HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Михаил Ковсан

Бегство

Обсудить

Роман

 

Печальное повествование

 

Новая редакция

 

  Поделиться:     
 

 

 

 

Купить в журнале за февраль 2022 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2022 года

 

На чтение потребуется 6 часов 20 минут | Цитата | Подписаться на журнал

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 14.02.2022
Оглавление

2. Часть первая. 1.
3. Часть первая. 2.
4. Часть первая. 3.

Часть первая. 2.


 

 

 

Следом за ним в кресло плюхнулся парень лет тридцати. Тотчас управившись с привязным ремнём, времени не теряя, раскрыл книгу. Заглянул, не удержавшись: «Кровь, или Жила-была Ася. Современное повествование с эпиграфами, цитатами и аллюзиями». Господи, что нынче читают, тем более – сочиняют. Больше всего его задели «аллюзии». Дались они сочинителю.

 

Снег ложился упруго и осторожно, словно кто-то невидимый укладывал на жертвенник священное покрывало, белотканое и воздушное. Над жертвенником ужасом, чёрным и жирным, жестоко и прямо восходил жертвенный дым, небо черня и солнце пятная. На жертвеннике росла горсточка, затем – гора пепла. Никто не сметал: некому было. Чёрный столб жирного дыма, гора серого пепла – всё, что осталось. Чёрная всасывающая пустота. И снег, парящий воздушно, безбрежно, нездешне.

Глаза и губы застыли, омертвели, исчезли.

Анечка умерла – почувствовал возраст, тошнотой подступающий к горлу. Умерла – на бегство без смысла, без цели его обрекая. Анечка умерла, и он, свет глазами вдыхая, повторял единственные слова уцелевшие: Анечка умерла. Слова эти ледяной струёй, ударившей вдруг, внезапно, наотмашь, его обожгли. Всё исчезло, лишь где-то там, в океане невидимые поднялись гигантские волны. Было время осознать, подготовиться. Но задохнулся – обрушилось неожиданно, безжалостно, неотвратимо. Накрыло – пытаясь вдохнуть, выныривал на поверхность, навстречу новой волне и, задыхаясь, погружался на дно, безъязыкий и бездыханный.

В юности повёлся на «воплощать», слово случалось в его речи с частотою артикля. В нём было представление не только о литературе, искусстве – о жизни. Человек жил – читай: воплощал заложенное при зачатии, в регистре ином: образ и подобие Бога-Творца собой воплощал. Господь сотворил мир из ничего, человека – из праха. Сотворил Господь тварь. Отсюда и человек: тварь, сотворённое или творение. Господу подражая, человек воплощает творение, познавая Им сотворённое мёртвое и живое, и творенья венец – себя самого. Что такое «познание», «познает»? Воплощение тварью Господнего знания.

Это было до бегства. Теперь он бежит, накопленные трудом моцартовски беспечные слова сыплются из карманов, из складок одежды, падают на дорогу, в снег, грязь, никто не поднимет, не вымоет, не ототрёт. Беспечные и мучительные, слова его покидают, и он немотствует, глядя, как зёрна, которым не прорасти, устилают заезженный шлях. Слова, словно кровь: падают – красные, растекаются – ржавые. Раньше он их ловил. И красными – воплощением крови, они ложились сперва на бумагу, затем на экран. Он бежал, и на бегу ловить слова разучился, падая, ржавея, они устилали дорогу бессмысленно и бесцельно.

Фельдшер-водитель поставил иглу, подключил пластмассовые трубочки, и жидкость с лекарством капля за каплей проникала в неё, казалось, в такт движению амбуланса. Он держал Анечку за руку, а мальчишка-доброволец весь в белом, с красной нашивкой чуть выше нагрудного кармана, словно хрупкое боясь уронить, с жидкостью мешочек поддерживал.

Темнело. Поднялся ветер. С моря надвигалась гроза. Далёкие отблески, раскаты грома с каждым разом становились ярче, сильней.

Смотрел пристально на расстоянии локтя на родное лицо, с каждым поворотом всё меньше его узнавая. Так близко редко видел его: при встрече поцелуй мимолётен – не разглядеть, а в мгновения, когда до боли близко, черты скрадывал полумрак. Иначе Анечка не могла. Однажды ему, бесстыдному, уступая, попробовала – не получилось.

Он сидел рядом. Он вглядывался в неё. На щеках тени. Две пяди тьмы. Кто это сказал? Другой вторил: две вспышки тьмы. Услышал сдавленный стон. Взглянул на мальчика – тот, сжав губы, молчал. Вначале услышал. Понял потом: стон его собственный.

Мягкий взгляд, мягкие руки, мягкое слово – всё заострялось, всё истончалось, всё уходило. Вспомнил, как, умирая – он был уже взрослый – высохшая слепая старуха, прабабка его, шептала, одно только слово, твёрдое и острое, как скала. «Помни», – в лицо ему с трудом выдыхала.

Со временем выработался ритуал. Предупреждал, что придёт, но входил, открывая своим ключом дверь. Завидя, делала жест: за волосы поднимала, вытаскивая себя из болота. Вторым жестом, в воздухе растворяясь, посылала себя ему во владение, для обожания.

Амбуланс мчался по улицам. В такт капли быстро сочились. Казалось, соревнуются машина и капли. И было это вовне, а главное: он всё меньше и меньше её узнавал. Глаза потускнели. Нос заострился. Губы поблёкли и утончились. Опадающий шар, из которого воздух выходит. На зелёной поляне одни шары надували, чтоб поднимались, другие – сдували. Вглядываясь, вычитывать в её лице смерть было невмоготу. Попытался выглянуть: было неловко выламывать шею, в немытом стекле пытаясь узнать контуры города, по которому то неслись, то замирали, пока не очищали дорогу напуганные сиреной машины.

