Михаил Ковсан
РоманПечальное повествование Новая редакция
На чтение потребуется 6 часов 20 минут | Цитата | Подписаться на журнал
Оглавление 25. Часть третья. 3. 26. Часть третья. 4. 27. Часть третья. 5. Часть третья. 4.
Так появился сюжет с Галатеей. Поговорил с уличными. Понравилось. Но чего-то ему не хватало. Неделю промучился, пока не понял: Галатея – славно, но недостаточно, надо чем-то дополнить, уравновесить. Творение слишком многообразно, чтобы свести к одной Галатее. Как-то, возвращаясь домой, в лавку зашёл. Собрав покупки, уже уходя, услышал: «Никому ещё не удавалось превратить голема в человека. Иное дело в голема – человека». Всё верно. Только Анечка была способна превратить голема в человека. Путь обозначен. Боясь зацепить неосторожным движением и разбить, стал продираться к чистой, прозрачной тайне Творения. Вместе с великим Рабби кочевал по Европе, изучал Тору, учил других, занимался теологией, этикой, познавал тайну изгнания и избавления, занимался делами общины, писал книги и тайно, ночами, убегая от всех, готовился к главному в жизни. Вместе с Рабби обретал свободу, познавал совершенство, читал великих мыслителей всех народов и разных религий, и, наконец, вместе с Иегудой Лива постиг, что от причинно-следственной закономерности убежать сможет лишь тот, кто избавится от тяжести бытия, к земле пригибающего. Избавление, результатом которого становится сотворение голема, было вторым сюжетом, который решил предложить. Главное было в том, что оба сюжета должны были реализовываться одновременно. Человека творили великая сила искусства и великая сила веры: не сливаясь, они действовали одновременно, синхронно. Две пары актеров (Скульптор и Галатея, Рабби и Голем) на глазах зрителей творили без слов, которые, он полагал, при творении инструмент слишком грубый, неточный. Сомневался: сохранить жизнь творцам, или они, передав творениям жизнь, с земным бытием должны будут расстаться? Оставил решение уличным, полагаясь на их интуицию. Отослав по электронной почте сценарий, который точней либретто назвать, решил, на представление не пойдёт. Резон прост: что мог увидеть, было бы в любом случае далеко от задуманного. Навязывать же своё представление было делом заранее обречённым, к тому же чреватым разладом. Минуя младенчество, мраморная Галатея и глиняный Голем обрели с жизнью свободу выбора, потому их бунт был неизбежен. Удивлённые, поражённые, оскорблённые, Скульптор и Рабби уходили в запой и молитву, потеряв то, что должны были они потерять: власть над творениями. Отдали всё, и теперь недоставало ни сил, ни мудрости быть рядом с ними, искушёнными змеем свободы в миг, когда дыхание жизни коснулось их уст. Что оставалось? Запой и молитву лучше всего, как ни печально, совершать в одиночестве, вдали от творений, своих и Господних. В последней сцене, оставшись одни, Рабби и Скульптор, молящийся и запивший, удаляются в разные стороны, исторгая себя из мира живых: то ли в лес, непроходимый, дремучий, то ли в пустыню, безжизненную, недоступную. Посылая, вспомнил картину, то ли купленную, то ли подаренную. Анечка принесла, повертела, повесила, словно продлила комнату за окно, за город, в пустыню. Коричневато-жёлтый песок, солнце заходит, ещё светло, но вот-вот хлынет тьма, поглощая пустыню, следы, ведущие к входу в пещеру. Следы яркие, отчётливые у пещеры стушёвываются, блекнут, теряются, пропадают. Пещера – тёмный клочочек пространства на невысоком холме, который, словно надгробие, слегка возвышается в голой пустыне. Что там, в пещере? Зритель не знает, но чувствует, знает художник, из скромности или робости не заглядывающий. В конце концов, анахорет (иудейский, христианский, мусульманский, буддийский или иной) отшельничает не для того, чтобы за ним в пещере подглядывали. Да и толку: темно – ничего не увидишь, а заметишь – как напишешь серое, никакое. Иное дело отшельничий лик, только для тебя он на свет Божий не выйдет. Получается: выпишешь – ложь, грустная, скверная. Приближалось столетие бегства графа Льва Николаевича из Ясной в Астапово, бегства из жизни, скверной, натужной, в смерть, покойную, светлую. Позвонили задолго, боялись, наверное, опередят. – Неужели сто лет? – Именно так. – Правда. – Будет несколько материалов: философский, публицистический. От писателей – вы. – Спасибо. Польщён. Постараюсь. – Только, – замялись, – о Софье Андреевне плохо не надо. – Её причислили к лику святых? – Не обижайтесь. – О ней ничего писать я не смею. Наталья Николаевна, Софья Андреевна да Анна Григорьевна – не по моей это части. – Мы рассчитываем на вас. – Постараюсь. Спасибо. По всем признакам бегство. С одним только нюансом, меняющим всё. На глазах публики миллионной бегство смахивает на театр (в понятиях того времени), телешоу (нынешняя забава). Вывод: бегство публичное – вовсе не бегство. Уход графа Толстого хорошо единственным словом, его в заголовок, определить. Заголовок-концепция, заголовок-идея. Запоминается, вгрызается в память. Но это слишком большая удача, чтобы на неё полагаться. Если есть, по совести, и писать ничего больше не нужно. Представил: заголовок, за ним ничего, пустота. Славно, хоть раз попробовать. Только кто на это пойдёт? Ясная всегда представляется белой, в снегах; занесённый прешпект, над домом – дымы, вокруг – корабли, не волны – снега, и дуб, словно на площади памятник, посреди заснеженной ясной от солнца и снега поляны. Знал, не так, бывал и не раз, а вспоминается так, ничего не поделать. Написать о Толстом заманчиво, самолюбие тешит: гений и ты. За такие статейки (большинство из них можно свести к имени автора и о ком; остальное жвачка жёваная и выплюнутая) платят, однако, неплохо. Иные и кормятся, в каждом месяце кто-то родился, а кто-то умер, многие громко и юбилейно. Поставщики дат кормят неплохо, даже те, кто окормлять перестал. Но не до жиру. Бегство бывает двух видов: от людей – значит, к Богу; от Бога – соответственно, к людям. Давид бежал в страхе, отчаянии, гонимый тоскою и сыном, при живом царе-отце царём себя объявившим.
