HTM
Номер журнала «Новая Литература» за август 2022 г.

Игорь Иванов

Сказание о житии Александра Невского. Персонажи Галицко-Волынской летописи в сказании об Александре Невском.

Обсудить

Статья

 

Купить в журнале за март 2021 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за март 2021 года

 

На чтение потребуется 1 час 25 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 22.03.2021
Оглавление

1. 1. Андрей фон Штирлянд, Пелугий Филипп, Биргер Магнуссон
2. 2. Король Венгрии Андраш II Крестоносец, папский легат Пелагий, король Священной римской империи Фридрих II
3. 3. Послы от папы римского к Александру Невскому Агалдада и Гемонт. Посольство к Даниилу Галицкому.

2. Король Венгрии Андраш II Крестоносец, папский легат Пелагий, король Священной римской империи Фридрих II


 

 

 

2.1 Двадцатилетняя война короля Венгрии Андраша II за Галич. (Захват Венгрией земель Юго-Западной Руси)

 

Если Андреаш в личине рижского магистра Андрея (Андреаса фон Штирлянда) встретился путнику по страницам Галицко-Волынской летописи лишь однажды, то Андреаш в личине короля Венгрии Андрея Венгерского (Андраша II Крестоносца) будет верно сопровождать путника по страницам летописи с 1205 по 1235 год.

В 1205 г. Роман Галицко-Волынский погиб в Польше, попав в засаду с небольшим отрядом. В Галиче осталась его вдова Анна с детьми; Даниилу было 4, Васильку 2 года. И немедленно Рюрик Ростиславич, объединившись с черниговскими Ольговичами, пошёл на Галич. Анна кинулась за помощью к венгерскому королю Андрашу II. Между Романом и Андрашем II было соглашение о взаимной помощи и опеке над детьми обоих правителей в случае преждевременной смерти одного из них. Об этом соглашении упоминает Галицко-Волынская летопись. Ранее Роман поддерживал Андраша II против его старшего брата Имре в борьбе за власть в Венгрии после смерти их отца Белы III (1196).

Андраш II дважды отражает попытки Рюрика Ростиславича захватить Галич в 1205 и 1206 годах. Но в 1214 г. Андраш изменяет соглашению, начинает устраивать на стол в Галиче своих сыновей, выступая против возврата стола Даниилу и его брату. Война за принадлежность Галича венгерскому королевству продлится с перерывами почти 20 лет.

В 1214 году Андраш II сажает в Галиче своего малолетнего сына Коломана (Кальмана), который сидит до 1221 года, дважды уступая стол Мстиславу Удатному. В 1219 году, когда Андраш II был в крестовом походе в Египте, Мстислав при захвате Галича взял в плен Коломана.

Чтобы освободить сына, Андраш II вступил в переговоры с Мстиславом. В результате его сын, тоже Андраш, известный на Руси как «королевич Андрей», женился на Марии, дочери Мстислава, а Кальман вернулся к отцу. В качестве приданого королевич Андрей получил Перемышль и Галич, но вскоре отношения между новыми родственниками испортились, и Мстислав отобрал у зятя его уделы. Смерть Мстислава (1228) опять позволила Андрашу II поставить королевича Андрея в Галич. В 1229 году Даниил был призван на княжение в Галич, осадил его, взял королевича Андрея в плен, однако вскоре отпустил. В 1231 году, воспользовавшись боярской смутой и предательством Александра Белзского, венгры вновь захватили Галич, и Андраш II опять посадил сына на стол. Но Даниил продолжил борьбу. В 1233 году он вновь осадил Галич. В это время Андрей скончался, и галичане сдались Даниилу. А в 1235 г. Андраш II умирает.

Летом 1234 года епископ Иоанн Боснийский отлучил Андраша II от церкви, поскольку тот не соблюдал некоторые положения ранее заключённого соглашения между ним и духовенством.

Король был ещё жив, когда 28 мая 1235 года была канонизирована одна из его дочерей, Елизавета Венгерская. Умершая за несколько лет до того, она была одной из родоначальниц традиций благотворительности и милосердия. Папа римский, принимая это во внимание, снял отлучение с короля.

