HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Михаил Ковсан

Бегство

Обсудить

Роман

 

Печальное повествование

 

Новая редакция

 

  Поделиться:     
 

 

 

 

Купить в журнале за февраль 2022 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2022 года

 

На чтение потребуется 6 часов 20 минут | Цитата | Подписаться на журнал

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 14.02.2022
Оглавление

15. Часть вторая. 3.
16. Часть вторая. 4.
17. Часть вторая. 5.

Часть вторая. 4.


 

 

 

Похоже, за дверью его дожидались. Стол был накрыт. Белая скатерть, салфетки в серебряных кольцах, из супницы тонкий парок. Его даже не пригласили, будто само собой разумелось, раз время обедать – обедаем. Вместо приглашения объявили меню: салат, фасолевый суп, запеканка с грибами, лимонный мусс. Ни roast-beef'а, ни с голубым пером щуки подано не было. Всё было вкусно и молча. Хозяйка обходилась малым количеством жестов и слов, он отвечал благодарно взаимностью. Встав вслед за хозяйкой, поклонившись, поблагодарив, мгновение колебался: выйти пройтись или вернуться к работе. Долг победил, тем более за окном было мокро: сугробы оседали, не чернея даже – серея, словно ёлка после рождественской ночи, редкие машины, поднимая брызги, носились по лужам, пешеходы, не зная открывать зонтики или сворачивать – дождя не было, но капало, осторожно ступали, ноги боясь промочить. Посмотрел и, ещё раз откланявшись, вернулся к работе.

 

За редчайшими исключениями люди глупы, подлы, бездарны. Так что вера в человечество не что иное, как вера в редчайшие исключения, иноходцев и альбиносов.

Любовь для жизни вещь желательная, необязательная, однако. Ненависть – стержень, необходимый, достаточный не всегда. Ненавижу – следовательно, существую. Люблю? Любовь бытию не помеха.

Надежды юношей питают. Сказал бы иначе: в надеждах юноши витают, а по мере превращения их в иллюзии, оседают на землю, если юношам повезёт, падают, если не очень. Мне повезло, осел, шлёпнувшись с лошади в грязь не только чикчирами обтянутым задом, но всем дорогим и красивым гусарским обмундированием. Произошло это в Галиции осенью. Гаврила Принцип, призыв, порыв и надежды, дорога, офицерское братство, Государь император, юный наследник, Родина-мать, вперёд, ура, и, на тебе, шлёп.

 

Кое-что из прошлой жизни моего незваного, а точней, навязанного обстоятельствами героя слегка проясняется. Пока всё достаточно обычно для людей его круга его поколения. Главное, конечно, детали. Гусарские чикчиры – немало. Если до дела дойдёт, поиски сузит. Гусары – не вся армия. С одной стороны, их немало, с другой – ведь примерный возраст известен. Но главный вопрос (иное Голядкина не волнует): стоит ли заниматься? По мне – безусловно. Но меня убедить не фокус, главное – его сиятельство серое, величиновный Голядкин.

 

Один поэт заметил, что к слову Петербург рифмы нет. Зато другой, ничтоже сумяшеся, зарифмовал Петербург – пург. В смысле родительный множественного числа. Так замечательно звучное слово, корневое, северное, едва ли не финское, одним росчерком пера рифмы убогой ради превратилось в занозу, в гвоздь ржавый, омерзительно вызванивая пургеном. Пург не единственная, хоть легитимная, но совершенно невозможная в употреблении форма. Образчиков много. К примеру, лжей.

Давно ничего подобного не было, и вот, на тебе, само собой выписалось с эпиграфом из Державина.

 

Хаоса бытность довременну

Из бездн Ты вечности воззвал,

А вечность, прежде век рожденну,

В себе самом Ты основал:

Себя собою составляя,

Собою из себя сияя,

Ты свет, откуда свет истек

(Г. Державин. Бог).

 

 

Из бездны рыхлого познанья,

зыбучих слов и зыбких снов,

из бликов – лики,

голосов

восходит дым,

редеет, тает,

таится, рдеет,

замирает

в непостижимости,

вздымясь,

к косматой туче прижимаясь,

и распадаясь, исчезает –

к началу:

в слово и во сны,

скользит

белёсый по утёсам

дух мирозданья

бестелесый,

дух леденящий,

бездну с бездной

дух единящий,

жизнь творящий,

являя чудо

в слове, снах –

животворящий.

 

Велик, блажен

его познавший

в голой тоске,

осоке острой,

в тумане,

в слове,

в маете

предгрозовой,

во сне обманном

и в туче, с небом неслиянной,

чернеющей – на осиянном,

и мироздание: осанна, –

провозглашает:

ан-на, ан-на,

во все концы,

небес глубины,

пределы все,

земли теснины,

и опадает, словно лист,

изъеденный и почерневший,

полуистлевший,

но – успевший

звонко и клейко

прозвенеть –

зазеленеть,

как лик – из блика,

лик туманный,

обманный,

странный,

неслиянный

ни с глубиною,

ни с небес

предгрозовою маетою,

ни с рыхлым веданьем –

взахлёб,

ни с постным медленным познаньем,

ни с чем,

бесплотен,

но сияньем

он освящает

мирозданье,

замызганное,

в лужах,

кружит

над ним орёл,

всё уже, уже,

захлёстывая петлю,

на жертву – камнем,

и звенящий,

не затихая: ан-на, ан-на,

орлу и жертве

мир осанну –

Боготворящий.

