Гости «Новой Литературы»
Интервью
![]() На чтение потребуется 10 минут | Цитата | Подписаться на журнал
![]()
Что и когда стоит читать писателю, чтобы его работа была максимально плодотворной, а книги становились всё лучше? И на что, напротив, не следует тратить драгоценное время? На эти и многие другие вопросы в эксклюзивном интервью «Новой Литературе» отвечает популярная российская писательница и сценарист Юлия Лавряшина.
Практически в каждом пособии для писателей содержится призыв – читать как можно больше. А что вы об этом думаете?
Пожалуй, я с этим соглашусь. Помните, как Брэдбери говорил, что получил образование в библиотеке? Думаю, это лучшая школа для любого литератора. И я шла именно этим путём: прежде чем стать писателем, стала читателем, которого невозможно оторвать от книги. Жизнь моя была бедна путешествиями и приключениями, но вместе с героями книг я могла пережить самое невероятное! Когда же начались пробы пера, то читая любимых авторов, я старалась отмечать, какие фрагменты я перечитываю и почему, а какие пропускаю… Так и шло моё обучение. Это же я советую всем начинающим авторам.
Если следовать данному призыву, на что лучше делать упор: на книги классиков или современников?
Без классики не обойтись – это тот базис, на котором мы все сооружаем свои надстройки. Это настоящая сокровищница, где каждый обязательно найдёт драгоценность по вкусу. Причём у меня привязанности менялись: то я зачитывалась Чеховым, то погружалась в пучину Достоевского, а с возрастом больше полюбила Толстого. И к Пушкину я пришла, повзрослев, – в юности мне был ближе Лермонтов с его надрывной тоской. В институте я открыла для себя мир зарубежной литературы – в школе мы её совершенно пропустили… А там ведь такие шедевры! Перечислить всё невозможно, скажу лишь, что классики я начиталась достаточно, и сейчас мне интереснее проза, условно говоря, современников. Если можно назвать современником Апдайка, к примеру. Его «Кентавр» в юности открыл, какую именно прозу мне хочется писать, ведь там действие происходит на пересечении разных реальностей, как и в значительной части моих книг. Этим отличается и проза горячо любимого мною Александра Грина, которого я считаю самым недооценённым русским писателем. Его литературный язык – просто великолепен! Рассказы Грина нужно прочесть каждому начинающему прозаику.
В приоритете должны находиться книги того же жанра, в котором сам писатель работает, или не обязательно?
У Паустовского есть замечательная книга для начинающих литераторов – «Золотая роза», в которой он очень верно подмечает, что у многих писателей есть свой «добрый гений». Это другой автор, часто совершенно непохожий, работавший в ином жанре... Но если у тебя случается творческий кризис, стоит прочесть хотя бы страницу из его книги, как все мысли гармонизируются, и то самое вдохновение, которого мы все так ждём, снисходит на тебя. Так что вовсе не обязательно «вариться» в рамках своего жанра. А мне вообще гораздо проще, потому что я и пишу в разных жанрах. Мне интересно попробовать свои силы во всём: в психологических драмах, фантастике, остросюжетных подростковых историях, сказках… А после того, как поработала сценаристом сериала «Историк», год назад показанного каналом ТВ-3, я не на шутку увлеклась детективным жанром и написала роман «Взгляд со дна», который вышел в издательстве «Эксмо». Этой книгой открылась моя персональная серия психологических детективов «Тень Логова», и сейчас я только ими и живу – так полюбила главных героев: следователя Артура Логова и его юную помощницу Сашу Каверину. В этих книгах я пытаюсь исправить всё, что меня саму не устраивало в остросюжетной литературе. Главной моей претензией, как читателя, было то, что эти книги зачастую плохо написаны и полны картонных персонажей. Поэтому я никогда и не была поклонницей этого жанра, в отличие от моего папы, фамилию которого – Логов – я подарила главному герою серии (а имя Артур позаимствовала у любимого мужа!). Но папа был математиком, он обожал решать задачи, а в детективе без логических загадок не обойтись. И я тоже втянулась в их придумывание! Жаль только, что папа уже не прочтёт мои новые книги… А при его жизни я детективы не писала. Исключение составляет лишь повесть для подростков «Догхантер» и пара забавных детских рассказов детективного характера.