По подсчётам историков Даниил Романович – князь галицкий в 1205–1206, 1211–1212, 1229–1231, 1233–1235 и 1238–1264 годах, князь волынский в 1215–1229, 1231–1233 и 1235–1238 годах, великий князь киевский (1240), король Руси с 1253 или 1254 года.

 

 

2.2 Следы пятого и «запрещенного» шестого крестового похода в битве на Неве

 

(Описание крестовых походов заимствовано в основном из книги «Эпоха крестовых походов» под редакцией Э. Лависса и А. Рамбо. Изд. «Русич», 2002. Раздел «Крестовые походы XIII в.», стр. 314-316. Раздел «Фридрих II: Сицилийское королевство, крестовый поход», стр. 193-196).

 

На возможность, что за «прототип» битвы в устье Невы мог быть взят крестовый поход за освобождение Иерусалима, намекает в «Сказании» отрывок из описания битвы: «Было же в то время чудо дивное как в прежни дни при Езекии царе. Когда пришёл Сенахерим, царь ассирийский, на Иерусалим, желая покорить святой град Иерусалим, внезапно явился ангел господень и перебил сто восемьдесят пять тысяч из войска ассирийского, и став утром нашли только мёртвые трупы. Так было и после победы Александровой: когда победил он короля...».

В 1213 г. папа Иннокентий III (1198–1216) разослал послов проповедовать очередной крестовый поход с целью освобождения Иерусалима, поручив послам давать крест всякому, кто пожелает. Крест приняли три государя, вассалы папы Римского: Иоанн Английский, Андраш II Венгерский (1175–1235) и Фридрих II (1194–1250), в течение жизни имевший титулы: король Сицилии, император Германии (Римский король), император Священной Империи. Латеранский собор (1215) постановил, что все крестоносцы выступят в поход в июне. Папа и английский король умерли до начала похода. Смерть Иннокентия III в июле 1216 года не повлияла на решение Римской церкви во главе с новым папой Гонорием III (1216–1227) о крестовом походе. Результатом приготовлений были две экспедиции. Андраш II отправился в св. землю в 1217 году (Пятый крестовый поход). Фридрих II смог отправиться только в 1227 году при папе Григории IX (Шестой крестовый поход).

 

О титуле «римский король» – «король римлян».

Предводителя войска, приплывшего в Неву, автор «Сказания» именует «королём части Римской от Полуночной земли», не упоминая его имени. Побеждённых участников похода автор называет «римлянами»; упоминание, что нападение было совершено шведами, отсутствует. После превращения Восточно-Франкского королевства в Священную империю (затем она именовалась Священная Римская империя) для каждого нового монарха была традиционной процедура: избрание в Германии и коронация папой в Риме. Поездка из Германии в Рим требовала много времени. Необходимо было заручиться поддержкой римского папы. Иногда дожидаться смерти или свержения враждебно настроенного папы. От избрания в Германии до коронации в Риме будущие императоры назывались Римскими королями, реже королями римлян. Ко времени Невской битвы (1240) уже давно утвердилось представление, что римская корона является достоянием германского короля, законно избранного князьями на свой престол. Титул «Римский король» стал синонимом титула «король Германии» и по существу заменил его.

Следовательно, можно полагать, что под титулом «король части римской» явилась «тень» императора Фридриха II, упомянутого в Галицко-Волынской летописи: «В лето 6743 (1235)... В то время пошёл Фридрих-царь (император Фридрих II) войной на (австрийского) герцога (Фридриха Бабенберга), а Даниил и его брат Василько захотели пойти герцогу на помощь. Король же (венгерский король Бела IV) отговорил их, и они вернулись в свою землю».

 

Пятый крестовый поход (1217-1221).

Поход возглавили венгры и немцы. Они сели на корабли венецианцев в Спалето на Адриатическом море и переправились в Акру. Военные неудачи, болезнь, боязнь волнений среди венгерских феодалов вынудили Андраша II в 1218 году вернуться в Венгрию. На помощь крестоносцам позже прибыл флот в 300 кораблей с крестоносцами из Северной Германии и Фрисляндии. Крестоносцы высадились перед Дамиеттой, большим торговым городом при впадении Нила в Средиземное море. На одном из этих кораблей прибыл и папский легат, кардинал Пелагий.

