HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Ольга Демидова

Записки Ивана Наумова

Обсудить

Повесть

  Поделиться:     
 

 

 

 

Купить в журнале за март 2022 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за март 2022 года

 

На чтение потребуется 7 часов | Цитата | Подписаться на журнал

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 25.03.2022
Оглавление

3. Гражданин Российской империи
4. Истоки к Родине любви
5. Первая мировая война

Истоки к Родине любви


 

 

 

Отец теперь работал и у себя в селе, и в Волчовке. Птица и скот, кроме коровы, были в посёлке. Помню, приехал однажды он оттуда и предложил матери взять меня с собой пить берёзовый сок в лесу. Когда отец сделал в стволе берёзы углубление топором, туда начал набираться сок. Я тут же смутил его вопросом, не больно ли берёзе, когда рубит её. Он меня успокоил, мол, нет, дерево бесчувственное. «Тятя, а почему оно плачет, когда ты вонзаешь топор?» «Это течёт сок», – пояснил он. Нашёл дудочку и показал, как тянуть через него сок. Потом выточил палочку, веля вставить её в углубление, когда я напьюсь, чтобы напрасно не стекал сок, и ушёл работать. Рос я доверчивым и очень чувствительным. Если приходилось видеть скошенный луг с увядшими цветами или срубленный лес, я всегда по-детски возмущался. Люди казались мне жестокими. При мне нельзя было резать скотину, отрубать петуху голову. Когда заносили его без головы в избу, меня охватывал необъяснимый ужас.

Особенно потрясали меня своей жестокостью кулачные бои, которые проводились в мясоед по воскресеньям на базарной улице. Село по числу дворов делилось на две половины. Немощные старики, у которых не было сил драться, подбирали слетевшие шапки драчунов, которым в пылу схватки было не до них. Начинали «бой» подростки, ближе к вечеру к драке присоединялись взрослые. Мать в такие дни закрывала ворота на болт, а то весь двор выкрасят кровью. У кого разобьётся до крови нос, тот отходит в сторону, чтобы не пачкать ею одежду, или забегает в чей-нибудь двор, стоит, нагнувшись и приложив к носу или разбитым губам ком снега. А в масленицу кулачные бои начинались с пятницы и длились три дня. Я, глядя в окошко, недоумевал, зачем они так яростно колотят друг друга? Мать говорила, что они с жиру бесятся. Богачи ставили силачам водку, поили их, чтобы те ломали друг другу рёбра, выбивали зубы – не один человек уходил из-за этого преждевременно в могилу. Я думал, что таков обычай только у эрзи. Оказалось у русских то же самое.

В пасху отец брал меня на руки и нес в церковь. Здесь было многолюдно и тесно. Папа заводил меня в просторный алтарь. Как только священник произносил «Христос воскресе», за особым столиком зажигали бенгальские огни, какой-то порошок, – люди и предметы освещались кроваво-красным или зелёным светом. При чтении Евангелия пускали разноцветные «ракеты», поднимавшиеся под купол церкви и медленно опускавшиеся обратно. Я, восхищённый, всю дорогу домой донимал отца вопросами: «Что это? да как?» Когда подрос, с друзьями ходили христосоваться, родные одаривали нас яйцами, пряниками, выпечкой.

На рождество с Домной ходили славить по родственникам, за что нам дарили медные монеты, а священник, мой крестный, давая по 20 копеек, хвалил за хорошо исполненную молитву. На масленицу – этот праздник проводов зимы у славян и других народов сохранился с языческих времён – в квартиру дяди Данилы въезжали карусельщики, которые хорошо играли на гармони. Тогда я впервые услыхал музыку и очень удивлялся способности извлекать пальцами такие красивые звуки. Меня с внуками дяди Данилы на карусели катали бесплатно.

Сейчас трудно определить, когда мордовский народ принял христианство. Но когда в 18 веке наши предки переселились из Пензенской губернии в Поволжье, они, по словам деда Данилы, были уже православными с остатками старых языческих верований, которых долго придерживались и в Староборискино. Эрзяне по старинке молились за лошадей – это место называлось олага осек. Там, где молились за коров и птиц, – бука и сараз осек. Когда вливали в дрожжи в пиво, нужно было во всю глотку прокричать фразу, чтобы хорошо заквасилось оно, а кто услышит, в ответ тоже завопить что-то. В престольный праздник эрзяне собирались всем родом – помолятся и пьют пиво.

Отец всё чаще стал брать меня с собой в Волчовку, что расширяло мои познания об окружающем мире. К нам приходили сыновья моих дядек, два Ивана, Павел и Герасим, и мы уходили с ними на гору. С Герасимом, который был, как и я, младше остальных, по круче лезли на четвереньках. По пути нам встречались синие колокольчики, жёлтый адонис и дикий лук, который мы выкапывали с корнем. На самой вершине перед нами открывался такой простор, что дух захватывало. Мир казался великим и необъятным – во мне бессознательно просыпалось, формировалось могучее и глубокое, хотя и неосознаваемое ещё, чувство любви к священным родным местам. С горной высоты видны были раскинувшиеся на просторе сёла Жмакино и Новодомосейкино, посёлки Зубаревка, Волчовка, в ста саженях от которого рос в весеннем наряде лес. Внизу виднелись две мельницы на речках Дымка и Кузьмичёвка. Из Липового оврага бил родник. Позже мы много раз были там с мальчишками, пили из него хрустально чистую, ломящую зубы воду, собирали поблизости кислятку. Вдоль оврага зеленели вековые берёзы, а дубы и осины стояли ещё голые. В самом овраге лежал почерневший снег. Когда-то здесь был огромный липовый лес, которого сейчас и в помине нет. На пригорке рос седой ковыль, откуда во время наших прогулок прямо из-под ног выбегали зайцы, то поодиночке, то парами. Никто на них не охотился – это считалось большим грехом.

