HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Художественный смысл

Не подблюдная разве?..

Обсудить

Критическая статья

  Поделиться:     
 

 

 

 

Этот текст в полном объёме в журнале за апрель 2023:
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2023 года

 

На чтение потребуется 7 минут | Цитата | Подписаться на журнал

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 12.04.2023
Иллюстрация. Автор: Семён Кожин. Название: «Святочное гадание». Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Кожин,_Семён_Леонидович

 

 

 

Я исхожу из такого наблюдения: при слове «искусство» зачастую имеют в виду неприкладное искусство, понимаемое как рождённое в самой глубине души автора и призванное испытывать тоже самую глубину души восприемника. Эстетический экстремист, я говорю, что такое рождается от подсознательного идеала автора и является первосортным в пику прикладному искусству, рождающемуся от замысла сознания, и то, мол, второсортное. Мне кажется, что я вследствие экстремизма просто обостряю то, что бытует в жизни. Плох тот солдат, кто не хочет быть генералом, плох тот поэт, кто не хочет вдохновляться богом, как мыслили в старину о творцах произведения искусства.

Практически же – опять ссылаюсь на то, что мне кажется – произведения неприкладного искусства встречаются очень и очень редко. И практически мыслящий человек прав, смеясь надо мною, когда я, – как от печки начинают плясать, – сперва пробую предполагать про новую для меня вещь, что она первосортная-по-моему. И начинаю искать «текстовые» странности.

В вещи Владимира Захарова «Карельская пасха (поэма в прозе)» (07/12/22–14/12/22) мне странным показалось название. Слово «пасха».

Дело в том, что, прочтя 50 строк этой «поэмы», мне вспомнилась совершенно жуткая народная песня. Не грех её всю процитировать (я её уж десятки лет как не слышал, молодёжь её, наверно, и не знает даже).

 

– Матушка, матушка, что во поле пыльно?

Сударыня матушка, что во поле пыльно?

– Дитятко милое, кони разыгралися.

.

– Матушка, матушка, на двор гости едут,

Сударыня матушка, на двор гости едут!..

– Дитятко милое, я тебя не выдам!

.

– Матушка, матушка, на крылечко идут,

Сударыня матушка, на крылечко идут!..

– Дитятко милое, не бойсь, не пужайся…

.

– Матушка, матушка, в нову горницу идут,

Сударыня матушка, в нову горницу идут!..

– Дитятко милое, я тебя не выдам!

.

– Матушка, матушка, за столы садятся,

Сударыня матушка, за столы садятся!

– Дитятко милое, не бойсь, не пужайся!

.

– Матушка, матушка, образа снимают,

Сударыня матушка… Меня благословляют…

– Дитятко милое, господь с тобою!

 

А поскольку – из-за экстремизма же – я стараюсь вписаться в имеющуюся систему ценностей, а также, вечно не доверяя своему умению открывать художественный смысл (всегда в произведениях неприкладного искусства скрытый), я полез читать об этой жуткой песне. Она оказалась подблюдной.

«Подблю́дные пе́сни – русские обрядовые песни, исполняемые во время святочных гаданий по жребию, которые в иносказательной форме предвещают будущее каждому участнику… Название «подблюдные песни» связано с особенностями происходившего гадания. В один из святочных праздников (чаще всего в канун Нового года, называемого в северном Белозерье подблюдный вечер) собирались на совместные гадания девушки и женщины; каждая бросала в глубокое блюдо свой предмет (меченые жребии: кольцо, серьгу, булавку, брошку, пуговицу, монету и т. п.); старшая из женщин (вдова) закрывала блюдо платком, встряхивала его и затем вынимала жребии наугад под пение специальных песен, закодированный смысл которых служил предсказанием судьбы для хозяина конкретной вещи» («Википедия»).

А Захаров назвал свою вещь «пасха».

На пасху же не судьбоносное поют, а заклички:

 

Ай, качи, качи, качи,

Несёт дед куличи,

А бабушка пасочку –

К светлому праздничку.

Будет Ваня разговляться,

Крашеным яичком любоваться.

 

И Захаров не зря, думаю, так подробно дату создания поставил: 07/12/22–14/12/22, – а чтоб намекнуть, что это предновогоднее, как бы предсвяточное. Т. е. судьбовещательное.

И вещает он тут «про войну, и про голод, и мор», про групповое изнасилование.

А откуда берётся подсознательный идеал первосортного искусства? – Из духа времени. – А какой он был в конце 2022 года? – Тоска от затянувшейся что-то СВО на Украине – для сочувствующих России, и тоска от чудовищных людских потерь Украины из-за преобладания России в огневой мощи – для сочувствующих Украине.

