HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Михаил Ковсан

Кровь, или Жила-была Ася

Обсудить

Роман

 

Новая редакция

 

  Поделиться:     
 

 

 

 

Этот текст в полном объёме в журнале за сентябрь 2022:
Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2022 года

 

На чтение потребуется 5 часов 40 минут | Цитата | Подписаться на журнал

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 6.09.2022
Оглавление

14. Часть 14
15. Часть 15
16. Часть 16

Часть 15


 

 

 

Полночи кружил вертолёт. Тарахтел, спать не давая, вычерчивал круги, зачерпывая горы, пустыню, белым светом прожектора, словно скальпелем, решительно ночь прорезал, в черноту тень сомненья отбросив. То ли полиция кого-то искала, то ли армия – охраняла. Было сумрачно и тревожно. Квартира стала гулкой, огромной, пустой: слишком во многих местах его, её мальчика, не было.

Ночь кажется безжизненной, как пустыня. Лживая, кажущаяся безжизненность. Учёные обнаружили микроорганизмы в Мёртвом море совершенно безжизненном. Тем более – ночь. Пустыня – тем более. Как-то, было то ли уже, то ли ещё темно, ночные часы неуловимы, из мнимой ночной безжизненности появился вырезанный лимонным, сводящим зубы серпом луны. Из армии приходил раз в две недели. Теперь каждый день, точней, под утро, каждую ночь. Раньше, возвращаясь из армии, прятал ладони – в трещинах, чёрных изъединах. Господи, что он там делает? Несколько раз в день крем подолгу втирала. Теперь приходил с чистыми руками, но с вечно обветренным, заросшим щетиной лицом. Появлялся не порывистый, резкий – спокойный, медленный, даже округлый, в жесте, в походке, в словах.

В детстве слова сочинял.

– Беременоватая, – заключил однажды с важным видом, откликаясь на разговор, в котором она с кем-то обсуждала беременность сослуживицы: срок немалый, а вовсе не видно.

Оборвала его:

– Не выдумывай!

Отвечал резонно:

– Я не выдумываю – придумываю.

Подрос и стал собирать редкие, вкусные слова, так говорил. Интернетовый выкормыш, её просвещал. Сажень, оказывается, была двуударной и первоначально была равна расстоянию от конца пальцев одной руки до конца пальцев другой, в стороны руки, понятно, расставлены. Происходила от глагола сягать: доставать до чего-либо, хватать, достигать. Первое упоминание в «Слове о зачале Киево-Печерского монастыря», автором которого считают Нестора-летописца. Сажени – каких только не было! Великая, городовая, греческая, земляная сажень – расстояние, которое засевается четвериком ячменя, казённая, кладочная, косая – расстояние от пальцев ноги до конца пальцев руки, вытянутой над головой по диагонали, малая – расстояние от поднятой на уровень плеча руки до пола, маховая – расстояние в размах обеих рук, по концы средних пальцев, морская, народная, простая, трубная, царская, церковная, аршинная, береговая, большая, государева, дворовая, землемерная, казачья, коловратная, косовая, крестьянская, лавочная и др. Считается, что одни из них появились на Руси, другие заимствованы: прародители царской сажени – меры египетские, греческой – Греция, великой – литовские локти.

Год взахлёб, запоем читал, всё подряд, без разбора, всё на свете, всё, что угодно. Затем взял в руки перо: не писать – рисовать. Заявил, когда похвалила, поражая недетскостью: «Я сочиняю картинки, а ты жизнь сочиняешь». Ошибался. Не сочиняла – а пересказывала, в вечный сюжет добавляя детальку-другую. Пробовала расшевелить: что, мол, имеет в виду. Отнекивался, повторяя упрямо: «Ты жизнь сочиняешь». Так и осталось неведомым, что хотел этим сказать. Пришлось самой додумывать: оставить, пройти, не заметив, она не могла. Решила: и вправду время от времени переписывала прошлое, одно забывая, вспоминая другое. Вот и подметил.

