Художественный смысл
Критическая статья
![]() На чтение потребуется 5 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
![]()
Сначала – что случилось. Я сидел, читал теоретическую книгу Меерсон «Персонализм как поэтика. СПб., 2009». Главу о «Метели» (1830) Пушкина. Мне захотелось посмотреть сперва, в каком это месте повести слова: «суженого, дескать, конём не объедешь». Потом – слова: «...молчание молодого гусара более всего подстрекало её любопытство и воображение». Тут я не смог оторваться чтением. Дочитал до конца, который был близок. И глаза мои наполнились слезами. Сказка наяву. Моя работа над «Повестями Белкина» началась с возмущения от какого-то повторного в 70-е годы смотрения фильма «Метель» (1964). Я накануне читал Шкловского о фильме «Коллежский регистратор» по «Станционному смотрителю» из «Повестей Белкина». Там было написано – на что я никакого внимания не обращал – что все повести рассказаны Белкину, а не сочинены им. Передо мной забрезжило открытие бездны смысла, который был заложен Пушкиным. Мне 10 лет скрытой от меня самого внутренней работы потребовалось, чтоб однажды (это случилось одномоментно!) мне смутно открылась тайна всех, буквально всех, деталей этих повестей (после чего мне предстояло просто сесть и записать то, что мне как бы говорил некий голос). Мало того! Я потом узнал, что того же мнения Бочаров. Мало того! Через сколько-то лет Бочаров получил, забыл какую, премию за свою работу по «Повестям Белкина». И наконец… Меня никогда – ни до, ни после открытия художественного смысла «Повестей», – они непосредственно не волновали нисколечко! Я был молчаливо и тайно всегда согласен с Белинским, забыл, как, но плохо оценившим это произведение Пушкина. И вдруг сегодня… слёзы. Так классическая музыка действует. Ассоциации-то – глубокие. Напеть мелодию себе немыслимо. Но есть ударные куски, какие мне можно напеть. Так, когда мелодия к ним подбирается, подбирается, а потом вдруг такой отрывок звучит… То неминуемые слёзы у меня. То же ли случилось с «Метелью»? А главное – это ж предательство моего естественного нутра моей же идее-фикс, что неприкладное искусство – это общение подсознаний автора и восприемника, это обнаружение подсознанием восприемника следов подсознательного идеала автора. Какой, к чёрту, сословный консенсус (так кратко звучит открытый мною художественный смысл «Повестей Белкина»), – какой консенсус в моих сегодняшних слезах?! – Мои слёзы надо мной же посмеялись! Или всё верно? Это ж счастье автора – выразить себя вполне, и – счастье Марьи Гавриловны, полюбившей вновь и любимой суженным. Это ж мистика какая!.. Такое совпадение всего-всего… Сколько б Пушкин ни насмехался тихо над своим идеалистом Белкиным, вынужденным с подколками иначе идеалистичной авторессе писать-де (девицею К. И. Т. рассказанную ему) чувствительную историю о сбывшемся девичьем счастье. – Так много сходится в словах финала, что как это выдержать переполнившейся душе читателя? Как не наполниться глазам его слезами? Девичье счастье оказалось – хоть и сермяжным, но неожиданным – образом подсознательного в 1830-м году идеала Пушкина – консенсуса в сословном обществе. Или можно примирить два определения художественности? Тут надо знать, что я имею в виду в своей системе понятий. Одно – это художественность по Выготскому: текстовые противоречия → противочувствия → возвышение чувств (катарсис). В «Метели»: революционно-продекабристски наивный Белкин + консервативно наивная девица К. И. Т. = трезвый мечтатель Пушкин. Второе – это художественность как образная экстраординарность, неожиданность. Чтоб второе во мне сегодня заиграло (впервые за 67 лет знакомства с «Метелью») обоими сторонами образа (что чем выражено), мне надо было, чтоб существовало в моей душе 10 лет внутренней работы над «Повестями Белкина» – что. Ну и – непринуждённое перечитывание повести, а не исследовательское, как в те 10 лет. И тогда только девичье счастье (чем) смогло стать образом подсознательного идеала Пушкина (что). И – я впервые смог отнестись к «Метели», как человек со вкусом. Что внешне (слёзы) вполне неотличимо от реакции просто сентиментального старика. Но, надеюсь, я всё же умею отличать в себе это от другого. – Сейчас было другое.
А чем же занималась Меерсон? Она выявляла, как сделано Пушкиным, что образовалась неожиданность для читателя. «К концу повести, там, где за Марьей Гавриловной начинает ухаживать её реальный «суженый», то есть законный муж incognito, она ведёт себя как записная кокетка, чувства которой воспитаны на романах. В этом качестве она и сама предпочитает озадачиться поведением кавалера, причём по литературному канону Руссо («Марья Гавриловна вспомнила первое письмо St.-Preux» [«Сомненья нет, я должен бежать от вас, сударыня!»]). Автор-Пушкин этой озадаченностью создаёт ей маску персонажа, у которого, при такой озадаченности, у самого-то уж точно секретов нет! Раз она сама заинтригована, то не может при этом оказаться сама же и хранительницей главной тайны, необходимой для развязки: «...молчание молодого гусара более всего подстрекало её любопытство и воображение» – как будто ему есть больше что сказать, чем ей!.. На вид – невиннейшее описание барышни как существа любопытного, и только. Включает ли такое обобщение действительно все роды тайн или только те, которые женское сердце пытается разгадать, а не загадать? Ведь в развязке мы узнаём, что разгадать загаданное Машей никто и не пытался, не подозревая о существовании такой загадки!» (С. 127-128). Попросту говоря, писатели умеют втягивать нас в сопереживание герою. Так что, если тому что-то не известно, то и нам становится как бы искренно не известно. И – неожиданность-для-героя на нас сваливается, как настоящая и-для-нас-неожиданность.
Автор и ведущий рубрики «Художественный смысл» –
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за апрель 2018 года в полном объёме за 197 руб.:
|
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:![]() Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 27.12.2024 Мне дорого знакомство и общение с Вами. Высоко ценю возможность публикаций в журнале «Новая Литература», которому желаю становиться всё более заметным и ярким явлением нашей культурной жизни. Получил одиннадцатый номер журнала, просмотрел, наметил к прочтению ряд материалов. Спасибо. Геннадий Литвинцев 17.12.2024 Поздравляю вас, ваш коллектив и читателей вашего издания с наступающим Новым годом и Рождеством! Желаю вам крепкого здоровья, и чтобы в самые трудные моменты жизни вас подхватывала бы волна предновогоднего волшебства, смывала бы все невзгоды и выносила к свершению добрых и неизбежных перемен! Юрий Генч 03.12.2024 Игорь, Вы в своё время осилили такой неподъёмный груз (создание журнала), что я просто "снимаю шляпу". Это – не лесть и не моё запоздалое "расшаркивание" (в качестве благодарности). Просто я сам был когда-то редактором двух десятков книг (стихи и проза) плюс нескольких выпусков альманаха в 300 страниц (на бумаге). Поэтому представляю, насколько тяжела эта работа. Евгений Разумов ![]()
![]() |
|||||||||||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
http://magazin-veshalok.ru сопутствующие товары для вешалок. Держатели для вешалок. . Жидкостные насосы Maximator пневмогидростанции Maximator. . Детальная информация лечение коксартроза тазобедренного сустава в Краснодаре у нас. |