Гости «Новой Литературы»
ИнтервьюБеседу ведёт Артём Аргунов
На чтение потребуется 7 минут | Цитата | Подписаться на журнал
8 сентября 2022 года исполняется 48 лет со дня рождения русского поэта Бориса Рыжего. Вдохновившись его произведениями, режиссёр Валерий Семёнов и драматург Фёдор Шилов создали спектакль по мотивам жизни и творчества литератора – «Земная шваль», в котором попытались переосмыслить события 20-летней давности; углубившись в атмосферу создания стихотворений поэта, пройти жизненный путь персонажей. Реальные и созданные поэтом образы собрались на одной сцене, чтобы предотвратить то, что случилось, или... снова довести Рыжего до роковой черты.
Но кто же он – Борис Рыжий, и какой след успел оставить в современной русской литературе? Об этом и многом другом рассказывает Виталий Ковалёв – актёр театров «Комедианты», «Классика», «Зеро» и кино, сыгравший в спектакле «Земная шваль» роль загадочного Бориса Рыжего.
Виталий, давайте начнём нашу беседу с личности, которой посвящён спектакль. Борис Рыжий – кто он?
Поэт, ярко выделявшийся в своём времени не столько стихами, а скорее удивительной проницательностью и чуткостью, которые он проявлял к жизни и к людям. Для меня Борис Рыжий – это интеллигент, который умело надевал на себя спортивный костюм «дворового пацана» и пытался найти ответы, которых найти не представлялось возможным.
Как бы вы оценили вклад Рыжего в литературу России?
Я не литературовед. И мне не хочется мыслить такими абстрактными категориями. Стихи Бориса Рыжего интересны и дороги мне, как и миллионам других читателей. Считаю, это и есть ответ.
Поэт, регулярно думающий о смерти, затрагивающий данный сюжет в своих произведениях, – не транслирует ли он сигнал духовного разрушения?
А что поделать, если наша жизнь конечна? Об этом сложно не думать, особенно художнику. Мне кажется, что художнику часто приходится разрушать своё внутреннее устройство (душу) и восстанавливать заново… Это плата за творчество. Время Бориса Рыжего – сложное и неопределённое. Время, когда смерть людей была частью их жизни. Одна из больших заслуг Рыжего в том, что он находил в себе силы видеть свет, который проливался на его стихи.
Да, все мы – смертны, и забывать об этом, конечно же, не стоит. Но разве частое размышление о смерти, окрашенное в тона безысходности, не погружает в уныние и читателей, и самого автора?
Мне кажется, частые размышления о чём угодно погружают читателя или зрителя в уныние. Если писать всё одной краской, от этого быстро устанут и читатели, и сам автор. Думаю, что художник, настоящий художник, имеет в своём арсенале много тем, волнующих его душу и сердце. Смерть нагоняет уныние или тоску только в том случае, если ей не противопоставляется жизнь.
Вообще, чем, на ваш взгляд, вызвана любовь некоторых поэтов к столь мрачной теме?
Смерть неизвестна, поэтому интересна. Весь наш стиль жизни – человеческий – диктует её скоротечность. Именно ощущение неизбежного конца даёт нам импульс для многих свершений. Поэту – тем более.
Но ведь Христос подробно пояснил, что такое смерть и что будет – после неё. На ваш взгляд, не уводит ли подобная поэзия людей от Бога?
Мне не кажется, что это противоречит христианству. Во-первых, многие люди имеют разные точки зрения на вопрос «что будет после смерти?». А во-вторых, если Христос сказал правду, и нас после смерти ждёт лучшая жизнь, в этой ведь – тоже есть много прекрасного и дорогого, хочется оказаться не бесполезным и здесь.
Вернёмся от смерти к жизни. Если бы стал вопрос о включении творчества Рыжего в школьную программу, как бы вы отнеслись к подобной инициативе?
Был бы рад, если бы это был единственный вопрос к школьной программе. Я бы отнёсся хорошо, но как интегрировать стихи Бориса Рыжего в эту самую программу – вопрос отдельный.
Спектакль «Земная шваль» – он вообще о чём? Каков главный посыл постановки к зрителям?
Спектакль – это организм, который наполнен темами, переживаниями и смыслами. Лучше оставить эту возможность зрителю – решить, что для него лично этот спектакль.
Каждая роль требует от актёра своего рода перевоплощения. Как чаще всего происходит у вас этот процесс?
Как первый секс (если всё удачно сложится). В случае с Рыжим – огромное счастье, что в его время были камеры и телевидение. Я часто перед спектаклем пересматриваю его интервью, пытаясь понять, что им движет – в каждом слове.
Какие качества (позитивные и негативные), которыми лично вы не обладаете, вам проще изобразить и почему?