По родниковому долу в сторону Новодомосейкино тянулась дорога, протоптанная, как я позже узнал, ещё крепостными крестьянами, которые здесь проживали до своего освобождения. Там, где река Дымка подходила вплотную к горе, дорога шла по крутизне. Вдоль речки тянулся естественный заливной луг, а местами рос такой густой ивняк, что в нём и днём было темно. По обеим сторонам дороги рос выше человеческого роста чилижник и бобовник. Цвели они одновременно: чилижник ярко-жёлтым цветом, а бобовник – розовым – неописуемая красота! Живописными были и цветущие розово-красные кусты шиповника, встречающиеся здесь. На речке стаями плавали дикие утки и гуси. Водились цапли и лебеди.

Спускаясь с горы, я очень боялся, что покачусь, как камень, вниз до самого оврага. По горам, оврагам и лесам, которые я находил прелестными, братья водили меня ежедневно.

– Ну, как, понравилось тебе в посёлке, – спросил меня отец в субботу.

– Да! – восторженно проговорил я. – Если бы мама была со мной, я бы в Староборискино не поехал.

– Мама у нас что надо! – отец понимающе улыбнулся.

Всю дорогу домой я спал. Когда подъехали к воротам, отворила их мама. Круглое румяное лицо её осветилось радостью и волнением.

– Неделя мне показалась годом, как я беспокоилась и скучала по Ванюшке, – обняв и расцеловав меня, сказала она. И чтобы не обидеть отца невниманием, добавила: – И по тебе, Проша, очень соскучилась.

Отец, бросив на неё тёплый, признательный взгляд, стал выпрягать лошадь. Мать увела меня в избу, показавшейся огромной после поселковой хибарки, приобретённую для временного проживания. С передней избы три окошка смотрели на юг, на базарную площадь, остальные четыре – на восток, то есть во двор. Крыша покрыта не соломой, а липовыми лубками.

После воскресенья отец снова уехал в посёлок. Я остался с матерью и с сёстрами – Домной и с годовалой по-прежнему зевластой, очевидно, из-за грыжи, Саней; она до того пыжилась, что её пупок был с куриное яйцо.

Весна уже окончательно вступила в свои права. Я проводил время в нашем тихом дворике, облитом ярким солнечным светом. На крышах ласково ворковали голуби, с речки Камышлы, с верхушек ветлы, доносилось радостное кукование, оглушительно и неумолкаемо пели петухи, озабоченно кудахтали куры. Я садился на завалинке и наслаждался, впитывая в себя эту ласкающую слух милую деревенскую музыку, или спускался по тропинке к текущей по камням бурлящей речке. Позже, в войну, вынеся все испытания, выпавшие на мою долю, дойдя в 1945 году до Берлина и вконец истосковавшись по родному краю, я понял, откуда истоки моей беспредельной любви к Родине, которую я впитал с молоком матери.

В середине мая отец забрал нас с матерью в поселок стричь овец, а с сёстрами осталась крёстная. Опять для меня начались привольные дни пребывания на природе. С прогулки я вернулся домой к обеду. Мать, стригущая овец с рябой помощницей, расцеловала и похвалила меня за дикий лук. Я с любопытством наблюдал за женщинами и, сравнивая мать с корявой соседкой, чьё лицо было изрыто оспой, решил, что красивее моей матушки нет никого. Но тут моё внимание привлёк большой с завитыми рогами баран, пристально глядевший на меня. Вдруг он попятился назад, да так с разбегу боднул меня, что я полетел аж на несколько метров! Закричав от страха, я хотел встать, чтобы убежать от него. Но не успел приподняться, тот опять меня боднул. Мать кочергой еле отогнала его. Весь извоженный, я плакал навзрыд. Умыв и осмотрев, мама сказала, что я не так ушиблен, как напуган.

– Не плачь, – ласково утешала она. – Не пройдёт часа, как всё заживёт. А придёт отец с поля, отдубасит барана! – пригрозила она, и я успокоился.

Домна осенью пошла в школу. Когда она уходила играть с подружками, я доставал из сумки книги и с интересом разглядывал картинки. Однажды, застав за этим занятием, она начала меня колотить и драть за волосы.

– Это ещё что такое! – возмутилась мама, войдя с улицы домой. – Не смей обижать Ванюшку – он же не рвёт и не пачкает книги!

Однажды после службы в церкви священник Соловьёв, мой крёстный, пригласил нас на чай, а его дочь подарила детские книжки с картинками. То-то было радости! – у меня теперь были свои книги, и никто не будет, несмотря на строгий мамин запрет, драть волосы за них. Мы с мамой, неграмотной женщиной, усевшись рядышком, часто рассматривали их. Мой интерес к книгам подогрела двоюродная сестра Елена Семёновна, окончившая после Староборискинской церковно-приходской школы за счёт приходских средств гимназию и работавшая учительницей. Она тоже принесла мне книг с иллюстрациями; я был счастлив, с удовольствием созерцая их по несколько раз в день. Позже, когда я научился читать, книги, расширяя кругозор, уводили меня в неведомую даль, помогали осознать принадлежность к великой стране под названием Россия, обрести чувство гордости за державу.

 

 

 

Чтобы прочитать в полном объёме все тексты,
опубликованные в журнале «Новая Литература» в марте 2022 года,
оформите подписку или купите номер:

 

Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2022 года

 

 

 

  Поделиться:     
 

Оглавление

3. Гражданин Российской империи
4. Истоки к Родине любви
5. Первая мировая война
448 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 20.04.2024, 11:59 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!