Начитавшись французского, адрес свой объявлял: «Мансарда. Бульвар Распай. Монпарнас». Начитавшись русского: «Москва. Кремль». А начитавшись Агнона: «Галиция. Бучач. Собственный каменный дом».

Два раза в неделю ездила на курсы диализа. По дороге завозила его, её мальчика, в школу, заспанного и несчастного, а затем подбирала на выезде из города Рона. Он тоже учился на курсах, и, не стесняясь, напросился в попутчики. Отказать неудобно, хотя после первой поездки хотелось. У Рона были два взаимо несвязанных качества: он был молод и глуп. И разговорчив невероятно. В благодарность заваливал байками из своей жизни солдатской и анекдотами. Слушать было совсем невозможно и, едва дождавшись, включала радио: новости. Так повелось: дав Рону пару минут, включала радио, и дальше ехали под разнообразные новости и радиоглупости, от откровений Рона отличающиеся не слишком.

На международный скандал как-то напала. Шведская газета, чрезвычайно популярная, а потому – авторитетная (стадо всегда умней козла одинокого), обвинила Израиль в использовании для пересадок органов арестованных палестинцев. Статья называлась «Они крадут органы наших сыновей» и содержала ссылки на служащих ООН, очень хорошо зарабатывающих за свой миротворческий труд, а также родственников пострадавших. Статья ненавязчиво, легко, непринужденно напоминала о бруклинском раввине, вроде бы замешанном в торговле органами. Выстраивался новый всемирный заговор сионистский. В статье утверждалось: половина пересадок в Израиле делается с использованием органов нелегальных. Подумала: почему её больные годами ждут пересадку? Статья упоминала Интерпол и другие авторитеты. Разразился дикий скандал. Шведский посол принёс извинения, полные негодования и потрясения статьёй, оскорбляющей евреев (что было понятно) и почему-то (что было совсем непонятно) шведов. Пока судили-рядили, спорили, скандалили и ругались, заработавший себе сомнительное, но громкое имя журналист рассказал, что основана статья на рассказе о палестинце, в израильских солдат камни бросавшем. Те выстрелили и попали. Утверждалось, что труп был возвращён родственникам без некоторых внутренних органов. Как узнали – загадка: вскрытие не проводилось.

Затем радио рассказало о доме, принадлежавшем одной чрезвычайно известной, близкой к испанскому двору аристократической фамилии, из глубины веков ведущей свою родословную. В последнее время пришёл дом в упадок, виной чему было признано смещение грунта в результате строительства проходящей неподалеку ветки метро. Инженеры-строители, приглашённые в качестве экспертов-спасителей, пришли к единодушному выводу, увы, очень печальному. Спасти здание невозможно – необходимо снести: представляет опасность. Здание сносят. И рабочие обнаруживают: в одном месте обнажившаяся внутренняя стена с внешней не совпадает. Иными словами, есть комната в здании потайная. Вызвали владельцев – молодую пару, дом был наследством жены. При них комнату вскрыли и обнаружили скелеты мужские, женские, детские и свитки Торы. Никаких украшений, золота-серебра, ничего драгоценного, что зафиксировано протоколом, подписанном как владельцами, так и свидетелями, на вскрытие приглашёнными.

Иногда, подобно контрастному душу, включала русское радио. Там вроде всё двигалось, и быстрей, чем хотелось. А по сути ничего не менялось. Слишком неустойчивый корабль плыл по слишком бурным волнам. Казалось, самые большие потрясения нужны лишь для того, чтобы паруса зависли окончательно и безнадёжно. Как и раньше, под аккомпанемент правильных слов, которым не верил никто, самыми большими лопатами в мире рыли самый большой котлован.

