HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Михаил Ковсан

Бегство

Обсудить

Роман

 

Печальное повествование

 

Новая редакция

 

  Поделиться:     
 

 

 

 

Купить в журнале за февраль 2022 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2022 года

 

На чтение потребуется 6 часов 20 минут | Цитата | Подписаться на журнал

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 14.02.2022
Оглавление

25. Часть третья. 3.
26. Часть третья. 4.
27. Часть третья. 5.

Часть третья. 4.


 

 

 

Так появился сюжет с Галатеей. Поговорил с уличными. Понравилось. Но чего-то ему не хватало. Неделю промучился, пока не понял: Галатея – славно, но недостаточно, надо чем-то дополнить, уравновесить. Творение слишком многообразно, чтобы свести к одной Галатее. Как-то, возвращаясь домой, в лавку зашёл. Собрав покупки, уже уходя, услышал: «Никому ещё не удавалось превратить голема в человека. Иное дело в голема – человека». Всё верно. Только Анечка была способна превратить голема в человека. Путь обозначен. Боясь зацепить неосторожным движением и разбить, стал продираться к чистой, прозрачной тайне Творения. Вместе с великим Рабби кочевал по Европе, изучал Тору, учил других, занимался теологией, этикой, познавал тайну изгнания и избавления, занимался делами общины, писал книги и тайно, ночами, убегая от всех, готовился к главному в жизни. Вместе с Рабби обретал свободу, познавал совершенство, читал великих мыслителей всех народов и разных религий, и, наконец, вместе с Иегудой Лива постиг, что от причинно-следственной закономерности убежать сможет лишь тот, кто избавится от тяжести бытия, к земле пригибающего.

Избавление, результатом которого становится сотворение голема, было вторым сюжетом, который решил предложить. Главное было в том, что оба сюжета должны были реализовываться одновременно. Человека творили великая сила искусства и великая сила веры: не сливаясь, они действовали одновременно, синхронно. Две пары актеров (Скульптор и Галатея, Рабби и Голем) на глазах зрителей творили без слов, которые, он полагал, при творении инструмент слишком грубый, неточный. Сомневался: сохранить жизнь творцам, или они, передав творениям жизнь, с земным бытием должны будут расстаться? Оставил решение уличным, полагаясь на их интуицию. Отослав по электронной почте сценарий, который точней либретто назвать, решил, на представление не пойдёт. Резон прост: что мог увидеть, было бы в любом случае далеко от задуманного. Навязывать же своё представление было делом заранее обречённым, к тому же чреватым разладом.

Минуя младенчество, мраморная Галатея и глиняный Голем обрели с жизнью свободу выбора, потому их бунт был неизбежен. Удивлённые, поражённые, оскорблённые, Скульптор и Рабби уходили в запой и молитву, потеряв то, что должны были они потерять: власть над творениями. Отдали всё, и теперь недоставало ни сил, ни мудрости быть рядом с ними, искушёнными змеем свободы в миг, когда дыхание жизни коснулось их уст. Что оставалось? Запой и молитву лучше всего, как ни печально, совершать в одиночестве, вдали от творений, своих и Господних. В последней сцене, оставшись одни, Рабби и Скульптор, молящийся и запивший, удаляются в разные стороны, исторгая себя из мира живых: то ли в лес, непроходимый, дремучий, то ли в пустыню, безжизненную, недоступную.

Посылая, вспомнил картину, то ли купленную, то ли подаренную. Анечка принесла, повертела, повесила, словно продлила комнату за окно, за город, в пустыню. Коричневато-жёлтый песок, солнце заходит, ещё светло, но вот-вот хлынет тьма, поглощая пустыню, следы, ведущие к входу в пещеру. Следы яркие, отчётливые у пещеры стушёвываются, блекнут, теряются, пропадают. Пещера – тёмный клочочек пространства на невысоком холме, который, словно надгробие, слегка возвышается в голой пустыне. Что там, в пещере? Зритель не знает, но чувствует, знает художник, из скромности или робости не заглядывающий. В конце концов, анахорет (иудейский, христианский, мусульманский, буддийский или иной) отшельничает не для того, чтобы за ним в пещере подглядывали. Да и толку: темно – ничего не увидишь, а заметишь – как напишешь серое, никакое. Иное дело отшельничий лик, только для тебя он на свет Божий не выйдет. Получается: выпишешь – ложь, грустная, скверная.

Приближалось столетие бегства графа Льва Николаевича из Ясной в Астапово, бегства из жизни, скверной, натужной, в смерть, покойную, светлую. Позвонили задолго, боялись, наверное, опередят.

– Неужели сто лет?

– Именно так.

– Правда.

– Будет несколько материалов: философский, публицистический. От писателей – вы.