 

Господи, это ведь не подражанье Державину (что в принципе невозможно), не стихи даже, это – поэзия. Ан-на, ан-на, рифмующаяся с «осанной». Да, повезло этой Анне. Таких стихов удостоилась. Только читала ли их в Париже полуказачка-полуполячка, помесь гордости и гордыни? Анна – ещё один след, не слишком, может, отчётливый и глубокий. А что для его тупоумного благородия? Хватит с него концовки, дай Бог, чтоб её оценил. Главное там – Анна, это и он поймёт.

 

В мае 14-го, незадолго до того, как Гаврила Принцип убил эрцгерцога Франца Фердинанда, и началась война, которую называли по-разному, и Великая, и Вторая Отечественная, а чаще всего просто Германская. Итак, в мае, когда буйствовала сирень, довелось побывать на публичном чтении драмы «Царь иудейский» К. Р., великого князя. Читали актёр Дальский и актриса Дарьял. Происходило это в здании цирка. Чтение вызвало большой интерес, было множество публики. Виной тому не художественные достоинства драмы на мой теперешний вкус сомнительные и не имя автора, наверное, единственного в царской семье, по крайней мере после Екатерины Великой, его прабабки, который литературным дарованием обладал. Виной тому вольная трактовка евангельских событий, из-за чего драма была запрещена Священным Синодом для сценического воплощения. Впоследствии мне в руки попалась копия драмы, и я несколько раз её перечитывал. Священному Синоду непременная благодарность за то, что поработал для популярности «Царя иудейского» и её автора. Помнится, автор на шум толпы раз за разом в ремарках указывал. Может, уже тогда великого князя страшил этот гул? Кто знает. Поэты – пророки. Не прозревал ли он в муках отстрадавшего Страдальца участь царской семьи и своих детей, уничтоженных большевиками? Кто теперь на сцене воплотит замысел великого князя? Разве что я с крысами со своими.

 

Первая крыса.

Возьми, возьми!

 

Вторая крыса.

Распни Его!

 

Третья крыса.

Распни!

 

Автор называет Первую мировую войну и Великой, и Второй Отечественной (Первая Отечественная – с Наполеоном; во Вторую бывшие враги стали союзниками), и Германской. Последнее название, как свидетельствуют мемуары, было очень распространённым. Немалая доля антигерманских настроений, доходивших до погромов, досталась царской во многом германской по крови фамилии (английское королевское семейство тоже было в немалой степени германским). Особого внимания удостоилась императрица Александра Фёдоровна, урождённая Алиса Гессен-Дармштадская, между прочим, внучка английской королевы Виктории.

 

Война началась слюнявым повально-свальным патриотизмом. Едва ещё провальным не приписал. Но это слово из следующего предложения. Слюни с каждым днём подсыхали. Зато мокрыми стали глаза. Патриотизму победы показаны, крайне желательно, чтоб бескровные. А кровавые поражения патриотизму вредны, в больших дозах смертельны.

Вода и город – стихии враждебные. Город стремится водой овладеть, камнем стихию враждебную обуздать. Вода – затопить, истребить, покорить. Сила на силу. Воля на волю. Великие наводнения сохраняются в памяти тысячелетия, мифами прорастая. Потоп. Ноев ковчег. Мне приснился потоп. Никакого ковчега, никаких тварей чистых-нечистых. Только гусары и лошади. Да и гусары странные, с крыльями. Едут, перья крыльев ветер колышет, на ветру крылья, лошадей пугая, трещат. Лошади осёдланы, иные, отбившись, бредут, дороги не разбирая. Да и нет вовсе дороги. Лошади прыгают с кочки на кочку, тонут, в жиже болотной скрываются. Сперва по брюхо, потом по шею, и, наконец, холка в воде исчезает. Вместе со всадниками исчезают, понятно. Гляжу, и смех меня разбирает. Словно не люди тонут, а манекены, у горла перехваченные скаткой-шинелью. Но у всех у них под рубахой нательный крест и личный знак жестяной. Я один из них, тоже тону, а с другой стороны, гляжу на всё вроде бы издали. Потому и смеюсь. Получается, смех сквозь слёзы, или слёзы сквозь смех, как будет угодно. Многие мне знакомы, с одним ужинали только вчера. С другим ездили в штаб с донесением. С третьим что-то ещё. Они тонут, и я с ними тону. Но они тонут молча, я же смеюсь. Впрочем, кто его знает, может, и они тоже смеются. Чужая душа потемки. Во сне так особенно. А смешнее всех Патька, товарищ лет кадетских моих. Он самый смешной. Для чего-то разделся, и его, голого, лошадь несёт с кочки на кочку, с бугорка на бугорок. И ловко, не промахнётся. Чудо-лошадь. Может, выросла на болоте, потому и ловка? Но вдруг что-то с ней происходит. Она оседает, и Патька за ней. Видно, в яму попала. Но Патька в последний момент соскакивает, а глупый германец вместо того, чтобы выстрелить, набрал грязи полную горсть и в спину Патькину – шлёп. Потом ещё в попу. Патька озлился. Повернулся в сторону германца, поднял свой шланг, он у Патьки огромный, и ну его поливать. Глупость такая. Хоть Патька и голый, но на плече у него винтовка висит. Возьми, прицелься и уложи. Нет, решил обмочить. Такой смешной, глупый сон мне приснился. Только ни сонника, ни толкователя, нет ничего. Тут действительность не понять, что уж о сне говорить.

 

 

 

Чтобы прочитать в полном объёме все тексты,
опубликованные в журнале «Новая Литература» в феврале 2022 года,
оформите подписку или купите номер:

 

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2022 года

 

 

 

  Поделиться:     
 

Оглавление

15. Часть вторая. 3.
16. Часть вторая. 4.
17. Часть вторая. 5.
440 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 19.04.2024, 21:19 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!