HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Евгений Бриммерберг

Говорит художник – 2012

Обсудить

Философское эссе

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 8.02.2013
Оглавление

12. Часть 12
13. Часть 13
14. Часть 14

Часть 13


 

 

 

Умирать надо бессмертным.

 

Нуждаюсь я в отдыхе и красоте.

 

Моё сильное тело отказывается быть здоровым. Наверное, скоро умрёт. Придётся жить без него и без себя.

 

Вспоминаю себя и думаю о том, какой я был дурак. Искренне жил, таскал рюкзаки, любил, писал картины. А оказывается, смысл жизни в том, чтобы быть. Быть сверх себя, сверх своей жизни, над собой во всеобщем смысле и значении. Постигать его, раскрывать, объявлять. Соотносить с предшествующим ему состоянием жизни, удивляться её наличию, восхищаться избавлением от неё, скрываться от помысла жить дальше и выстаивать в состоянии безжизненного вечного и бесконечного времени. Сколько эта вечность будет продолжаться? Сколько мне быть? Сколько жизней породит моё бытие, неизвестных мне и помнящих о том, что я был?

 

Без самопожертвования превосходства не бывает. Это относится, прежде всего, к творчеству. Ничего нельзя достичь, не пожертвовав собой как результатом предшествующего творения. До крайнего воплощения эта идея доведена в христианской вере: человек вознёсся через полное искупление грехов, пожертвовав личным воплощением всего предшествующего хода творения. Это и есть сущность веры. Сохранить смертное в вечной жизни, а не пытаться присвоить его в своей. В отличие от христианской веры христианская религия придерживается второго принципа.

 

Филиппу Рукавишникову, таланту которого по силам осмыслить современность.

Миры во прах падут, но над прахом ни у кого власти нет, так что из него обязательно что-то произойдёт, иначе нечего будет превращать во прах. (Превращение во прах – явление не одноразовое, иначе не было бы времён). Поэтому и созидание, над прахом торжествующее, совершеннее по замыслу, чем его опровержение.

 

Иногда мне кажется, что наблюдать за исчезновением времени так же приятно, как создавать его в творческом усилии.

 

Оказывается, можно думать что угодно. Ничего не изменится. Обнажится то, чего нет. И мысль эта тягостна и светла.

 

Отсюда я делаю вывод, что реальность порочна и вдохновенна, а сущность человека ограничена мышлением.

 

В своей непреклонной борьбе против современного искусства Максим Кантор колеблется от прозрений (Тень культуры) до помрачений (На смерть проекта). Тему эту он исчерпал. Я думаю, что ему надо своё «тьфу» оформить в качестве артефакта, никого не критиковать (потому что он на самом деле никого не критикует, а лишь выражает личное, беспредметное негодование) и доказать на деле, что он говорит от имени того художника, с вымышленной точки зрения которого он рассматривает неподвластный ему ход событий.

 

В России до сих пор говорят о «низах» и «верхах». «Низы» – это народ, «верхи» – власть. При демократии народ и власть сливаются. Поскольку этого нет, демократия невозможна.

 

Полнота истории и идеи Бога породила свою противоположность – пустоту. Это – вершина диалектики, её феноменальное достижение и подтверждение её реального присутствия в ходе человеческого существования. Отрицание столь мощно повлияло на предшествующий ход событий, что вытеснило его из сознания и заменило пустотой существования. Поэтому и искусство оказалось в этой пустоте, светясь своей видимостью, обнаруживая ничтожность бытия в полноте творения.

 

Основные критерии современного искусства.

Непорочность.

Отсутствие чего-либо значимого.

Наличие законченной полноты предстоящего.

Предрасположенность к саморазвитию.

Совершенство в незаконченности.

 

Почему получилось так, что в этом открывшемся нигилистическом пространстве самое ничтожное стало самым значительным? Потому что оно показало истинную природу происшедшего опровержения, глумливую сущность утраченных иллюзий, коварство заблуждений. Ничтожество произошло до полного своего величия в ничтожном, сместив границу существования к неизбежной потере памяти, к несчастному колориту изуродованных творений. Что сметет эту неуничтожимую трагедию беснующегося ничто? Откуда возьмётся идея бытия, согревающая своей любовью истерзанные души? Как возродить мысль творения, исчерпанную и растоптанную безумием жаждущих спасения масс? Живой человек. Тебе предстоит пройти в этом безумии до конца жизни. Тобой оно отступает от твоего творения.

 

Жизнь – это безумие пленённого в идею бытия человека.

 

Жизнь всё дальше разворачивается в своём безумии в ничтожном творчестве бытия. А истина бытия – в познании сотворившего его безумия.

 

Творчеству предшествует будущее.

 

Искусство – это освоение будущего. Искусство, которое названо классическим, отличается от современного тем, что оно ориентировано на идею Бога, на конечный результат свершения времён, на истину Страшного суда и Преображение. Оно стремилось сомкнуться с Вечным по прошествии времён. В конце времён будет явлен Бог, и своё представление об этом Откровении и смертных муках на пути к нему искусство выражало. Поэтому оно было основано на силе духа и вере в существование Бога – начала и конца сущего. Современное искусство осваивает само время, не преступая его в вере, полагая его будущее в основу своего развития. Достигнет ли оно идеи Бога или станет вечным воплощением Сверхчеловека – неизвестно.

 

 

 


Оглавление

12. Часть 12
13. Часть 13
14. Часть 14
435 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 18.04.2024, 15:20 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!