Теперь становится понятно, из кого слеплен старейшина земли Ижорской богоугодный Филипп Пелугий, вовремя предупредивший Александра Невского. Это безбожный боярин Филипп, готовивший убийство Даниила Галицкого, и папский легат, кардинал Пелагий, проваливший пятый крестовый поход. О провале им похода далее.

Осада Дамиетты была продолжительной. Эпидемия унесла, по преданию, шестую часть осаждающих. Султан предложил крестоносцам, если они снимут осаду, возвратить им Иерусалимское королевство, но папский легат Пелагий, взявший на себя руководство, отверг это предложение. Наконец крестоносцы взяли Дамиетту, разграбили её.

После захвата Дамиетты крестоносцы готовились завоевать Египет. И летом 1221 года выступили в поход. Султан вновь предложил им обменять Дамиетту на Иерусалимское королевство, но Пелагий вновь отверг его предложение. Крестоносцы, выступив в поход, не приняли во внимание периодического разлива Нила, который превратил их лагерь в остров. Окружённые и лишённые припасов, они были счастливы, когда султан согласился отпустить их при условии оставления ими Дамиетты. Так неудачно закончился пятый крестовый поход. По условиям перемирия крестоносцы оставили Дамиетту и отплыли в Европу. Виновником поражения крестоносцев в пятом крестовом походе папа Гонорий III объявил не кардинала Пелагия, а Фридриха II, императора Священной Римской империи, пославшего войско, но лично не принявшего участия в походе. Более подробно см.: Ф. Успенский «История крестовых походов», Б. Куглер «История крестовых походов».

 

«Запрещённый» шестой крестовый поход (1228–1229) императора Фридриха II.

В марте 1227 г. умирает Гонорий III, взошедший на папский престол Григорий IX буквально выталкивает Фридриха II в крестовый поход, напоминая об обязательствах, данных ещё Иннокентию III и Гонорию III. Летом 1227 г. Фридрих II со своим войском, набранным главным образом в Германии, выступил в поход. Часть крестоносцев на кораблях отправилась в Сирию, а часть застряла в лагере около Бриндизи, в Италии. Этот городок можно увидеть и сейчас на каблучке итальянского сапога. Сильная жара и плохие условия вызвали среди крестоносцев эпидемию. Заболел и сам Фридрих II; отложив поход, он отправился на Сицилию для лечения. Папа Григорий IX был в бешенстве. Двенадцать лет подряд Фридрих II обманывал курию, откладывая исполнение данного им обязательства, и папа больше не верил ему. 29 сентября папа Григорий отлучил от церкви обманщика-императора. В ответ Фридрих II издал антипапский манифест, сторонники императора подняли восстание в Риме и вынудили папу бежать из города.

28 июня 1228 года Фридрих II всё же выступил в поход, предварительно испросив у папы разрешения. Обиженный Григорий IX, однако, заявил, что отлучённый от церкви император не имеет право вести священную войну и запретил крестовый поход, разослав инструкции католическим священникам, а также рыцарским орденам противодействовать всем мероприятиям императора. Прибыв в Палестину, Фридрих II вступил в переговоры с каирским султаном Малекэль-Кемалем. Угрозой применения военной силы ему удалось в феврале 1229 года добиться заключения перемирия на десять лет. Оно доставило христианам власть над Иерусалимом, Вифлеемом. В Иерусалиме отлучённый император венчает себя короной короля Иерусалимского. В Палестине после отъезда Фридриха группировки крестоносцев, выступавшие против назначенных им правителей, напали на владения Фридриха II в Сирии. Они изгнали его приверженцев из Акры, нарушили договоры, заключённые ранее с египетским султаном Эюбом. Султан, чтобы отомстить христианам, призвал хорезмийских турок. В 1244 году хорезмийцы захватили Иерусалим, латинян, не успевших бежать, перерезали. Так Иерусалим, завоёванный Фридрихом II «за столом переговоров», был окончательно потерян для крестоносцев.

 

 

2.3 Битва на Неве. Неустранимые противоречия.

