HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Михаил Ковсан

Кровь, или Жила-была Ася

Обсудить

Роман

 

Новая редакция

 

  Поделиться:     
 

 

 

 

Этот текст в полном объёме в журнале за сентябрь 2022:
Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2022 года

 

На чтение потребуется 5 часов 40 минут | Цитата | Подписаться на журнал

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 6.09.2022
Оглавление

13. Часть 13
14. Часть 14
15. Часть 15

Часть 14


 

 

 

Наткнувшись на новое понравившееся слово, тут же на зуб пробовал, смаковал, как вино, перекатывая во рту.

 

Птица реет в небесах,

Соль не волгнет в туесах.

 

Чудо в девичьих трусах,

Соль не волгнет в туесах.

 

Приблизительно помнила, туеса – нечто берестяное, среднерусское. Он прочёл лекцию: туеса использовались для хранения, как термосы, долго сохраняли тепло или холод. Их брали, идя на охоту, рыбалку, в поле. Берёста, из которой без клея ладились туеса, состоит из множества тончайших слоёв, не пропускающих влагу и воздух. Верхний слой покрыт белым налётом, отражающим солнечные лучи. Наружная стенка, рубашка, красивая и нарядная, украшается прорезным орнаментом и тиснением. Главное же сколотень, берёста, снятая со ствола целиком.

Бесился он долго, пока не перебесился. Заслышав по телевизору всепогодное михалковское гимностишье, вскакивал, вытягивался – руки по швам, и не в тон и не в лад перекрикивал телевизор:

 

Боже, царя храни,

Сильный, державный,

Царствуй на славу,

На славу нам.

 

Бог весть, откуда узнал, где услышал.

Прощала, хотя многое раздражало. Чем бы дитя. Бывало, не выдерживала, срывалась. Как-то он выпалил, начитавшись:

 

Темно, темно, темным-темно у нас в квартире,

Лишь тускло лампочка одна горит в сортире.

 

Увидев, что попал не туда, защищался, делая жест, будто наклеивал красный мячик на нос:

– Я клоун, клоун, клоун, я вовсе не медведь!

– Не клоун. Дебильный шут площадной.

Не разговаривала с ним несколько дней, пока, сдавшись, не подлизался. Рассказала, как поэта травили задолго ещё до «Живаго», о котором он знал, как мучился: всех берут, а его нет. Рассказывала, а перед глазами врассыпную скелеты, брызгами крови снег окропляя. Так пыталась спастись пятьдесят восьмая, глупая, безнадёжная. Откуда это? Может, и прав он, её мальчик, утверждая, что она жизнь сочиняет? Вошла в диализный зал – явились безобразные сны, в которых происходила материализация идиом в духе средневековой гравюры, переводившей абстрактные понятия на доступный язык. Однажды неосторожно об этом ему рассказала. Так появилась серия иронично гротескных рисунков, к которой, в отличие от прежних работ, относился серьёзно, намереваясь на вступительных экзаменах в академию художеств представить. Первый лист серии был эпиграфом. В центре готическим шрифтом на нескольких языках фраза Эжена Ионеско: «Да, искусство бесполезно, но его бесполезность необходима». Автор не указан – изображён. По листу разбросаны крошечные картинки, червячками друг за друга цепляющиеся. Картинки-червячки изображали названия пьес Ионеско: носорога, бескорыстного убийцу, который вкладывает деньги жертве в карман, пешехода, топчущего облака, умирающего короля, путешествие среди мёртвых. Больше всего было картинок-червячков со знаменитыми стульями, где художник дал себе волю, настолярничав и людовико-версальские, и венские, и конструктивистские – попробуй сесть, и какие-то древние кресла-лежанки. Лист-эпиграф пиктограмму напоминал, послание зрителям тайнописное.

В «Кровной мести» карикатурно-библейский персонаж бежал по направлению к сказочному городу-убежищу, как и предписано, кровавые следы на песке оставляя. За ним следом на чём ни попадя неслись мужики рожа-пузо, золотые цепи на шеях.

Гротескно-сатирическая «Чистота крови» представляла три фигуры-матрёшки. Одна – средневековый испанец, опирающийся на меч; вторая – гордый шляхтич-поляк с развевающимися на ветру усами и рюмкой в левой руке, правая грудь крестом осеняет; третья – карикатурный Гитлер. Смеясь над испанским грандом, художник поместил внутри его еврея-ростовщика, тихонько переправляющего в свой карман золотые. Внутри усатого шляхтича бородатый еврей, стоящий за стойкой и наливающий рюмку, которую подносит ко рту ни на что более не способного рука правоверная. Внутри Гитлера, рассыпающегося на части, еврей, все признаки полнокровной жизни весело демонстрирующий.

Первые лёгкие, разгонные картинки серии не пугали – почти развлекали. «Кровь закипает в жилах» изображала топ-модель, шествующую по подиуму вроде бы голой и одновременно с неким покровом: красно-кровавый горошек самочинно наклеивался на кожу, разбрызгиваясь, словно из чайника пузырящийся кипяток. На другой картинке она возвращалась, но теперь вместо кровавого горошка её покрывали снежинки кровавые, соединённые друг с другом, словно дети, идущие гуськом, положа соседу руки на плечи.

