Игорь Иванов
Статья
На чтение потребуется 1 час 25 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Оглавление 1. 1. Андрей фон Штирлянд, Пелугий Филипп, Биргер Магнуссон 2. 2. Король Венгрии Андраш II Крестоносец, папский легат Пелагий, король Священной римской империи Фридрих II 1. Андрей фон Штирлянд, Пелугий Филипп, Биргер Магнуссон
В 1947 г. академик Д. С. Лихачёв, тогда ещё кандидат филологических наук, защитил докторскую диссертацию «Очерки по истории литературных форм летописания XI–XVI вв.», и написал статью «Галицкая литературная традиция в Житии Александра Невского». В статье Д. С. Лихачёв указал, что автор «Жития» заимствовал несколько образных выражений из Галицко-Волынской летописи, в основном из жизнеописания Даниила Галицкого. Со свойственной Дмитрию Сергеевичу мягкостью он назвал увиденные заимствования «параллелями». Благоразумно «захлопнув» жизнеописание Даниила Галицкого, Лихачёв оставил оба текста без дальнейшего сопоставительного анализа. Выдвинув предположение, что к составлению «Жития» имел отношение митрополит Кирилл, служивший первоначально у Даниила Галицкого, а затем у Александра Невского, Д. С. Лихачёв в дальнейшем к этой теме не возвращался. Автор приглашает читателя к путешествию пешком по страницам «Сказания о житии Александра Невского» и жизнеописания Даниила Галицкого. Любознательный читатель, отныне ты путник. Если ты привык рыскать по страницам учебников со скоростью авто, не порть зрение, закрой страницу и побалуй себя кружкой пива. Отрывки из «Сказания о житии Александра Невского» (перевод В. И. Охотниковой). В начале повествования автор предупреждает читателя, что написанное им он слышал от отцов своих, но и сам был свидетелем зрелости Александра. «Сказание» об Александре: «И красив он был, как никто другой, и голос его – как труба в народе, лицо его – как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царём в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему Бог премудрость Соломона, храбрость же его – как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую. Однажды приготовился тот к осаде города Иоатапаты, и вышли горожане, и разгромили войско его. И остался один Веспасиан, и повернул выступивших против него к городу, к городским воротам, и посмеялся над дружиною своею, и укорил её, сказав: «Оставили меня одного». Так же и князь Александр – побеждал, но был непобедим». Показательно, что данное воскрешение облика Александра Невского имеет следы сообщения из Галицко-Волынской летописи о кончине Даниила Галицкого (1264): «А короля Даниила тогда постигла тяжёлая болезнь, от которой он и скончался. Его похоронили в церкви святой Богородицы в городе Холме, которую он сам и построил. Этот король Даниил был князь добродетельный, храбрый и мудрый, создал много городов, построил церкви и украсил их различными украшениями. И ещё он прославился братолюбием с братом своим Васильком. Этот Даниил был вторым после Соломона». Слова «вторым после Соломона» автор «Сказания» разнёс по цитируемому выше тексту об облике Александра Невского: «лицо его – как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царём в Египте... и дал ему Бог премудрость Соломона...». Как появился в тексте Иосиф? Галицко-Волынская летопись, из рассказа о путешествии Даниила к Батыю: «...он (Даниил) поехал к Куремсе и увидел, что нет у них хорошего. После этого он стал ещё сильнее скорбеть душой, видя, что ими овладел дьявол: мерзкие их кудеснические пустословия, Чингисхановы наваждения, его скверное кровопийство, многое волшебство. Приходивших к ним царей, князей и вельмож водили вокруг куста для поклонения солнцу, луне, земле, дьяволу и умершим и находящимся в аду их отцам, дедам и матерям. О, гнусное их обольщение!» Эти строки напомнили автору «Сказания» строки из Библии о Иосифе: «И видел он ещё другой сон и рассказал его [отцу своему и] братьям своим, говоря: вот, я видел ещё сон: вот, солнце и луна и одиннадцать звёзд поклоняются