 

Посольство «короля страны Римской» к Александру Невскому с предупреждением, что «я уже здесь и разоряю землю твою». Перед читателем, если он дошёл до этих строчек, типичный политический приём Фридриха II. Это сочетание мирных переговоров с угрозой применения силы. Примером служит его политика в борьбе за освобождение Иерусалима. Но в данном случае посольство с предупреждением делает маловероятным последующее внезапное нападение Александра на противника. Наличие же эпизода, где Пелугий сообщает Александру о прибытии и высадке врага, исключает необходимость в сочинении эпизода с посольством.

Следы противостояния римского папы и Фридриха II содержит как «Сказание», так и летописный источник о битве, Новгородская первая летопись.

В «Сказании» говорится, что король части Римской выступил в поход, опьянённый безумием. Вероятно, здесь следы реакции Римской церкви на антипапский манифест императора, заявившего следующее: «Народы Италии! Римская церковь растрачивает средства, которые она вымогает, пользуясь суеверием христиан. Посягает на имущество подданных, делая их своими данниками, действуя подобно ненасытным пиявкам. Она занимается торговлей церковными должностями. Священники утверждают, что церковь наша мать. Напротив, она обращается с нами, как жестокая мачеха, воруя богатства правителей и народов. В руках церкви мораль Христа служит оружием во имя накопления богатств, оружием, позволяющим церкви действовать так, как действуют разбойники на большой дороге. С помощью индульгенций церковь бесстыдно торгует правом совершать преступления, она беззастенчиво раздаёт лучшие места в раю тем, кто приносит ей больше денег…». Легенда приписывала ему трактат о трёх обманщиках (основателях трёх религий) – Моисее, Иисусе Христе и Магомете. «Суровый Дант», человек глубокой набожности, в «Божественной комедии» отправил Фридриха II в шестой круг ада, к еретикам. Вероятно, в хрониках, описывающих противостояние папы Григория IX и Фридриха II в этот период, можно найти конкретные слова папы о «безумии» императора.

 

Летописи о Невской битве.

Рассказ о Невской битве, содержащийся в Новгородской Первой летописи, который некоторые историки считают независимым от «Жития» и заслуживающим доверия: «В лето 6746. Придоша Свеи в силе великой, и Мурмане и Сумь и Емь в кораблей множестве. Свеи с князем и с пискупы своими и сташа в Неве устьи Ижеры, хотяче восприяти Ладогу, просто реку и Новгород и всю область Новгородскую. Но преблагий, премилостивый человеколюбец Бог уберёг и защитил от иноплеменников, яко трудишася без божия повеления. Князь же Александр не медля ни мало с новгородцами и лодожанами приде на них и победи... и ту бысть велика сеча Свеям. И ту убиен бысть воевода их Спиридон, а иные говорят, что и бискуп их тоже. И много их пало, и накладе два карабля знатных людей, преже себя пустиша в море, а прочих их ископаша яму вметаше без числа, а иные язвено были и в ту ночь не дождавшись светла понедельника посрамлённые отошли». По именам перечислены павшие новгородцы: «Константин Луготинич, Юрий (Гюрята) Пинещинич, сын кожевенника Дрочило Нездилович, а всех 20 муж с ладожаны, или мне Бог весть». То есть, сколько мужей погибло на самом деле, только бог знает.

В словах, что «преблагий, премилостивый человеколюбец Бог уберёг и защитил от иноплеменников, яко трудишася без божия повеления», явный след запрещения папой шестого крестового похода, возглавляемого Фридрихом II.

