HTM
Номер журнала «Новая Литература» за май 2022 г.

Художественный смысл

Душу кошки скребут…

Обсудить

Критическая статья

  Поделиться:     
 

 

 

 

Купить в журнале за апрель 2022 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2022 года

 

На чтение потребуется 5 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

 

 

Не натянул ли я всё-таки на Машкова пробуддизм? (см. тут)

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 15.04.2022
Машков. Натюрморт. Фрукты на блюде. 1910.
Машков. Натюрморт. Фрукты на блюде. 1910.

 

В натужной заметке Есауловой, вслед за «плоть торжествует» искусствоведческого генерала Сарабьянова, среди восклицаний и именования картин «съедобными», прорвалось одно честное признание:

«"Фрукты на блюде", написанные в период разработки художником плоской живописи… Этот натюрморт – начало Машкова в жанре…».

То есть, понимаете, это начало пути к подсознательному идеалу бесчувствия**. Начало! Он пока даже не все фрукты сделал плоскими. Только левое яблоко и апельсин в центре, ну и более-менее все сливы. Для того же – обесчувствливания, так сказать – и расположение (в виде организованного геометрического построения): чтоб не хотелось взять и съесть и тем нарушить симметрию. Так хозяйка не подаёт фрукты гостям.

 

 Машков. Натюрморт с бегониями. 1910.
Машков. Натюрморт с бегониями. 1910.

 

Тут тяга изображать объёмное плоским заставила взять бегонию с такими узорами на листьях, какие б я посчитал выдумкой, если б не интернет.

 

 

 

Зато у Машкова цвет этих листьев исключает возможность проявить объёмность. Ну и совершенно лишён здесь объёма зелёный мандарин, два оранжевых плода справа, и невнятны насчёт объёмности фон и скатерть. Не ахти как объёмна и тарелка.

 

 Машков. Натюрморт с парчой. 1914.
Машков. Натюрморт с парчой. 1914.

 

А тут – новая уловка обесчувстливания: сделать плохо отличимыми живые фрукты от нарисованных на парче. Кривые края вазы затрудняют восприятие её объёмным предметом. Невнятно прописанные овалы поверхности вина в графине и рюмке, а также еле заметный край бокала – для того же. Малозаметны и овалы подставок рюмки и графина. Они теряются среди теней комков скатерти. На тарелке неспелая клубника совершенно плоска. Тыкву обычно сырой не едят, и она не к месту в наборе, если он – на тему еды. Но у тыквы рельефные доли на поверхности. Так интересно её взять и рельефность долей всё же смазать. Подстилка какая-то ворсистая – чтоб складки не выглядели слишком объёмными.

И таким образом можно пройтись с комментариями и по другим натюрмортам раннего Машкова.

Пейзаж тех лет тоже можно понимать пробуддистски.

 

 Машков. Пейзаж с домом. 1911.
Машков. Пейзаж с домом. 1911.

 

Тут со словом «пустота» ассоциируется всё: и холм в виде геометрически простого круга, и равнина, на которой нет ничего. Пусть снегом занесены оба – всё равно какое-то иномирие. То же с горами без складок и с домом без архитектурных элементов. Разнообразно только небо. Так оно едва ли не более невероятно, чем всё остальное. – Далеко это всё от нашего, обычного мира. А больше всего не стыкуется тёмная зелень со снегом.

Моя совесть может немного успокоиться. Потому немного, что есть работы тех же лет, тоже со странными упрощениями, подчёркнутой нарисованностью вместо иллюзорности, но которые как-то не тянет толковать как именно образ идеала бесчувственности.

 

 Машков. Дама с контрабасом. 1915.
Машков. Дама с контрабасом. 1915.

 

Тут есть какая-то отстранённость и неприступность (хоть это жена художника) тут есть. Но контрабас, кресло, пол и особенно пианино вообще натуралистически нарисованы… А тыквы – зачем они сюда попали? Или как может контрабас и картина отбрасывать тень от концентрированного освещения справа, если справа не мыслится существование окна. К окну ж не ставят пианино… И почему стены, чем выше, тем парадоксально темнее? – Иномирие какое-то! Не в него ли улетела мечтой жена? Но почему тогда у неё так пылают щёки? Апсихологизм, что ли?

