HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Михаил Ковсан

И вернутся к людям их имена

Обсудить

Роман

  Поделиться:     
 

 

 

 

Этот текст в полном объёме в журнале за январь 2023:
Номер журнала «Новая Литература» за январь 2023 года

 

На чтение потребуется 6 часов 20 минут | Цитата | Подписаться на журнал

 

Опубликовано редактором: публикуется в авторской редакции, 3.01.2023
Оглавление

10. Глава первая. Два героя. 7
11. Глава первая. Два героя. 8
12. Глава первая. Два героя. 9

Глава первая. Два героя. 8


 

 

 

На ярмарку в Киев, которая проходила в новом Контрактовом доме, что на Подоле, папенька его не взял, обещая в следующий раз – непременно. Возвратился в наилучшем настроении, глаза искрились, будто только что поцеловал ручку. Привез горы подарков и сквозь усы мурлыкал:

 

Давно об ней воспоминанье

Ношу в сердечной глубине,

Ее минутное внимание

Отрадой долго было мне...[20]

 

Наслушавшись цыганских хоров, папенька напевал:

 

Мне моркотно, молоденьке;

Нигде места не найду!

 

На вопрос, что такое «моркотно», отвечал обстоятельно и каждый раз по-новому.

По возвращении он не уставал повторять полюбившиеся названия: Печерск, Подол, Берестово, Зверинец, Липки. Произнося, энергично чесал нос, что было признаком доброго настроения и некоторого возбуждения. Он говорил: «Шелковичная улица», и рот словно наполнялся сладкими тающими плодами. «Садовая», «Парковая» – казалось, он вновь и вновь возвращается на полюбившиеся улицы. Произносил: «Липская», и душистый запах цветущих лип комнату наполнял. Впрочем, последнее название почему-то возникало чаще других, при этом иногда оно произносилось по-немецки: Unter den Linden[21].

В любви папеньки к городу, в котором, к великому сожалению, по недостатку средств он не мог жить постоянно, чудилось предательство по отношению к строгому величественному мужественному Петербургу, где он прожил почти всю свою жизнь, к Москве (там он встретил маменьку) – разлапистой бабе, которая вылезала за свои пределы, как тесто из квашни, и даже предательство к памяти маменьки, которая осталась там, в прежней дождливой и снежной жизни.

Побывал папенька в доме героя Отечественной войны генерала Николая Раевского. Дом этот ранее принадлежал коменданту Арсенала, усадьбу которого город приобрел для генерала. Правда, самого генерала и никого из семейства дома не было – сказывали, путешествуют, так что непонятно, кто папеньку принимал. Приживалки, что ли?

Но об этом папенька не распространялся, намекнул и заторопился к следующему рассказу – о недавно умершем в Киеве Константине Ипсиланти, господаре Молдовы и Валахии, который участвовал в заговоре с целью освобождения Греции от османов. Но замыслы были раскрыты, Ипсиланти бежал в Россию. Он пытался, хоть без успеха, склонить государя Александра встать на сторону восставших. Но Тильзит положил конец всем его надеждам.

Среди прочего привез папенька из Киева две вещи. Во-первых, сатирическую басню «Орлица, Турухтан и Тетерев». Начиналась она стихами: «Орлица царица над стаей птиц была». Славилась эта орлица-царица умом и щедростью, но, когда умерла, птицы, найдя, что она была слишком добра, выбрали в цари злого и бестолкового Турухтана (морской петушок, большой драчун). Он в короткое время измучил птиц, и они «убили Турухтана, избавились тирана». Тогда птицы выбрали глухого Тетерева (государь Александр был туговат на ухо), который

 

Не царствует, корпит над скопленной добычей,

Любимцы ж царство разоряют,

Невинность гнут в дугу, срамцов обогащают...

И сущий стал разврат во всем зверином царстве.

Чего ж и ожидать от птицы столь безумной?

Ваш выбор безрассудный

Вам, птицы, дал урок таков,

Не выбирать ни злых, ни глупых петухов.

 

Басня декламировалась избранным гостям. А вот рецептом малороссийской вишневки папенька делился со всеми интересующимися. Для ее приготовления надо было взять самые зрелые вишни, которых в любом малороссийском поместье в урожайный год было немеряно, положить вишни на доски дырочками вверх, чтобы не вытекал из них сок, всунуть доски в печь, чтобы вишни только свяли и немного поморщились, а никак не высохли, потом остудить их и наполнить ими приготовленный бочонок или бутыль. Когда бочонок будет совсем полон, налить на ягоды самой лучшей очищенной водки, дать простоять в холодном погребе дней десять. После этого всю жидкость слить в отдельную бутыль, ягоды же налить водкой во второй раз, оставить простоять две недели, слить жидкость, налить ягоды в третий раз водкой и дать простоять семь недель, тогда все эти три наливки смешать вместе, подсластить по вкусу, закупорить, засмолить и держать в погребе.