Как вы относитесь к бестселлерам? Для одних это признак качества, люди целенаправленно отслеживают всевозможные обзоры, рейтинги. Другие, напротив, принципиально не читают бестселлеры, считая, что чересчур раскрученные книги – пустышки, не стоящие потраченного на них времени. Вам какая позиция ближе?
Думаю, бестселлерами в разные времена становились очень разные книги, среди которых были по-настоящему значительные произведения и совершенно ничтожные. Тут сказывается много факторов: удачная реклама, организованная издательством, попадание в нужный временной отрезок, когда именно эта книга пришлась всем по душе, и т. д. Но вот недавно я работала в жюри одного литературного конкурса, в котором участвовала книга, назвать которую я не могу. Но на неё никто из членов жюри даже не обратил внимания – откровенно слабая вещь. И вдруг я вижу, что эта книга, оказывается, является лидером продаж, то есть бестселлером! Почему? Как это произошло? У меня нет ответа.
![]()
Как вы обычно читаете книги? Как рядовой читатель, удобно разместившись, погружаетесь с головой в произведение и беззаботно получаете удовольствие от повествования, или же делаете тщательный анализ прочитанного, вооружившись блокнотом, выписываете приглянувшиеся идеи, удачные литературные приёмы?
О нет, никогда я не заимствую чужие идеи и приёмы! Тот период ученичества, о котором я говорила, приходился на школьные годы, позднее для меня стало самым важным выработать собственный стиль, манеру повествования, и для каждой истории найти свой язык. Это сложно, но на меньшее я не согласна. Поэтому я читаю книги других авторов как обычный читатель и просто получаю удовольствие. Совсем как герой моей повести для детей «Призрак с Горки», который больше всего на свете любит проводить время в кресле с книгой и вкусняшкой…
Чтение чужих произведений во время работы над собственным как-то влияет на творческий процесс?
Это вы верно подметили! Когда с головой уходишь в собственную историю, лучше ничего не читать. И не только потому, что это отвлекает. Если чужая книга будет очень хороша, ты начнёшь грызть себя: твоя проза не так очаровывает, затягивает, тебе не удаётся найти такие образы, метафоры… И в эти минуты забываешь, сколько умных людей говорили тебе обратное. Поэтому я стараюсь не рисковать и начитываюсь в перерыве между работой над собственными рукописями. А вот фильмы позволяю себе смотреть – иное восприятие!
Как быть, если в разгар работы над новым романом вдруг попадается книга, сюжет которой существенно пересекается с неоконченной рукописью?
Со мной такого не случалось. Хотя один из придуманных мною приёмов, уже после того, как я сдала книгу в издательство, увидела в каком-то фильме. Но ничего менять уже не стала, решив, что не зря говорят: идеи витают в воздухе, а творческие люди, как антенны, улавливают их. Всё равно каждый автор по-своему их реализует, так что ничего страшного в этом нет.
А если сюжет чужой новинки до боли напоминает уже давно изданный ваш роман?
Наверное, это из той же оперы… Хотя плагиат тоже имеет место быть, к сожалению. Причём порой случаются такие казусы: мою повесть «Улитка в тарелке», за которую я получила Международную литературную премию им. В. П. Крапивина, в одной из рецензий сравнили с книгой другого писателя, созданной гораздо позднее. Но автор рецензии не углублялся в хронологию и почему-то решил, что это я заимствовала идею, упрекнул. Недобросовестно подошёл к делу!
Перечитывание собственных книг способно чему-нибудь научить?
