HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Михаил Ковсан

Кровь, или Жила-была Ася

Обсудить

Роман

 

Новая редакция

 

  Поделиться:     
 

 

 

 

Этот текст в полном объёме в журнале за сентябрь 2022:
Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2022 года

 

На чтение потребуется 5 часов 40 минут | Цитата | Подписаться на журнал

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 6.09.2022
Оглавление

9. Часть 9
10. Часть 10
11. Часть 11

Часть 10


 

 

 

У окна немало времени простояла, усталости не почувствовав. Ночной, точней, предутренний пейзаж притягивал, отпускать не желая. Светает. Несколько коротких минут, не ночь, не утро. Провал. Зиянье. Сияние. Затем мутный, как глазёнки младенца, рассвет.

Показалось, за спиной прошелестело и брызнула капля света, пятном красным расплывшаяся, которое запрыгало по стене рядом с окном, оставляя бледно-розовые следы – точь-в-точь пластмассовые трубочки, по которым в конце диализа пульсирует кровь, смешанная с водой. «Всё, всё, я кровь возвращаю», – этой дежурной фразой успокаивала самых нетерпеливых.

Но вместо того, чтобы светлеть, смешиваясь с водой, кровь темнела: светло-красная – вишнёвая – тёмно-гранатовая. Остановить. Скорее! Но как? Поступила, как всегда в тех случаях, когда не знала, что делать. Глядя на темнеющие пластмассовые трубочки, словно боясь оторвать от них взгляд, крикнула: «Кармит! Нужна твоя помощь!» В ответ – молчание. Вспомнила: у Кармит с детства проблемы со слухом. Одно вовсе не слышит. Крикнула ещё, громко, очень громко, сильней. Молчание. Если Кармит нет на месте, хотя во время отключения она в зале обязана быть, откликнулся бы кто-то другой, ведь о помощи просят тогда, когда самому не обойтись. С тем, с чем можешь справиться сам, просить помощь не принято. Неприлично.

Молчание оглушило. Она одна. Никто не может или не хочет помочь. А на стене – уже кровавые пятна. И откуда-то: «Ась, а-ась», – высвистывая, ладонь к уху прикладывая. Дразнилка. Не обижалась, делала вид, что не слышит его. Позвала строчкой из Генделева:

– Хула и похвала!

Ответил:

– Халва и пахлава!

Где-то читала, тонущий в последние мгновения страх не ощущает, перестаёт задыхаться, напротив – испытывает блаженство. Похоже, и с ней нечто подобное. Не сходит улыбка, не слишком ей свойственная, тем более – улыбка блаженная.

«Сегодня мы будем изучать схему кровообращения человека». – В классе, как всегда на уроках биологии, шумно. Голос биологички доносится издалека и невнятно. Противный голос. Каждое слово знает, какое будет за ним. Все слова знакомы друг с другом. Держатся за руки по-детсадовски, ведя хоровод. Как тётеньки-дяденьки, кладущие руки друг другу на плечи, словно боясь оторваться-потеряться, и, притоптывая, движущиеся по кругу. Хора. Народный танец. Возвращенье. К истокам. К корням.

Кровавое тёмно-гранатовое пятно стало светлеть. Крикнула ещё, совсем без надежды, сообразив, что её случайно или намеренно оставили с проблемой наедине. Судорожно пыталась вспомнить, что говорилось на курсах или на собрании отделения. Не вспоминалось. В экзаменационных вопросах такого не было. Не было, значит не слишком существенно.

«Всё самое существенное, что мы изучали в течение года, отражено в экзаменационных вопросах. На подготовку у вас достаточно времени. Надеюсь, вы все успешно экзамен сдадите». Кто-то тронул её за плечо. Руководительница курсов передала на задние столы пачку бумаг – список вопросов. «Ася, проснись! Доброе утро!» – кто-то тормошил её, передавая поредевшую стопку. Обернулась. Взяла. Отложив себе, передала дальше. Стопка поредела, кровавое пятно, растворившись, исчезло.

Обернулась – книжный шкаф, он, её мальчик, покупал много книг, особенно тех, которые не мог найти в интернете, на стенах – работы: в последнее время много живописью занимался (это её выражение, он говорил: малюю). Обернулась – оттягивая момент осознания, прокашлялась, пытаясь чем-нибудь на мгновенье отвлечься. В глубине комнаты стоял он, её мальчик. Выражение лица грустное, недовольное. Не говоря ни слова – его манера – смотрел пристально, укоризненно. Поняла: включила компьютер, в его жизнь влезла без спросу. А он ведь ничего не скрывал, разве что вещи, о которых словами говорить неудобно.

Видела профиль в глубине неосвещённой комнаты – предутренний свет туда почти не проникал. Неясный, нечёткий. Абрис в театре теней. Силуэт, нарбутовский, точный, мгновенный. Новые джинсы старого покроя – новомодные, сползающие с бёдер он не терпел, новая рубашка в серо-зелёную крупную клетку, новые чёрные кроссовки – её подарки к последнему дню рождения. Через несколько месяцев в армии прибавил в размере, но времени носить гражданское не было. Сейчас надел это впервые.

– Надо немного джинсы подкоротить. Кроссовки не жмут?

– Не жмут. Подкорачивать не надо – я подверну.