От появления Рона до конца ехать около часа: по главному шоссе, а потом по старой петляющей под нависающими скалами горной дороге. Главной опасностью на шоссе были люди: издёрганные пробками, они норовили, прыгая из ряда в ряд, порой перед самым носом, выгадать пару секунд. Горная таила иную опасность. Во многих местах к лесу подходила вплотную, однажды за поворотом появился олень, на сигналы не реагировавший, справедливо полагая, что он здесь хозяин.

В другой раз неожиданно – еле успела затормозить – появился осёл грязновато-белого цвета с огромными ушами-локаторами. Олень без хозяина – вольному воля, но осёл, гуляющий сам по себе, ни в какие ворота. На этой, прозванной ею ослиной, дороге каждые несколько десятков метров виднелись следы костров. Из леса, словно на цыпочках пьяные, выходили к обочине хилые деревца. Пикник на обочине – шашлычки, костерок и безлюдье – устроить не просто: незанятых мест не осталось.

Олень на дороге при всех разговорах о плохой экологии не удивил. С экологией было скверно, но звери в лесах и лесочках размножались исправно, так что нередко места им не хватало. Телевизор показывал, как на севере дикие свиньи целыми семействами заходят из лесопарков на улицы. Так и шествуют: папа, мама и детки. А возле их дома шныряют даманы – скальные зайцы. Собаки за ними гоняются – безуспешно. Куда им, привыкшим нежиться в хозяйских постелях, за даманом угнаться. С виду даманы не слишком приметны: серые, с кошку. Зато считаются древними родичами слонов. В ТАНАХе даман – шафан. Финикийцы добрались до Иберийского полуострова и, увидев тамошних кроликов, назвали их заимствованным из иврита словом: шафаны, т.е. даманы. Отсюда, от кроликов-даманов, забывших древнее родство со слонами, пошло: Hispania – величественно, на полмира.

Рима – седые волосы венчиком вокруг лба, глаза, источающие светлое безумие, с истинно поэтической ассоциативностью, ergo, способностью забывать всё на свете, кроме стихов, запамятовав, как зовут этих серых ушастых, показывала очень похоже: нервно дёргая лицом и беспрерывно жуя. Бегающие маленькие глазки правдиво довершали картину. Изображая, она вспоминала и, оборвав пантомиму, сообщала: spanish rabbits.

Рон не удержался и до конца поездки – она, сжалившись, радио отключила – рассказывал, что именно на таком (подумалось: именно на этом) белом осле въедет в Город Мессия. Проблема: не ясно через какие ворота. Зная о Мессии и об осле, арабы в Средние века подстраховались: заложив ближайшие по пути следования Мессии городские ворота и разбив кладбище по дороге. Так что Мессии, которому мёртвым нельзя оскверниться, среди могил не пройти, не проехать. Лишь убедившись, что она всё поняла и прониклась мессианской проблемой, он – когда парковались – замолчал, удовлетворённый и погрузившийся в свои мессианские мысли.

В комнате-классе было прохладно: новый кондиционер затраты на установку оправдывал. Всё и вся должно затраты оправдывать. Излюбленное выражение главмедсестры, доктора соотвествующих наук – и такая, оказывается, существует. Повторила любимое выражение по меньшей мере три раза во время трёхминутного разговора: необходимо было получить её подпись-разрешение на участие в курсах. Главная, недавно демобилизовавшаяся из армии, цветовую вольницу прекратила. Раньше каждый выбирал цвет формы по вкусу: кто белый, кто зелёный, кто голубой. Теперь велено было только в белое одеваться.

Итак, подытожим – начало лекции прошло мимо неё, очищение крови производится путём снижения концентрации вредных веществ. Под гемодиализом понимают процедуру фильтрации плазмы крови через полупроницаемую мембрану, сквозь поры которой проходят молекулы небольшой массы, а крупные молекулы белков остаются в плазме, которая затем возвращается в кровоток пациента. Наиболее эффективным методом гемодиализа является применение аппарата искусственная почка. Ещё в древности считалось, что многие болезни происходят от смешения телесных жидкостей. Для их очистки применялись различные отвары и смеси растений и минералов. Лишь с развитием биохимии многие процессы стали понятны. Физические основы гемодиализа заложил в 1854 году шотландский учёный Томас Грэхем, который впервые описал способ изготовления полупроницаемых мембран. Но всё это предыстория. Спустя пятьдесят лет был создан прообраз искусственной почки. В качестве средства, предотвращающего свёртывание крови при прохождении через аппарат, использовался антикоагулянт, получаемый из пиявок. Исследования проводились на собаках с удалёнными почками.