Скептиков усомниться в полной достоверности рассказа летописи заставляют следующие факты. Утверждение, что шведы хотели занять Новгород и всю область Новгородскую, являющееся явным преувеличением. Именно под это сомнительное утверждение и подвёрстано сообщение летописи о множестве кораблей и нескольких епископах. При этом имя князя остаётся неизвестным. Потери со стороны шведов. Два корабля, наполненные погибшими, другие погибшие, без числа, вмётанные в яму. Как позволили шведам после поражения заниматься этим мероприятием на поле битвы, берегу Невы? Где была, что делала дружина Александра, когда шведы хоронили погибших, грузились на корабли и уходили «посрамлённые»? Сами шведские хроники молчат о Невской битве, о гибели шведского воеводы с именем Спиридон, необычным для шведа, гибели одного из шведских епископов. В этот период имя Спиридон носил новгородский епископ, который согласно тексту «Жития» благословил Александра Ярославича и его дружину перед походом на шведов. Удивляет отсутствие сведений о пленных, особенно принимая во внимание, что якобы шведы «многие ранены были». О наличии пленных сообщается в рассказах о взятии Копорья, о победе на Чудском озере. Если верить сообщению, что у шведов была возможность собрать и похоронить погибших, то это в совокупности с молчанием о наличии пленных ведёт к предположению, что, если битва и была, то после короткой стычки стороны переговорили и разошлись миром. Разумеется, что был некий гонец, сообщивший в Новгороде о приходе шведов и их количестве. То, что Александр, собрав дружину и лодожан, пошёл в устье Невы, не обратившись за помощью в Суздаль, может означать малочисленность шведского десанта. Разумеется, что при малочисленности шведского десанта предводителем его была личность незначительная на тот момент.

Предположение о короткой, незначительной стычке косвенно подтверждается молчанием о Невской битве в Лаврентьевской летописи за 1240 год, молчанием шведских хроник, характером сообщения о Невской битве в Псковской первой летописи. Оно кратко и содержит следующее известие: «Приидоша Свейа в реку Неву, и победи их князь Александр с мужи новгородцы, месяца мая 15 день». Так как новгородское летописание более древнее, чем псковское, то можно предположить, что псковская запись – повторение утраченной новгородской записи.

Множество кораблей, разноплемённый состав воинства (шведы, норвежцы, финны), несколько епископов. Большое количество священнослужителей – характерная черта крестовых походов. Можно предположить, что, как и в «Сказании», летописец использовал в качестве «заготовки» сведения о крестовых походах. Необходимо учитывать интерес к ним, возникший после взятия крестоносцами Константинополя. В Новгородской первой летописи под 1204 годом помещена «Повесть о взятии Царьграда крестоносцами». Участниками Пятого крестового похода были венгры, немцы, фризы, частично англичане, французы. Крупные религиозные деятели, участвовавшие в пятом крестовом походе: Жак Витрийский, Оливер Схоластик, епископ Ульрих Нассауский, прибывший в 1221 году с Людовиком Баварским, папский легат кардинал Пелагий. В книге «Эпоха крестовых походов» под редакцией Э. Лависса и А. Рамбо в главе «Крестовые походы» сообщается следующая деталь Пятого крестового похода: «Несколько позже прибыл их флот в 300 кораблей с крестоносцами из Северной Германии и Фрисляндии…».

Новгородская Первая летопись: «И ту убиен бысть воевода их Спиридон, а иные говорят, что и бискуп их тоже».

В Пятом крестовом походе никто из его руководителей и епископов не погиб. Но в это же время состоялся поход, результатом которого была гибель его руководителя и бывшего при нём папского легата. В 1216 году умер император Латинской империи Генрих Фландрский. Императором был выбран француз Пьер II де Куртне (фр. Pierre II de Courtenay), граф Осера и Тоннера, бывший в то время во Франции. Пьер II де Куртне, посетив в Риме папу Гонория III, собрав войско, отправился в Константинополь. В 1217 году в ущельях Эльбасана его войско подверглось нападению войска Феодора Ангела (Комнина), деспота Эпира, и было истреблено. Папский легат пал в битве, а император был взят в плен и, вероятно, погиб в темнице. См. «Эпоха крестовых походов» под редакцией Э. Лависса и А. Рамбо, Изд. Русич, 2002, стр. 632, 636. Император, по одним источникам, пал в битве, по другим, был схвачен и умер в греческом плену.