Перевёл глаза, наткнувшись на взгляд пацана. Кривовато попробовал улыбнуться. Тот ответил улыбкой, сочувствующей, понимающей, совсем взрослой и вместе с тем детской, открытой, пухлогубой и беззащитной. Такой улыбалась она, однажды встретив его в наряде юноши Антиноя: кудри мягкие и густые спадали ей-ему небрежно на плечи, короткая туника бёдра едва покрывала, лицо набелено, глаза глубоки и черны (в таких случаях говорят, как маслины), губы ярки и пухлы. Проверила:

– Здравствуй, мой повелитель, – склонила голову смиренно и гордо.

Понял и подыграл:

– Как здравствуешь, мой друг Антиной?

– Благодаря попеченью богов и заботам твоим, Адриан.

– Ты жив, мой любимец? Разве год назад не утонул ты в жёлтом неряшливом Ниле?

– Прости, но ты зря его так нарекаешь. Нил – река полноводная и могучая, бог египтян. Не ты ли, мой Адриан, учил меня почитать разных богов, египетских не исключая?

– Прости, я не прав. Только мне трудно почтительным быть к богу, похитившему Антиноя.

– Кто смеет противиться воле богов? Это твои слова, Адриан.

– Ещё раз прости, Антиной. Трудно быть мудрым в страдании.

– Страдание – милость богов. Им наделяют достойных.

– Не хочу, не могу быть достойным.

– Что говоришь ты, опомнись!

– Отвергаю всё, что говорил, всё, чем дышал вместе с тобой, Антиной!

– Ты этого делать не вправе!

– Вправе, мудрец Антиной!

– Я не мудрец. Я, мой повелитель, мальчишка, которого ты, блуждая по миру, в Греции подобрал.

– Нет, Антиной, ты – мудрец. Не мальчишка-игрушка. Юные и прекрасные мне давно надоели.

– Оставь, Адриан. Я не мудрец, но – беглец.

 

Был жаркий вечер. На улице даже вдали от окон пахло отнюдь не цветами – пахло борщом, домашней подкисшей сытостью, изгнанникам-беглецам не доступной. Амбуланс петлял по узким улицам, выехал на проспект и, расталкивая сиреной, мчался к больнице. Он держал её за руку. Она дышала порывисто, тяжело, заглатывая воздух, словно не додышав, пыталась восполнить потерю. Всегда дышала робко, беззвучно. Проснувшись, не раз прислушивался к различимому только ночью дыханию. Вглядываясь в лицо, вдруг ощутил: он играет, роль странную, страшную, пониманию недоступную. На мгновение отлегло. Но миг скоротечен, а жизнь, даже вот-вот готовая оборваться, всё равно бесконечна.

Едва сбавляя на поворотах, оглушая ночной город бедой, орущей пронзительно и бесстыдно, амбуланс вкатил на стоянку. Опомниться не успел – Анечка на носилках, укрытая одеялом, вкатилась в дверь: фельдшер-водитель сообщил в приёмный покой, оттуда на помощь добровольцу выскочили ещё пацаны в таких же, как у него, белых тонкой материи куртках и брюках, плотно прилегающих к телу, бесстыдно очерчивая: у одного длинные почти до колен, узкие плавочки – у другого.

На этом миссия ангелов-пацанов завершилась. Анечку перенесли на кровать, началась суета. Самый старый стоял чуть в стороне, указания отдавая. Опомнившись, шторы задёрнул, его от Анечки отсекая. Между шторой и стенкой был малый зазор. Наверняка в него было всё видно. Время, проведенное перед комнатой, в которой Анечки уже почти не было, он мучился только одним: заглянуть или нет. Заглядывать стыдно. Не заглядывать невозможно. Взяв себя в руки, вдоль шторы ходил. Та колыхалась, казалось, что в такт шагов, затем – он уверил себя – в такт Анечкиному дыханию.

Заглянуть он не мог. Но вслушиваться ничто не мешало: ни стыд, ни приличия. Вслушивался. Там всё происходило тихо, почти бесшумно. Главный говорил всё реже и реже и замолчал. Время от времени быстрым шагом выходили медсёстры, неся что-то в руках. Догадался: анализы. Странно, уходили, не возвращаясь. Сколько их там? Может, давно остался только командовавший мужик? Пока размышлял, внезапно, вдруг появилось несколько молодых: джинсы, белая куртка, стетоскопы на шее. Занавеска на мгновенье отдёрнулась, белые куртки юркнули в щель. Началась возня, тихая, приглушённая. Полчаса, может быть, больше. Вышли, за ними – который был с Анечкой всё это время, оглушивший множеством слов – тогда их и начал терять – из которых понял: Анечка умерла.

Перед глазами задрожало, запрыгало, словно снятое пьяным, сумасшедшим, фокус утратившим объективом, не способным выхватить из пространства ни единого целостного лица, ни единой цельной фигуры. Всё на куски развалилось, и не было надежды восстановить и слепить. Не к другому ушла Галатея: оборотилась слепым ноздреватым кусищем мрамора, бесформенной глыбой.

 

 

 

Чтобы прочитать в полном объёме все тексты,
опубликованные в журнале «Новая Литература» в феврале 2022 года,
оформите подписку или купите номер:

 

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2022 года

 

 

 

  Поделиться:     
 

Оглавление

2. Часть первая. 1.
3. Часть первая. 2.
4. Часть первая. 3.
508 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 19:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!