мне. И он рассказал отцу своему и братьям своим; и побранил его отец его и сказал ему: что это за сон, который ты видел? Неужели я и твоя мать, и твои братья придём поклониться тебе до земли? Братья его досадовали на него, а отец его заметил это». (Быт.37:9-11). «Сказание»: «Потому-то один из именитых мужей Западной страны, из тех, что называют себя слугами Божьими, пришёл, желая видеть зрелость силы его, как в древности приходила к Соломону царица Савская, желая послушать мудрых речей его. Так и этот, по имени Андреаш, повидав князя Александра, вернулся к своим и сказал: «Прошёл я страны, народы и не видел такого ни царя среди царей, ни князя среди князей». У термина «слуга божий», выбранного автором «Сказания» для Андреаша, два прочтения. 1. В русских летописях так именуют ливонских рыцарей. 2. В католической церкви, к которой принадлежит Андреаш, «слуга Божий» – официальный титул. Он присваивается умершему католику в период от начала процесса беатификации до причисления его к лику блаженных. Беатификация – обряд причисления умершего к лику блаженных. Блаженный – человек, которого Церковь считает спасённым и пребывающим на небесах, но в отношении которого не устанавливается общецерковное почитание, разрешено только местное. Поэтому католик вправе прочитать между строк, что речь идёт о благочистивом Андреаше, умершим ещё до сложения «Сказания». Далее будет установлено, что у благочистивого Андреаша два «прототипа», причем оба в определённый период были католической церковью отлучены. Неслучайно, что для ливонских рыцарей, захваченных в плен в Ледовом побоище, автор «Сказания» использовал другой однозначный термин – божьи ритори. Этот же термин, «божьи дворяне», использован в Галицко-Волынской и других русских летописях. «Божьи дворяне» буквальный перевод с немецкого: Gottes-Ritter, Gottes Knecht (слово Ritter верно передано и словом «дворянин», и словом «ритор», т. е. рыцарь). См. Энциклопедический словарь. Брокгауз и Ефрон. «Сказание»: «Услышав о такой доблести князя Александра, король страны Римской из Северной земли подумал про себя: «Пойду и завоюю землю Александрову». И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхтя духом ратным. И пришёл в Неву, опьянённый безумием, и отправил послов своих, возгордившись, в Новгород к князю Александру, говоря: «Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою». Александр же, услышав такие слова, разгорелся сердцем и вошёл в церковь святой Софии, и, упав на колени пред алтарём, начал молиться со слезами... Князь же, выйдя из церкви, осушил слёзы и начал ободрять дружину свою, говоря: «Не в силе Бог, но в правде. Вспомним Песнотворца, который сказал: «Одни с оружием, а другие на конях, мы же имя Господа Бога нашего призовём; они, поверженные, пали, мы же устояли и стоим прямо». Сказав это, пошёл на врагов с малою дружиною, не дожидаясь своего большого войска, но уповая на Святую Троицу». «Прототипом» этого текста является сообщение Галицко-Волынской летописи за 1256 г. о победе Даниила над ятвигами, когда Даниил пошёл на врагов с малой дружиной, без опоздавшего вступить в бой большего войска, и одержал победу над язычниками. Галицко-Волынская летопись: «Сотворили совет князья русские и ляшские, и сказали военные мужи: «Ты король, голова всем полкам. Если пошлёшь впереди кого-то из нас, нас не послушаются. Ты знаешь воинский порядок. Ты привык к войне, и всякий тебя устыдится и убоится. Выйди сам вперёд»... Многие летели друг на друга, потому что лёд был скользок. Даниил и Лев быстро напали на них в воротах. Ятвяги побежали и больше не возвращались: была в тот день великая удача у короля и его воинов, ибо с такой дружиной он победил гордых ятвягов, и злинцев, и крисменцев, и покенцев. Как пишется в Писании: «Не в силе битвы, но в Боге состоит победа». Прим. См. 1-е соборное послание апостола Иоанна. Гл. 5, ст. 4-5: «Ибо всякий, рождённый от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий». Этому