Версия. В Синодальном списке «заготовкой» для рассказа о Невской битве взяты сведения хроники, включающей, вероятно, одновременно известия о походе Пьера II де Куртне (1216–1217), Пятом крестовом походе (1217–1221) и Шестом крестовом походе (1228–1229). Автор рассказа умолчал о новгородском епископе Спиридоне, но создал из императора Пьера II де Куртне (фр. Pierre II de Courtenay), графа Осера и Тоннера шведского воеводу С{пири}дона. Пиерре-пири, де-дон. Подтверждением состоятельности версии было бы средневековая хроника с рассказом о походе Пьера II де Куртне, в котором о судьбе папского легата была бы фраза, аналогичная фразе в летописи о судьбе бискупа: «…а некоторые говорят, что и бискуп убит был тоже…».

Вероятно, одной из причин превращения стычки в устье Невы в большое сражение явились последующие блистательные победы Александра Невского – взятие Копорья, освобождение Пскова, Ледовое сражение, разгром литовских отрядов.

 

Ледовое сражение (5 апреля 1242 г.) и взятие рыцарями Дамиетты (ноябрь 1219 г.).

Взятие Дамиетты произвело большой шум в Европе. Папа назвал Пелагия «вторым Иисусом Навином». См. «Эпоха крестовых походов» под редакцией Э. Лависса и А. Рамбо. Изд. «Русич», 2002. Раздел «Крестовые походы XIII в.», стр. 315.

Автор «Сказания» также использовал образ Иисуса Навина в описании победы Александра в Ледовом побоище: «Здесь прославил Бог Александра пред всеми полками, как Иисуса Навина у Иерихона. А того, кто сказал: «Захватим Александра», – отдал Бог в руки Александра. И никогда не было противника, достойного его в бою. И возвратился князь Александр с победою славною, и было много пленных в войске его, и вели босыми подле коней тех, кто называет себя «божьими рыцарями» (ориг. «Божии ритори»).

Согласно Библии, крепостные стены Иерихона обрушились от криков и звука труб евреев во главе с Иисусом Навином, осаждавших город. Сравнение, сделанное папой, достаточно логично. Иисус Навин взял и разграбил Иерихон, папский легат Пелагий с крестоносцами взял и разграбил Дамиетту. Сравнение, выполненное автором «Сказания», менее логично. На Чудском озере никакого города не осаждали, Псков был освобождён Александром ранее, ещё в марте. Поэтому велика вероятность, что автор «Сказания» образ Иисуса Навина заимствовал из того же источника (хроники), которым пользовались в конце 19 века Э. Лависс и А. Рамбо, составляя рассказ о Пятом крестовом походе.

Примеры таких хроник о пятом крестовом походе. «Восточная, или Иерусалимская история», Жака Витрийского (1180–1240 гг.), принимавшего участие в Пятом крестовом походе. Произведение Оливера Схоластика падерборнского каноника и церковного проповедника в Кёльне, участника осады Дамиетты «Дамиеттская история». Произведение представляет собой сведенные воедино письма автора; частично эти письма были использованы и Жаком Витрийским в третьей части «Восточной истории». Если верить «Дамьеттской истории» (Historia Damiatina) Оливера Схоластика, важнейшему источнику по истории V крестового похода, он один побудил до 5000 фризов к участию в Крестовом походе. Более подробно см. статью Заборова М. А. «Современники – хронисты и историки крестовых походов». Византийский временник. Том ХХVI, стр. 147. 1965.

После Ледового побоища ливонцы отказались от Водской и Псковской областей, просили мира и отпустили пленных и заложников. Однако успехи отказались умеренными. Александр Невский не стал добиваться ни мирным, ни военным путём принадлежавшего ранее Руси Юрьева и других владений на западной стороне Чудского озера. То же самое наблюдается и в стычках с Литвой. Успешно отражая набеги литовцев, он, будучи женатым на дочери полоцкого князя Брячислава Васильковича, отказался от борьбы с Литвой за Полоцкое княжество.

 

Захват Александром Невским укрепления ливонских рыцарей Копорье.

«Сказание»: «На второй же год после возвращения с победой князя Александра (Невская битва) вновь пришли из Западной страны и построили город на земле Александровой. Князь же Александр вскоре пошёл и разрушил город их до основания, а их самих – одних повесил, других с собою увёл, а иных, помиловав, отпустил, ибо был безмерно милостив».