Затем следовало «Сердце кровью обливается», где юноша бледный со взором горящим, напоминающий Данко советских иллюстраторов, держал в вытянутых руках сияющее бледно-розовое сердце, вынутое из собственной груди, где вместо рёбер чернела недвусмысленная дыра. Бледно-розовое сердце сильно смахивало на увеличенное в размере мороженое, которое в последнее время наловчились делать разных форм и цветов. В самом деле, почему светофор уместно, а сердце никак? Почему воспитывать уважение к правилам дорожного движения мороженое может, а быть наглядным пособием к уроку биологии нет?

Заканчивалась разминочная часть серии «Голосом крови». Это был момент перехода. Художник придавал большое значение порядку картинок, пронумеровав их и всегда показывая в одном и том же порядке. В переходной картинке кровь, как и следовало ожидать, не просто хлестала из горла, но так, что красные капли и сгустки, в воздухе летя, в буквы отчётливо превращались. Накупил массу картинок, где буквы были элементами текста-картины, и рассматривал, выявляя, как говорил, каждой буквы индивидуальность. Изучал соединение букв, следование одной за другой, оказалось, не все могли сочетаться. В окончательной версии «Голос крови» трансформировался в подобие громкоговорителя, разбрызгивавшего кровавые звуки-слова.

На одной из картинок, названной «Кровь и плоть», могучемясый полнокровный мужик, больше похожий на людоеда, чем на творца, выламывая куски собственной плоти и сцеживая избыточную кровь, своё подобие из этого материала творил: могучемясого, полнокровного младенца, с губ которого стекали не капли молока – капли крови. Играючи, тот, подобно отцу творящему, собственное произведение сочинял. Так, словно заветные слоники из её детства на полке диванной, плодилось и размножалось человечество – плоть и кровь, не осенённые духом.

Девица-красавица на картинке «Кровь с молоком» вполне фламандского типа и стати шла с русским коромыслом на шее. На обоих концах коромысла вёдра висели: из одного выкипало, пенясь, свежее молоко, из другого – пенясь, свежая кровь. Сама девица-фламандка была соткана из трубочек-сосудов, нитей, узлов: белых – молочных, красных – кровавых.

В картинке с названием «Кровь из носу» кровь фонтанировала из носу бедолаги, а затем, закрутившись смерчем кровавым, подобно цунами, на своём пути уничтожала людей и животных, поля и посевы. На картинке – кровавый потоп, в котором не было места Ною, ковчегу, малейшей надежде.

На улице, хоть и не главной, всё равно шумно. На обочине – автобус, длинный, широкий, объезжая который, машины на всякий случай сигналят. Одни – купеческим басом ндраву моему не перечь, другие, мелкие мопсы, тявкают много и безобидно, третьи – на бегу, торопливо. Не глядя, поди догадайся, у кого какой голос. Порой самая мелкая шавка так забасит, словно самосвал многотонный, из тех, что в карьерах тащат на себе горы руды. И наоборот случается. Поди разберись, кто каков, с кем дружить, а с кем и не стоит.

 

Мы дружим со слюнявым адмиралом,

Он был и остается добрым малым,

А пинчера гоняли и гоняем

За то, что он, каналья, невменяем.

 

Она сворачивает, оставляя за спиной улицу, пешеходов, гудки. Сворачивает, крепче шарфом стянув воротник. Идёт по направленью к поляне. Странно. Лес начинается не с деревьев – с поляны, вытоптанной тысячами подошв. За ней кусты, жидкие деревья, за которыми дубы и сосны с подлеском, земля в самый жаркий день волглая, свисающая с веток прохлада. Поднимается ветер, метёт жёлто-коричневые листья, тронутые чернотой, клубящиеся над землёй, словно чьи-то следы заметая. Листья стелются, мечутся, в порывах ветра взлетая, и падают, колышутся над землёй, словно пьяные птицы, сложившие крылья бессильно. И в этом жёлто-коричневом мареве там и тогда она видит его, мальчика своего, явившегося неясным видением будущего, которое нет уверенности, что наступит.

Сказали: плати – и бери. Заплатила, не торговалась. Во-первых, не умела и не любила. Во-вторых, о чём торговаться? Сама решила, выбрала, сама заплатила. Службой, страной, мужьями-полумужьями, жизненной дребеденью. Он из видения был подлинным, настоящим, тем, за что не грех заплатить сполна, полной мерой, по гамбургскому счёту, выдуманному Шкловским-Шполянским.

Ветер стихает. Листья, обессилев, угомонились. Видение растворилось. Плетётся домой к полумужу, надеясь, что нет его дома. Хоть бы он загулял – с бабами, с цыганками, чёрт знает с кем, или запил, закутил с цыганами и медведями. Но где цыганки-медведи? Не то время, место другое.

Подумалось: тот самый лес, паровоз и дорога. На даче там и тогда. У него, её мальчика, и сосны и дубы – чужие, ненастоящие. А паровоз вовсе не видел. Разве что на картинке. И по настоящей железной дороге не ездил. Хотя... Из Венеции в Милан, возвращаясь домой. По времени – электричка. И так же плетётся, у каждого столба останавливаясь. Правда, купе и чисто.

Там и тогда приходила на встречи одноклассников и однокурсников. С каждым разом участников меньше. Умирать им ещё было рано, хотя первые ласточки появились, но они весны ведь не делают. Просто поразбредались. И, разумеется, количество девочек среди присутствующих всё больше и больше превосходило количество мальчиков.

 

 

 

Этот текст в полном объёме в журнале за сентябрь 2022:
Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2022 года

 

 

 

  Поделиться:     
 

Оглавление

13. Часть 13
14. Часть 14
15. Часть 15
517 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 29.03.2024, 12:14 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!