При чём же тут пасха? Если чтоб запутать цензуру (назовём так руководствование перечнем ФСБ от 01.12.2022 сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, которые при их получении иностранными источниками могут быть использованы против безопасности Российской Федерации: сведениями «14… о <…> морально-психологическом климате»), то проваливается предположение о происхождении поэмы от подсознательного идеала: начало её сочинения отстоит на неделю от вступления в силу перечня.

Новое предположение (о сознательном замысле) подтверждается железно выдержанными размерами абзацев (я на это наткнулся давеча при подсчёте общего числа строк поэмы [ибо странно было и назвать поэмой столь короткую вещь]). Все абзацы – по 5 строк и лишь предпоследний – про насилование и сопротивление ему – 10 строк.

И в ту же степь пошло доселе неизвестное мне слово «ихор».

«В греческой мифологии ихор (в древнегреческом ἰχώρ) – кровь богов, отличная от крови смертных» («Википедия»).

Речь об исключительности, главном слове в описании западной цивилизации, в отличие от уникальности, главном слове в описании русской цивилизации. Исключительность предполагает возвышение над другими, нацизм в пределе, что характерно для нынешней Украины да и всего нынешнего Запада, пришедшего к фашистскому либерализму. А уникальность России не отказывает в иной уникальности другим народам.

Ну а сочинить текст в рифму, с ритмом и повторами могу и я, совсем не поэт.

 

Вымою я чёрные волосы.

  / – / –  /  – –  / – -

Чёрные, чёрные, чёрные волосы.

 /  – –  /  – –  /  – –  / – -

Вымою я чёрные волосы,

чтобы стали ещё черней.

  – –   / – –  / –  /

.

Ой, ты гой еси, добрый молодец!

Не запеть ли нам песню дерзкую,

Песню дерзкую, не донос властям,

Не донос властям – откровение,

Пошатнувшимся – вспоможение.

 

У пессимистов относительно будущего России есть псевдотеория Гумилёва, что не живут этносы больше 1500 лет. По теории, оспаривающей норманнскую теорию, славяне до Рюрика (862) созрели до государственности, потому и изгоняли раз за разом варягов, и просто Рюрика выгнать оказалось не просто, как его предшественников. Сколько времени надо дать предшественникам, чтоб их изгоняли и изгоняли? 2023 – 862 = 1161; 1500 – 1161 = 439 лет. – Многовато. Ну так зато после краха России в этом году русские не сразу исчезнут, если не будут поголовно убиты, а просто выродятся от угнетения. Лет 100-150 понадобится. Вот и получится приблизительно 1500 лет существования. Так что мрачные думы Захарова о скорой смерти России, ввязавшейся в неравную схватку с Западом, накануне скоро наступящего нового, 2023-го, года вполне могли его подсознанию, а не сознанию, подать идею обратиться к теме подблюдной песни, предсказывающей чёрное будущее России в образе гадающей женщины. А пасха (воскресение из мёртвых) появилась логически от того, что песня получилась о насилуемой и убиваемой Украине, которая воскреснет (вот какой финал поэмы):

1.«Я распущу чёрные волосы. Чёрные, чёрные, чёрные волосы. Я

2. распущу чёрные волосы, чтобы стали ещё черней. По сторонам света

3. отпущу волосы. По руслам рек отпущу волосы. По розе ветров отпущу

4. волосы, чтобы стали ещё черней. Нет святее Пасхи моей, волосы тем

5. черней».

Хорошо, скажете, а не возвращается ли эта вещь в вашей системе мыслить в рождённые всё-таки подсознанием, подсознательным идеалом исключительности, раз вы допустили подсознательное рождение обращения к жанру народной подблюдной песни?

Да, – признаю я. – Более того, будучи патриотом России (и помня про её веками подряд сохранение независимости, усиленную теперь – как никогда в истории – её превосходством в оружии) во имя достоевского всепонимания русскими других народов и в пику принятой Западом политики культурной отмены русскости на планете следует проакцентировать, что поэма западника Захарова может быть мною отнесена к... [👉 продолжение читайте в номере журнала...]

 

 

3 апреля 2023 г.

 

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 

[Конец ознакомительного фрагмента]

Чтобы прочитать в полном объёме все тексты,
опубликованные в журнале «Новая Литература» в апреле 2023 года,
оформите подписку или купите номер:

 

Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2023 года

 

 

 

  Поделиться:     
 
508 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 19:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

молодой аудиокниги . https://bettingcafe.ru/bookmakers/ . как скачать видео с youtube: как скачать видео с youtube.
Поддержите «Новую Литературу»!