Е. Л. Конявская в статье «Образ Александра Невского в ранних летописях» удачно сопоставила извещения Новгородской Первой летописи (НI) и «Сказания» о взятии Александром Копорья.

«Последующий победоносный поход на немцев, когда Александр с новгородцами, ладожанами и др. берёт Копорье, а пленных немцев и переветников приводит в Новгород, описывается кратко, скупо и без комментариев. Однако при сравнении этого текста (НI) с соответствующим фрагментом в Житии Александра Невского известие НI выглядит гораздо яснее и информативнее.

В Житии речь идёт о неких из «Западной страны», которых победил Александр, затем одних «извеша», других привёл с собой, а иных «помиловавъ, отпусти: бе бо милостивъ паче меры» (перевод: ибо был безмерно милостив).

Новгородский же летописец сообщает, что князь «Немци приведе в Новъгородъ, а инехъ пусти по своеи воли; а Вожанъ и Чюдцю переветникы извеша» (С. 78). Т. е. он частично взял в плен, а частично отпустил врагов – немцев, а представителей води и чуди, которых считал изменниками, казнил».

Фактически автор «Сказания» использовал сообщение НI. Он не упомянул, что повешенные были изменниками, но добавил в сообщение фразу о милосердии князя. Ирония и осуждение жестокости князя, в словах «бе бо милостивъ паче меры», остаются не замеченными исследователями.

Фраза о «безмерной милости» князя своим происхождением обязана сообщению Галицко-Волынской летописи за 1231 г. о прощении Даниилом Галицким бояр-изменников. Оригинал: Бояре же пришедше падше на ногу его просяще милости, яко: «Согрешихом ти, иного князя держахомъ». Онъ же отвещавъ рче имъ: «Милость получисте, пакы же сего не створисте, да не во горьшая впадете».

Перевод: Бояре пришли и упали к ногам Даниила, прося милости: «Мы согрешили, потому что держали другого князя». Он отвечал им: «Получите милость и не делайте этого опять, чтобы не случилось худшее».

 

 

 

(в начало)

 

 

 

Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за март 2021 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: ЮMoney: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению марта 2021 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление

1. 1. Андрей фон Штирлянд, Пелугий Филипп, Биргер Магнуссон
2. 2. Король Венгрии Андраш II Крестоносец, папский легат Пелагий, король Священной римской империи Фридрих II
3. 3. Послы от папы римского к Александру Невскому Агалдада и Гемонт. Посольство к Даниилу Галицкому.
Акция на подписку
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Присоединяйтесь к 30 тысячам наших читателей:

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com

Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Отказывают издательства? Не собираются донаты? Мало читателей? Нет отзывов?..

Причин только две.
Поможем найти решение!

Отказывают издательства? Не собираются донаты? Мало читателей? Нет отзывов?.. Причин может быть только две. Мы поможем вам решить обе эти проблемы!


Купи сейчас:

Номер журнала «Новая Литература» за август 2022 года

 

Мнение главного редактора
о вашем произведении

 



Научи себя сам:

Аудиокниги для тех, кто ищет ответы на три вопроса: 1. Как добиться жизненных целей? 2. Как достичь успеха? 3. Как стать богатым, здоровым, свободным и счастливым?


👍 Совершенствуйся!



Свежие отзывы:


24.09.2022. Благодарю Вас за работу в этом журнале. Это очень необходимо всем авторам, как молодым, так и опытным.

Дамир Кодал


17.09.2022. Огромное спасибо за ваши труды!

С уважением, Иван Онюшкин


28.08.2022. Спасибо за правку рассказа: Работа большая, и я очень благодарен людям, которые этим занимаются. Успехов вашему журналу!

С уважением, Лев Немчинов


20.08.2022. Добрый вечер, Игорь! Сердечно благодарю Вас за публикацию рецензии на мою повесть г-на Лозинского. Дорожу добрыми отношениями с Вами и Вашим журналом. Сегодня же сообщу о публикации в "ВКонтакте". Остаюсь Вашим автором и внимательным читателем.

Геннадий Литвинцев



Сделай добро:

Поддержите журнал «Новая Литература»!


Copyright © 2001—2022 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30 декабря 2021 г.
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!