Сложный, но интересный вопрос. Сложный потому, что я всё равно иду от себя. Даже если в обычной жизни мне не свойственна злоба и агрессия, где-то во мне она всё равно есть. Если я никогда в своей жизни не предавал друзей, это не значит, что во мне нет, пусть даже маленькой доли, подлости. Могу сказать, что мне интересно играть подонков и злодеев, потому что в них много отрицательной энергии, которую полезно из себя выплеснуть.
Да, я слышал о подобном психологическом приёме. Многие психологи настоятельно рекомендуют периодически освобождаться от негативной энергии. Но не выплёскивается ли она непосредственно на зрителя?
В любом случае, играя подонка, негодяя или просто неприятного человека, я подкладываю своё личное отношение к этому персонажу (не идеализирую его и не романтизирую). Таким образом, этот персонаж нужен для того, чтобы история была целостной, чтобы главному герою было против кого сражаться и кого побеждать. В конечном счёте, зритель получает объёмную историю. Так что моя негативная энергия работает на историю, но не против зрителя.
Тот образ, который приходится играть, он оказывает существенное влияние на самого актёра, его характер, привычки, поведение?
Я стараюсь делать работу так, чтобы мои роли меня воспитывали.
Хороший подход! А есть разница в том, кого приходится играть – реально существовавшего человека или вымышленного персонажа?
Разница только в ответственности перед человеком, который когда-то жил или живёт, и перед людьми, для которых этот человек важен.
И вновь возвращаясь к Борису Рыжему. Какие эпизоды из его биографии вам больше всего импонируют, какие, напротив, напрягают, и почему?
Я не разделяю эпизоды его жизни на «хорошо» и «плохо». Всё, что с ним происходило, все его действия – неотъемлемая часть Рыжего как поэта. Я не знаю, как я повёл бы себя в его обстоятельствах. Поэтому я стараюсь не оценивать, а понять. Могу сказать, что мне сильно нравится «Роттердамский дневник», который он написал о поездке в Голландию (это, конечно, не основной мотив, а только место действия). Очень жаль, что он увёл себя из жизни… Из него бы получился мощный прозаик.
А что за «Роттердамский дневник»? Расскажите вкратце об этом.
Ох! «Роттердамский дневник» – это небольшое прозаическое сочинение Рыжего, частично описывающее его поездку в Роттердам на литературную премию. Он очень просто и доступно говорит о важных вещах таким образом, что ты легко узнаёшь себя в каких-то ситуациях. Да просто хорошо написано. Советую к прочтению.
Вам также довелось сыграть Сергея Есенина. Два поэта, жившие в переломные моменты российской истории, и оба, в довольно молодом возрасте, окончили жизнь самоубийством. Почему именно такие персонажи? Это случайность или осознанный, чем-то обусловленный выбор?
Есенин не покончил жизнь самоубийством – факт! Единственная причина того, что теория о самоубийстве Есенина жива – недостаточная осведомлённость людей в вопросе. Я люблю стихи, а особенно хорошие – вот и вся случайность.
В чём заключается основная миссия актёра?
Их много. Но если актёр не испортил свою роль – это уже дорогого стоит.
Узнать дату ближайшей постановки спектакля «Земная шваль», а также более подробно ознакомиться с деятельностью санкт-петербуржского экспериментального театра «Zero» можно по следующим ссылкам:
опубликованные в журнале «Новая Литература» в августе 2022 года, оформите подписку или купите номер:
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 03.12.2024 Игорь, Вы в своё время осилили такой неподъёмный груз (создание журнала), что я просто "снимаю шляпу". Это – не лесть и не моё запоздалое "расшаркивание" (в качестве благодарности). Просто я сам был когда-то редактором двух десятков книг (стихи и проза) плюс нескольких выпусков альманаха в 300 страниц (на бумаге). Поэтому представляю, насколько тяжела эта работа. Евгений Разумов 02.12.2024 Хотелось бы отдельно сказать вам спасибо за публикацию в вашем блоге моего текста. Буквально через неделю со мной связался выпускник режиссерского факультета ГИТИСа и выкупил права на экранизацию короткометражного фильма по моему тексту. Это будет его дипломная работа, а съемки начнутся весной 2025 года. Для меня это весьма приятный опыт. А еще ваш блог (надеюсь, и журнал) читают редакторы других изданий. Так как получил несколько предложений по сотрудничеству. За что вам, в первую очередь, спасибо! Тима Ковальских 02.12.2024 Мне кажется, что у вас очень крутая редакционная политика, и многие люди реально получают возможность воплотить мечту в жизнь. А для некоторых (я уверен в этом) ваше издание стало своеобразным трамплином и путевкой в большую творческую жизнь. Alex-Yves Mannanov
|
||||||||||
© 2001—2024 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Перегородка из пластика для душа: душевые перегородки из hpl пластика. . Жалоба значение слова жалоба. |