сообщению летописи обязано в «Сказании» появление образа Веспасиана, с его словами «Оставили меня одного», производными от слов «Выйди сам вперёд». Этому же сообщению обязано знаменитое выражение, вложенное автором «Сказания» в уста Александра Невского, что «Не в силе Бог, но в правде», производное от слов Даниила Галицкого «Не в силе битвы, но в Боге состоит победа». Далее после рассказа о сборах Александра Невского, о благословлении его новгородским епископом Спиридоном в «Сказании» следует текст легенды о Пелугие. «Сказание»: «И был один муж, старейшина земли Ижорской, именем Пелугий, ему поручена была ночная стража на море. Был он крещён и жил среди рода своего, язычников, наречено же имя ему в святом крещении Филипп, и жил он богоугодно, соблюдая пост в среду и пятницу, потому и удостоил его Бог видение чудное в тот день. Расскажем вкратце. Узнав о силе неприятеля, он вышел навстречу князю Александру, чтобы рассказать ему о станах врагов. Стоял он на берегу моря, наблюдая за обоими путями, и провёл всю ночь без сна. Когда же начало всходить солнце, он услышал шум сильный на море и увидел один насад, плывущий по морю, и стоящих посреди насада святых мучеников Бориса и Глеба в красных одеждах, держащих руки на плечах друг друга. Гребцы же сидели, словно мглой одетые. Произнёс Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему князю Александру». Увидев такое видение и услышав эти слова мучеников, Пелугий стоял трепетен, пока насад не скрылся с глаз его. Вскоре после этого пришёл Александр, и Пелугий, радостно встретив Александра, поведал ему одному о видении. Князь же сказал ему: «Не рассказывай этого никому». После этого Александр поспешил напасть на врагов в шестом часу дня, и была сеча великая с римлянами, и перебил их князь бесчисленное множество, а на лице самого короля оставил след острого копья своего». «Сказание», текст, следующий после описания подвигов шестерых мужей дружины Александра: «Было же в то время чудо дивное как в прежни дни при Езекии царе. Когда пришёл Сенахерим, царь ассирийский, на Иерусалим, желая покорить святой град Иерусалим, внезапно явился ангел господень и перебил сто восемьдесят пять тысяч из войска ассирийского, и став утром, нашли только мёртвые трупы. Так было и после победы Александровой: когда победил он короля на противоположной стороне реки Ижоры, где не могли пройти полки Александровы, здесь нашли несметное множество убитых ангелом господним. Оставшиеся обратились в бегство, и трупы мёртвых воинов своих набросали на корабли и потопили их в море. Князь же Александр возвратился с победой, хваля и славя имя своего творца».
Свидетели зрелости Александра.
1.1 Андрей фон Фельфен, магистр Ливонского ордена и Андрей (Андреас фон Штирлянд), рижский магистр
Ни русские летописи, ни 13 редакций «Сказания» не сообщают имя предводителя ливонских рыцарей в «Ледовом побоище» на Чудском озере. Андрей фон Фельвен стал известен историкам после изучения ими «Хроники Ливонии» (Hermanus de Vartberge, Chronikon Livoniaе), написанной в конце 14 века капелланом магистра Ливонского Ордена Германом Вартбергом. Герман Вартберг пишет: «В 1241 г. Андрей Фельфенский был магистром в Ливонии[1]. В его время эзельцы[2] отложились от веры и избили христианский народ вместе с бывшим налицо духовенством, причём преосвященный Генрих, их епископ, едва избежал смерти. Но когда выше названный магистр их снова покорил, он им даровал некоторые права и вольности, которые впоследствии этот епископ утвердил». На основании сообщения «Хроники» исследователями был сделан вывод, что командование ливонскими рыцарями во время «Ледового побоища» мог осуществлять Андрей фон Фельвен. Сам он, якобы, находясь на безопасном расстоянии от схватки, поручил непосредственное руководство боем комтурам, поэтому не попал в плен. Комтуры – ступень управляющих в Ливонском ордене, следующая после магистра. Некоторые исследователи считают, что Андреаш «Сказания» и Андреас фон