К собственному удивлению, я чаще всего остаюсь довольна тем, как написаны мои ранние книги. По секрету скажу, что некоторые рассказы, родившиеся в период, когда я только начинала писать всерьёз, сейчас включаю в некоторые романы и повести, если мои герои тоже пишут прозу. А я люблю рассказывать истории об интересных, талантливых личностях.
Как вы вообще относитесь к пособиям для писателей? Могли бы что-то порекомендовать?
Кроме книги Паустовского, которую я упомянула и «Подводя итоги» Моэма, я, пожалуй, больше не читала советов для писателей. Но заочно у меня несколько скептическое отношение к подобным пособиям, которые, как мне кажется, приносят пользу (финансовую) только их авторам. Возможно, я не права.
Сами не планируете написать подобное руководство?
Ни в коем случае! Хотя у нас с мужем трое детей, я вообще не люблю кого-то учить и наставлять. Правда, одно время я вела в Москве литературную студию, но меня ненадолго хватило. Я люблю сочинять истории, жить одновременно в двух мирах – тогда чувствую себя цельным человеком, как бы противоречиво это ни звучало.
![]()
Краткая биографическая справка
Лавряшина Юлия Александровна – прозаик, автор более 50 книг прозы и сборника стихов, ряда киносценариев и пьес. Книги для детей и взрослых читателей выходили в издательствах «Эксмо», «Время», «Гелеос», «Аквилегия-М», «Китони», «Лавр» Издательском Доме Мещерякова и ряде других. В издательстве «Эксмо» в 2022 г. начала выходить персональная серия психологических детективов Юлии Лавряшиной «Тень Логова». Член Союза писателей России с 1995 г.
Юлия Лавряшина работает и в кино. Является соавтором сценария детективного сериала «Историк», первый сезон которого был показан в сентябре 2021 г. на канале ТВ 3. «Историк» признан зрителями лучшим сериалом года на данном канале. Сценарий семейного фильма «Новогодняя несказка» в 2020 году выиграл конкурс Министерства культуры РФ и получил государственную поддержку. Съёмки отложены из-за пандемии коронавируса. В стадии разработки ещё несколько проектов с крупными кинокомпаниями.
Вместе с сыном, молодым композитором и исполнителем Евгением Лавряшиным, пишет песни, мюзиклы.
Беседу вёл писатель, журналист и общественный деятель Артём Аргунов.
опубликованные в журнале «Новая Литература» в октябре 2022 года, оформите подписку или купите номер:
![]()
|
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:![]() Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 14.02.2025 Сознаюсь, я искренне рад, что мой рассказ опубликован в журнале «Новая Литература». Перед этим он, и не раз, прошел строгий отбор, критику рецензентов. Спасибо всем, в том числе главному редактору. Переписка с редакцией всегда деликатна, уважительна, сотрудничество с Вами оставляет приятное впечатление. Так держать! Владимир Локтев 27.12.2024 Мне дорого знакомство и общение с Вами. Высоко ценю возможность публикаций в журнале «Новая Литература», которому желаю становиться всё более заметным и ярким явлением нашей культурной жизни. Получил одиннадцатый номер журнала, просмотрел, наметил к прочтению ряд материалов. Спасибо. Геннадий Литвинцев 17.12.2024 Поздравляю вас, ваш коллектив и читателей вашего издания с наступающим Новым годом и Рождеством! Желаю вам крепкого здоровья, и чтобы в самые трудные моменты жизни вас подхватывала бы волна предновогоднего волшебства, смывала бы все невзгоды и выносила к свершению добрых и неизбежных перемен! Юрий Генч ![]()
![]() |
||||||||||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Камень бортовой бетонный газонный: камни бортовые бетонные www.bordur-trotuar.ru. . поиск масло gazpromneft diesel premium 10w 40 20л. . Оплата за подписку мтс premium подписка. |