Перебарывает слабенькое подсознательное (нирвану) модное осознаваемое – живописать абы как странно. Почему и называют Машкова авангардистом.

Но нельзя ли вывернуть* всё-таки: в сознании художника апсихологизм, а в подсознании – вообще бесчувствие?..

 

1 октября 2019 г.

* – Нельзя. Пробуддизм у Машкова кончался.

«Уже в середине 1910-х гг. самые внимательные из критиков обратили внимание на перемены вкусов и языка бубнововалетцев. «Чувство реальности вновь обретено», – пишет Тугендхольд (Я. Тугендхольд. Выставка «Бубнового валета». (Письмо из Москвы)//Речь. – 1914. – 13(26) 02, – №43. – С. 2)».

– Нельзя так нельзя. Хорошо хоть, что до того чувства реальности не было. – Ужас только в том, что я-то думал, что, раз впав в пробуддизм как крайнее разочарование, из него уже больше не выберешься. А получается, что вполне выбираются и из крайнего разочарования, плюя на начавшуюся войну.

 

29.10.2019.

** – Это можно и не идеалом бесчувствия объяснять, а просто бегством, как у Матисса, из техногенной цивилизации, к диким, les fauves, к простому народу. Зачем так далеко – аж в бесчувствие? Как факт:

«…акцентирование пастозных свойств красочного слоя».

Грубость то есть, а не бесчувствие. Вон, протянул по инерции кисть с густой жёлтой краской дальше контура плода и потому с меньшим нажимом, так краска легла отрывающимися от мазка кусками.

 

 

 

Это в такой картине:

 

 Машков. Натюрморт с ананасом. 1908.
Машков. Натюрморт с ананасом. 1908.

 

«…экспериментирует с формой холста… вслед за эстетикой народного творчества, выбирая овал» (Там же).

– Но это может быть и дорогой к бесчувствию, да, через народную дикость, но дорогой. Всё-таки 1908 год, а не 1910. Не всё сразу.

Концентрический повтор тоже ближе к нирване:

«…«оберегающий круг», мандала, издавна является средством против хаотических состояний духа».

А вот – ещё убойнее:

«Композиция диктуется уже не столько согласованностью вещей в трёхмерном пространстве, сколько... [👉 читать далее...]

 

 

30.10.2019.
10.12.2019.

 

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 

(в начало)

 

 

 

Внимание! Перед вами сокращённая версия текста. Чтобы прочитать в полном объёме этот и все остальные тексты, опубликованные в журнале «Новая Литература» в апреле 2022 года, предлагаем вам поддержать наш проект:

 

 

 

Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за апрель 2022 года в полном объёме за 97 руб.:
Банковская карта: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина» и введите ключ дешифрования: Bt83b8F2zhvsBqSXcE8dXQ
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению апреля 2022 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

 

 

  Поделиться:     
 
Акция на подписку до 1 июля
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Присоединяйтесь к 30 тысячам наших читателей:

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com

Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.




Отказывают издательства? Не собираются донаты? Мало читателей? Нет отзывов?..

Причин только две.
Поможем найти решение!

Отказывают издательства? Не собираются донаты? Мало читателей? Нет отзывов?.. Причин может быть только две. Мы поможем вам решить обе эти проблемы!


Купи сейчас:

Номер журнала «Новая Литература» за май 2022 года

 

Мнение главного редактора
о вашем произведении

 



Научи себя сам:

Аудиокниги для тех, кто ищет ответы на три вопроса: 1. Как добиться жизненных целей? 2. Как достичь успеха? 3. Как стать богатым, здоровым, свободным и счастливым?


👍 Совершенствуйся!

Акция! Скидка за отзыв – 15%


Сделай добро:

Поддержите журнал «Новая Литература»!

Copyright © 2001—2022 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30 декабря 2021 г.
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!