Фельфен «Хроники Ливонии» – одно и тоже лицо. Однако автор «Сказания», восхвалив достоинства Андреаша, явно уклонился от назначения того предводителем ливонских рыцарей в «Ледовом сражении», оставив прочерк в графе «имя предводителя». Если в «Житии» путника встречает Андреаш, «именитый муж», «слуга божий», то в Галицко-Волынской летописи у путника встреча с «божьими дворянами» и Андреем (Андреасом фон Штирляндом), рижским магистром, который торгуется с литовским князем Миндовгом о цене за помощь Миндовгу в его усобице с племянниками, в частности с Тевтивилом. Галицко-Волынская летопись (1252): «Узнал Миндовг, что хотят помогать Тевтивилу божий дворяне, и епископ, и все рижские воины, испугался и тайно послал к Андрею, рижскому магистру, и уговорил его с помощью богатых даров, то есть умолил его, послав много золота и серебра, и прекрасных сосудов серебряных и золотых, и коней много, и сказал он: «Если ты убьёшь или выгонишь Тевтивила, получишь ещё больше». Но тот сказал: «Не избавиться тебе от этого; если не пошлёшь к папе и не примешь крещения – не одолеть врага. А я к тебе дружбу имею». О, злее зла! Золотом ослепил глаза свои, а теперь снова от них беду примет. Миндовг послал к папе и принял крещение, но крещение его было ложно... Он приносил жертвы своим богам, сжигал тела мёртвых и открыто держался языческих обычаев. Тевтивила же поддерживал епископ и пробст Виржан, которые жалели о нём, ибо знали, что, если бы Тевтивил не был изгнан, Литовская земля была бы в их руках и поневоле приняла бы крещение. А что литовцы не крестились, виноват Андрей, за что он был орденом отлучён от своего сана». Крещение и коронация состоялись около 1253 г. Андреас фон Штирлянд по свидетельству Старшей Ливонской рифмованной хроники подарил для Миндовга и его жены Марты две искусно сделанные короны. Итак, если путешествовать вслед за автором «Сказания» по страницам Галицко-Волынской летописи, то под личиной «божьего слуги» («блаженного») Андреаша выступает Андрей, рижский магистр, за взятки крестивший и выхлопотавший у папы корону для князя-язычника, впоследствии отлучённый от своего сана.
1.2 Безымянный король страны Римский из Северной земли и Биргер Магнуссон, «шведский король без имени»
Когда автор «Сказания» не привёл имя «короля страны Римской из Северной земли», то фактически он назначил командовать шведами Биргера Магнуссона, зятя короля Эрика Эриксона. В истории Биргер и известен как «король без имени», так как был фактически королём при короле Эрике и при своём сыне Вальдемаре. Папский легат, посетивший Швецию в 1247 году в период правления Эрика, назвал Биргера настоящем королём Швеции. О том, что предводителем похода шведов в устье Невы был Биргер, обмолвился лишь список «Сказания» Четвёртой Новгородской летописи в рассказе о битве: «и бысть сеча на Римляны, изби множество их, а самому королеви Бергелю возложи печать на лице острым своим копием». О Биргере известно, что ярлом (условно премьер-министром) он стал лишь в 1248 году, а в 1240 году, когда состоялась Невская битва, ярлом был Ульф Фаси, двоюродный брат Биргера. Поэтому некоторые историки считают, что предводителем войска мог быть Ульф Фаси. Но автору «Сказания» для Александра Ярославича нужен более достойный противник, именно знаменитый Биргер Магнуссон, будущий «король без имени». В 1250 году Биргер после смерти бездетного Эрика ставит королём своего старшего сына Вальдемара, которому на тот момент было 11 лет, становясь при нём регентом. Однако в 1251 году против него был начат мятеж, возглавляемый его ближайшими родственниками. В результате армия мятежников была разбита, Филипп Кнутсон (сын короля Кнута Длинного) и Кнут Магнуссон (внук ярла Кнута Биргерсона и короля Кнута Эрикссона) были казнены, а сын Ульфа Фасе йонкер Карл – изгнан из страны. Именно Биргер примет в 1252 г. брата Александра Невского, Андрея Ярославича и его жену, дочь Даниила Галицкого, бежавших после поражения от Неврюевой рати.