Подумала: бедные гавки. Однажды он, её мальчик, сказал, с тех пор собака из их лексикона исчезла.

Первый гемодиализ человеку был проведён в Германии Джорджем Хаасом в 1924 году, он свёл вместе все составляющие, необходимые для успешного гемодиализа: эффективный и безопасный антикоагулянт, аппарат с мембраной большой площади, эффективную подачу крови на фильтрующую мембрану. Решающей вехой в широком применении гемодиализа стал 1960 год, когда удалось решить проблему долгосрочного сосудистого доступа, который обеспечивался путем имплантации в артерию и вену двух тонкостенных тефлоновых трубок.

Это последнее, что она отчётливо слышала, задремав под монотонный голос и тихое жужжание кондиционера.

Как-то позвонила его классная дама – на удивление симпатичная, с университетским образованием. Оказывается, в последние дни он, её мальчик, гонял по школьному двору, приплясывая, словно на лошади, водрузив на голову кастрюлю и размахивая картонным мечом.

– Кого-то он задевал?

– Нет, нет, не волнуйтесь. Просто я решила на всякий случай предупредить. Может, стоит к психологу отвести. У детей такое бывает: не проводят границу между вымыслом и реальностью.

– Спасибо. Это пройдёт. Он просто только что закончил читать «Дон Кихота».

– Смотрите. Только что будет, если он прочитает Рабле? Не перекормите – с юмором у училки было в порядке, похоже, сама была в школе белой вороной.

Невинный разговор выбил из колеи. Не могла понять, в чём тут дело. Ну, побесится мальчик. Кто упрекнёт, что изображает он Дон Кихота, постепенно переходящего в раздел чтения элитарного? Ни к какому психологу вести его не собиралась. О звонке ему не сказала. Из колеи выбила зависть. Она завидовала ему, своему мальчику. Сама Сервантеса и Рабле прочитала, будучи взрослой. А за «Тремя мушкетёрами» в детстве охотилась год. Добыла – уже подросла, и они прошли мимо неё. А в его возрасте – она из поколения, лишь вдогонку обожжённого войной – бесконечно читала Юрия Германа, которого, добыв не без труда, дед подарил. Привезла – не как чтение, но как память. Не открывала, боясь спугнуть славного зверёнка (выпустишь – не поймаешь), спрятавшегося там, в шелесте книжных страниц.

Он, исполненный каких-то тайных намерений, взялся за огромный кирпич. Читал, вчитывался, пытался, старался, но, дойдя до эпизода, когда герои посреди войны читают и обсуждают Чехова, захлопнул с треском и аккуратно в шкаф поставил обратно. Послевкусием осталось «дорогой мой человек». Но не привилось. Неделю-другую продержавшись во главе рейтинга, выветрилось бесследно.

Натаскав учебников и записавшись в студию, осваивал всевозможные техники. Упражняясь в гравюре, отпечатал экслибрис, переведя на изобразительный поэтический язык Мандельштама, который книгу, утверждённую на читательском пюпитре, уподобил холсту, натянутому на подрамник.

 

 

 

Этот текст в полном объёме в журнале за сентябрь 2022:
Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2022 года

 

 

 

  Поделиться:     
 

Оглавление

14. Часть 14
15. Часть 15
16. Часть 16
479 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 26.04.2024, 13:07 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

22.04.2024
Вы единственный мне известный ресурс сети, что публикует сборники стихов целиком.
Михаил Князев

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!