Как много врагов моих, Господи, многие на меня восстают!
Многие о душе моей говорят: «Нет ему спасения в Боге» (Псалмы 3:2-3).
Спасался бегством Давид. Бежал, не полагаясь на силу, не уповая на хитрость? Нет, хитрил, собирал силы, уповая на Бога, бежал вначале в пустыню, затем за Иордан, туда, где праотец Иаков боролся с посланником Господа и победил, добыв в поединке новое имя себе и потомкам, в том числе рыжеволосому, румяному юноше, младшенькому в семье, которому назначил Господь царствовать и бессмертные песни слагать. Не в первый раз он бежит. Бежал от царя Саула, бежит от сына Авессалома. Давид спасётся. Давид победит. Но вслед за первым гонцом, который принесёт весть о победе, примчится второй с вестью о гибели сына. Встанет Давид, разорвёт одежды, в бегство вновь обратится: не от гонителей – от друзей-победителей. Вся жизнь его – бегство. От кого? Куда важнее – куда.
Куда от Твоего духа уйду? Куда от лика Твоего убегу?
Поднимусь в небо – Ты там, постелю в преисподней – и вот Ты.
Вознесусь на крыльях зари, поселюсь ли за морем.
И там Твоя рука будет вести, держать будет десница. … Боже, познай меня, сердце узнай, испытай, узнай мои думы.
И посмотри, не удручает ли дорога меня, веди путём вечным. (Псалмы 139: 7-10, 23-24).
Глядя на Анечку, можно было понять выражение «витающий взгляд». Попробуй описать, изобразить на холсте, на бумаге эту самоуглублённость и отстранённость от окружающего. Попробуй передать взгляд, соскальзывающий в пустоту, попробуй передать нездешность, в которой и мука от окружающего, и презрение, и ещё много чего, словами не выразимого. Она безжизненно замирала, словно отделяясь от взгляда, буравящего невидимое. Этот «витающий взгляд» обретал самостоятельное бытие. Когда же взгляд возвращался в покинутый мир, Анечка ёжилась и вздрагивала, в глазах загорались ушлые бесенята, привлекательные, наглые и проворные, словно эфебы-мальчишки, готовые всё высмотреть, всё подметить, искрами выскакивая из зелёной шкуры змеиной.
опубликованные в журнале «Новая Литература» в феврале 2022 года, оформите подписку или купите номер:
Оглавление 25. Часть третья. 3. 26. Часть третья. 4. 27. Часть третья. 5. |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 27.12.2024 Мне дорого знакомство и общение с Вами. Высоко ценю возможность публикаций в журнале «Новая Литература», которому желаю становиться всё более заметным и ярким явлением нашей культурной жизни. Получил одиннадцатый номер журнала, просмотрел, наметил к прочтению ряд материалов. Спасибо. Геннадий Литвинцев 17.12.2024 Поздравляю вас, ваш коллектив и читателей вашего издания с наступающим Новым годом и Рождеством! Желаю вам крепкого здоровья, и чтобы в самые трудные моменты жизни вас подхватывала бы волна предновогоднего волшебства, смывала бы все невзгоды и выносила к свершению добрых и неизбежных перемен! Юрий Генч 03.12.2024 Игорь, Вы в своё время осилили такой неподъёмный груз (создание журнала), что я просто "снимаю шляпу". Это – не лесть и не моё запоздалое "расшаркивание" (в качестве благодарности). Просто я сам был когда-то редактором двух десятков книг (стихи и проза) плюс нескольких выпусков альманаха в 300 страниц (на бумаге). Поэтому представляю, насколько тяжела эта работа. Евгений Разумов
|
||||||||||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|