1.3 Старейшина земли Ижорской богоугодный Филипп Пелугий и безбожный боярин Филипп, готовивший убийство Даниила Галицкого
В рассказе о Пелугии – следы сообщения Галицко-Волынской летописи за 1230 г. о заговоре галицких бояр с племянником Даниила Александром Бельзским. Даниила предполагалось убить, а землю его передать Александру Бельзскому. Во главе заговора стояли бояре Молибоговичи. Заговор был раскрыт в отсутствии Даниила и Василька. Летописец сообщает, что Молибоговичи бежали как окаянный Святополк (виновник убийства Бориса и Глеба). Среди заговорщиков был боярин Филипп, который пригласил Даниила в свой замок Вишню. Галицко-Волынская летопись: «Василько поехал во Владимир, а безбожный Филипп позвал князя Даниила в Вишню. Второй заговор об убийстве его учинили они с племянником его Александром. Когда Даниил доехал до Браневичевой отмели, приехал к нему посол от его тысяцкого Демьяна, который сообщил ему: «Это недобрый пир, потому что задумано безбожным твоим боярином Филиппом и племянником твоим Александром – быть тебе убитым. Услышав об этом, возвратись назад и держи стол отца своего». Так из сообщения тысяцкого Демьяна Даниилу родилось сообщение Пелугия Александру Невскому. Из бояр Молибоговичей и безбожного Филиппа был скроен богоугодный Пелугий Филипп. Племянник Даниила Александр Бельзский превратился в Александра Невского, «Браничева отмель» – в берег моря, строки об окаянном Святополке родили строки об убитых им Борисе и Глебе. Так состоялось волшебное превращение врагов Даниила в защитников земли Новгородской – старейшину земли Ижорской богоугодного Филиппа Пелугия и князя Александра Невского. Возможно, что создание легенды о Пелугии не обошлось без знания автором «Сказания» следующего факта. Историк Д. Иловайский в «Примечаниях» (см. прим. 67, прим. 71) своей книги «Становление Руси», приводя текст легенды о Пелугии по Новгородскому четвёртому своду, сообщает следующее: «Замечательную аналогию с этим рассказом представляет подобная же легенда, которой украсилась победа современника Александрова, чешского короля Пржемысла Оттокара над угорским Белою на берегах Моравы в 1260 г. Сам Оттокар в письме своём к папе рассказывает, что один преданный ему благочестивый муж, оставшийся дома по болезни, в день битвы удостоился видения. Ему явились покровители Чешской земли св. Венцеслав, Адалберт и Прокопий; причём Венцеслав сказал своим товарищам, что войско их (чехов) слабо, и им надобно помочь [Тургенева Histor. Russ. Monumenta, II. 349]».[3] Далее в «Примечаниях» Д. Иловайский пишет: «Об участии Даниила в битве 1260 г. на Мораве говорит Оттокар в своём письме к папе Александру IV. Histor, Rus. Monum». В скобках [ ] дана ссылка на материалы, собранные историком А. И. Тургеневым за границей при осмотре тамошних архивов и библиотек по древней и новейшей истории Руси. Они были изданы археографической комиссией в 1841 и 1842 гг. под заглавием «Historiae Russiae Monumenta ex antiquis exterarum gentium archivis et bibliothecis deprompta ab A. I. Turgenevio». Материалы включали выписки из ватиканских архивов, переписку пап и донесения папских нуциев о России. Разумеется, что автор «Сказания» ознакомился с письмом Оттокара не в папской канцелярии; вероятно, что текст письма приводится в хрониках.
[1] Ливония – историческая область, располагавшаяся на территории современной Латвии и Эстонии.
[2] Эзельцы – эсты, жители острова Эзель, современное эстонское название которого Сааремаа.
[3] Св. Венцеслав (Вячеслав), упомянутый Борисом в «Сказании о Борисе и Глебе», погиб подобно Борису и Глебу, убитый своим братом Болеславом.
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за март 2021 года в полном объёме за 197 руб.:
Оглавление 1. 1. Андрей фон Штирлянд, Пелугий Филипп, Биргер Магнуссон 2. 2. Король Венгрии Андраш II Крестоносец, папский легат Пелагий, король Священной римской империи Фридрих II |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 01.10.2024 Журнал НЛ отличается фундаментальным подходом к Слову. Екатерина Сердюкова 28.09.2024 Всё у вас замечательно. Думаю, многим бы польстило появление на страницах НОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Александр Жиляков 12.09.2024 Честно, говоря, я не надеялась увидеть в современном журнале что-то стоящее. Но Вы меня удивили. Ольга Севостьянова, член Союза журналистов РФ, писатель, публицист
|
|||||||||||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Куплю песню у автора. Купить готовую песню под ключ от авторов. . Подать объявление в москве бесплатно skidqi.ru. . Новые авто 2024 года выпуска в 631 автосалоне москвы автосалон москва новые автомобили цены. |