– Спасибо. Польщён. Постараюсь.

– Только, – замялись, – о Софье Андреевне плохо не надо.

– Её причислили к лику святых?

– Не обижайтесь.

– О ней ничего писать я не смею. Наталья Николаевна, Софья Андреевна да Анна Григорьевна – не по моей это части.

– Мы рассчитываем на вас.

– Постараюсь. Спасибо.

По всем признакам бегство. С одним только нюансом, меняющим всё. На глазах публики миллионной бегство смахивает на театр (в понятиях того времени), телешоу (нынешняя забава). Вывод: бегство публичное – вовсе не бегство. Уход графа Толстого хорошо единственным словом, его в заголовок, определить. Заголовок-концепция, заголовок-идея. Запоминается, вгрызается в память. Но это слишком большая удача, чтобы на неё полагаться. Если есть, по совести, и писать ничего больше не нужно. Представил: заголовок, за ним ничего, пустота. Славно, хоть раз попробовать. Только кто на это пойдёт?

Ясная всегда представляется белой, в снегах; занесённый прешпект, над домом – дымы, вокруг – корабли, не волны – снега, и дуб, словно на площади памятник, посреди заснеженной ясной от солнца и снега поляны. Знал, не так, бывал и не раз, а вспоминается так, ничего не поделать. Написать о Толстом заманчиво, самолюбие тешит: гений и ты. За такие статейки (большинство из них можно свести к имени автора и о ком; остальное жвачка жёваная и выплюнутая) платят, однако, неплохо. Иные и кормятся, в каждом месяце кто-то родился, а кто-то умер, многие громко и юбилейно. Поставщики дат кормят неплохо, даже те, кто окормлять перестал. Но не до жиру.

Бегство бывает двух видов: от людей – значит, к Богу; от Бога – соответственно, к людям. Давид бежал в страхе, отчаянии, гонимый тоскою и сыном, при живом царе-отце царём себя объявившим.

 

Как много врагов моих, Господи,

многие на меня восстают!

 

Многие о душе моей говорят:

«Нет ему спасения в Боге»

(Псалмы 3:2-3).

 

Спасался бегством Давид. Бежал, не полагаясь на силу, не уповая на хитрость? Нет, хитрил, собирал силы, уповая на Бога, бежал вначале в пустыню, затем за Иордан, туда, где праотец Иаков боролся с посланником Господа и победил, добыв в поединке новое имя себе и потомкам, в том числе рыжеволосому, румяному юноше, младшенькому в семье, которому назначил Господь царствовать и бессмертные песни слагать. Не в первый раз он бежит. Бежал от царя Саула, бежит от сына Авессалома. Давид спасётся. Давид победит. Но вслед за первым гонцом, который принесёт весть о победе, примчится второй с вестью о гибели сына. Встанет Давид, разорвёт одежды, в бегство вновь обратится: не от гонителей – от друзей-победителей. Вся жизнь его – бегство. От кого? Куда важнее – куда.

 

Куда от Твоего духа уйду?

Куда от лика Твоего убегу?

 

Поднимусь в небо – Ты там,

постелю в преисподней – и вот Ты.

 

Вознесусь на крыльях зари,

поселюсь ли за морем.

 

И там Твоя рука будет вести,

держать будет десница.

Боже, познай меня, сердце узнай,

испытай, узнай мои думы.

 

И посмотри, не удручает ли дорога меня,

веди путём вечным.

(Псалмы 139: 7-10, 23-24).

 

Глядя на Анечку, можно было понять выражение «витающий взгляд». Попробуй описать, изобразить на холсте, на бумаге эту самоуглублённость и отстранённость от окружающего. Попробуй передать взгляд, соскальзывающий в пустоту, попробуй передать нездешность, в которой и мука от окружающего, и презрение, и ещё много чего, словами не выразимого. Она безжизненно замирала, словно отделяясь от взгляда, буравящего невидимое. Этот «витающий взгляд» обретал самостоятельное бытие. Когда же взгляд возвращался в покинутый мир, Анечка ёжилась и вздрагивала, в глазах загорались ушлые бесенята, привлекательные, наглые и проворные, словно эфебы-мальчишки, готовые всё высмотреть, всё подметить, искрами выскакивая из зелёной шкуры змеиной.

 

 

 

Чтобы прочитать в полном объёме все тексты,
опубликованные в журнале «Новая Литература» в феврале 2022 года,
оформите подписку или купите номер:

 

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2022 года

 

 

 

  Поделиться:     
 

Оглавление

25. Часть третья. 3.
26. Часть третья. 4.
27. Часть третья. 5.
474 читателя получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 25.04.2024, 14:52 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

22.04.2024
Вы единственный мне известный ресурс сети, что публикует сборники стихов целиком.
Михаил Князев

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!