– Хочешь кофе? Подогреть круассаны?

– Можно.

– Если голоден... – изобразила бег, что значило делать ноги, из чего неотвратимо вопрос вытекал: пожарить куриные ноги?

Изобразил бег, означало: конечно, спасибо. И через пару минут куриные ноги урчали на сковородке, вздрагивая и легонько подпрыгивая.

Её мальчик всеяден, совсем не гурман, испытывать на нём кулинарный талант занятие богопротивное: нежнейшую телятину в вишнёвом соусе поглощает точно так же, как гамбургеры или жареные куриные ноги, к которым у неё отношение двойственное: есть терпеть не могла, но его любимое блюдо. Всегда был запас. Любит сладкое. Но не десерты-пирожные – варенье, самое дешёвое и простое. Покупала большие банки, на всякий случай без добавления сахара, которые за два-три приёма приканчивал. Названия разные. Содержание, как по ней, одинаковое. Противное.

К семи надо добраться на службу. Хорошо, если пробок не будет. Непредсказуемо. На каждом повороте впору ставить табличку: здесь только с Божьей помощью можно проехать. Сегодня повезло – пробок не было, светофоры вели себя дружелюбно. Подъехала немного раньше. Можно и не спешить. Но дальше везение кончилось. Позвонила напарница – в пробке торчит. Так что одна за двоих. Глупость, пустяк. Но расстроилась. У входа в больницу, сразу за рамой, реагирующей на металл, и охранником, реагирующим на доброе слово – большинство мальчики после армии – входящих-выходящих приветствует лев.

Зверь высок, мускулист, не свиреп – добродушен. Инкрустированный блестящими разноцветными стёклами, куплен каким-то меценатом, скорей всего вылечившимся больным, на ярмарке, которую раз в несколько лет устраивает муниципалитет. Безденежные художники заработать готовы на чём угодно, львы не самое неприличное предложение. Художники давали волю фантазии. После чего фантазии продавали на аукционе.

После одного из аукционов и приблудился этот разноцветно-блестящий, заняв место у выхода-входа. Скульптор не был подлинным реалистом: даже самые сведущие в зоологии не могли определить, это лев или гривастая львица. Со временем львиный взгляд помутнел, морда бедолаги стала печальной, на шкуре блестящая чешуя потускнела, а с лап отвалилась, обнажив белую беззащитную плоть, казалось, что лапы в гипсе, и это месту соответствовало печально и точно.

Больница с утренних часов наполнялась: посетители носились по коридорам, жевали бутерброды, пили кофе и говорили, говорили, без конца говорили. Где находили такое количество слов, чтобы вывалить на врачей, медсестёр, таких, как они, посетителей? Незнакомство к общению преградою не было. Больница полна информации разного качества, как улей пчёлами, или собака блохами, если кому это сравнение нравится больше. О врачах знали всё, включая отношения с женой и любовницей, что ни говори, и врачи люди, от их отношения, понимаете сами.

После полудня идут в больницу излеченные. Тащат охапки цветов, бутылки форм и содержимого разнообразного, подносы с фруктами, не совсем созревшими, но изящно уложенными, всякую всячину, претендующую на оригинальность, деревянную, металлическую, фарфоровую.

К концу рабочего дня врачи уходят, бедолаг-дежурных, самых, как водится, молодых, оставляя. Время пик, кажется, заведение создано для посетителей, а всё остальное, больные, медперсонал, так, антураж.

Есть в больнице и синагога. Не простая – с витражами Шагала. Туда, мешая молиться, автобусы привозят туристов, которым экскурсоводы рассказывают о двенадцати коленах израильских, об их символах-тотемах, о технике витражей. Сомнительно, знал ли всё это Шагал, но то, что так складно объяснить не умел, вне всяких сомнений.

Разбредаются по коридорам, сидят на стульях. Стоят, подпирая стены, женщины, читающие псалмы: помощь больному, роженице, каждому, у кого жизнь не задалась. Иногда помогает, иногда – нет. Но вреда от великой поэзии никакого.

Не слишком хорошо, но была знакома с больничными порядками там и тогда. Здесь всё по-другому. Порой рядом с креслами (для приходящих) и кроватями (для стационарных) собирались компании. Больного обцеловывали тщательно и многократно (ему как раз лишняя зараза нужна), на разные голоса выпевали телефоны и самого больного, и посетителей. Пили-ели, говорили-звонили, ходили-бегали. Информация о здоровье (больного), информация о положении на воле (об этом больной, имевший и телефон, и телевизор, и пропасть времени, гораздо лучше посетителей знал) оскудевали быстро, и мучились, придумывая темы для разговоров. Толпы очень мешали работать. Порой надо было расчищать себе, как в переполненном автобусе, путь. Но выгонять было не принято, считалось, что семейная обстановка оказывает благотворное влияние. Ну, разве уж очень шумели.

А ближе к ночи по притихшей больнице шёл сумасшедший. Без бритвы, с растрёпанными волосами. Тихий, счастливый, не радостный человек.

 

 

 

Этот текст в полном объёме в журнале за сентябрь 2022:
Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2022 года

 

 

 

  Поделиться:     
 

Оглавление

9. Часть 9
10. Часть 10
11. Часть 11
508 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 19:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!