумливую сущность утраченных иллюзий, коварство заблуждений. Ничтожество произошло до полного своего величия в ничтожном, сместив границу существования к неизбежной потере памяти, к несчастному колориту изуродованных творений. Что сметет эту неуничтожимую трагедию беснующегося ничто? Откуда возьмётся идея бытия, согревающая своей любовью истерзанные души? Как возродить мысль творения, исчерпанную и растоптанную безумием жаждущих спасения масс? Живой человек. Тебе предстоит пройти в этом безумии до конца жизни. Тобой оно отступает от твоего творения.
Жизнь – это безумие пленённого в идею бытия человека.
Жизнь всё дальше разворачивается в своём безумии в ничтожном творчестве бытия. А истина бытия – в познании сотворившего его безумия.
Творчеству предшествует будущее.
Искусство – это освоение будущего. Искусство, которое названо классическим, отличается от современного тем, что оно ориентировано на идею Бога, на конечный результат свершения времён, на истину Страшного суда и Преображение. Оно стремилось сомкнуться с Вечным по прошествии времён. В конце времён будет явлен Бог, и своё представление об этом Откровении и смертных муках на пути к нему искусство выражало. Поэтому оно было основано на силе духа и вере в существование Бога – начала и конца сущего. Современное искусство осваивает само время, не преступая его в вере, полагая его будущее в основу своего развития. Достигнет ли оно идеи Бога или станет вечным воплощением Сверхчеловека – неизвестно.
Оглавление 12. Часть 12 13. Часть 13 14. Часть 14 |
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсы
|
||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|