Вначале юный барин печалился, когда папенька уезжал, не взяв его с собой. Но потом начал находить в этом отраду. И не только подаркам был рад, но и тому, что изучение «науки страсти нежной, которую воспел Назон» в отсутствие папеньки переходило в исключительно практическую стадию, и, надо заметить, весьма плодотворную. Всем было хорошо: папенька приятно проводил время, заводя знакомства и слушая известных музыкантов, выступавших на втором этаже Контрактового дома, а сын, заводя отношения с местными красотками.

И хоть не все, к кому обращался, были к нему благосклонны, но, когда он, пользуясь уроками гувернера, намекал, что готов за серебряный полтинник удовольствоваться французской любовью, девки, кто хихикая, кто хохоча в полный голос, нежно целовали барчонка и долго ласкали его, так что иногда до французской любви дело не доходило. Зато все они с интересом разглядывали павловские полтинники, а одна из них по слогам читала: «Не нам, не нам, но имени твоему».

Папенька был воистину человек, смиреной прозой говоря, несчастной судьбы. К чему был хоть как-то причастен, само собой в прах обращалось. Так было и с Сулимовкой. Казалось, здесь все было хорошо, но после внезапной смерти Янкеля он поначалу долго искал нового управляющего, а, в конце концов, пригласив занять эту должность очень ясновельможного и очень бедного пана, вскорости обнаружил, что на имении изрядные долги, которые вот-вот приведут к краху. Папенька встрепенулся, обеды были забыты, вдовы-барышни позаброшены. Но было поздно. Имение продали за долги. И папеньке ничего не оставалось, как искать себе место. Поначалу была надежда найти в Киеве, но вскоре она растаяла. И ничего не оставалось иного, как принять место не слишком видное, но – говорили ему, переходя на шепот, хлебное, в Новороссии. Там постоянно нужны были чиновники. Но кому охота отправляться на край света? В Екатеринослав, Одессу, или вовсе – не приведи Господь, в Мариуполь.

Расставшись с Сулимовкой, они на последние деньги отправились на почтовых в Новороссию, где папенька, едва вступив в должность, почувствовал свою неспособность к этому поприщу – пошлому тунеядству, называемому почему-то гражданской службой. То ли годы были не те, то ли способности надо смолоду развивать, но, каждый раз получая незаслуженное жалованье, папенька приходил домой опечаленный. Вскоре и сын получил возможность сдать экзамен на первый классный чин. Сдал успешно и получил скромную должность помощника столоначальника Департамента внутренних дел.

Вскоре после этого папенька заболел, и, пролежав несколько дней в жару, ex abrupto[22] скончался, и был погребен на кладбище, где его могила была из первых. День похорон выдался серым, бесцветным, вымученным: ни солнца, ни дождя.

Так наш герой, в юные лета оставшись сиротой, вступил во взрослую жизнь, напутствуемый начальником Департамента, по которому служил его отец: «Uomo non educate dal dolore riman sempre bambino!»[23]

О прошлой петербургской жизни папеньки он, в сущности, знал немного: большие или малые тайны папенька, умерев, унес в могилу. Сын догадывался, что до переезда в Сулимовку папенька был масоном. Об этом свидетельствовали тут и там молоток, треугольник и всевидящее око. Впрочем, он никогда папеньку не спрашивал, а тот никогда не заговаривал о своей принадлежности к вольным каменщикам. Среди прочего, папенька любил повторять распеваемую на масонских собраниях державинскую «Песнь Петру Великому»:

 

‎О россы, славой лучезарны!

О род героев и собор!

Петру вы будьте благодарны,

Да ввек Петру гремит наш хор!

 

‎Неси на небо гласы, ветр:

Бессмертен ты, Великий Петр!

 

Как-то в Сулимовке он среди маменькиных вещей, привезенных из Петербурга, нашел веер с портретом. Долго не решался и, наконец, спросил у папеньки, кто это. В ответ получил занимательный рассказ о жизни Джузеппе Калиостро, известном и под многими другими именами.

– Когда французский король изгнал его из Франции, тот уехал в Лондон, откуда предсказал штурм Бастилии и трагическую гибель королевской семьи на гильотине. Бывал граф и в России, рассказывают, – тут папенька понизил голос до шепота, – что его тень и сегодня время от времени появляется в зеркалах Елагина дворца с молотком и треугольником в руках. Кому удается с ним встретиться глазами, тот видит, как Калиостро поднимает руки к небу, на миг застывает, затем поворачивается и медленно исчезает. Свою жизнь Калиостро закончил в застенках инквизиции, после восьми лет заточения в тюрьме задушенный палачами.

Вскоре после смерти папеньки он – очевидно, в знак заслуг покойного, получил скромное повышение в должности и прибавку к жалованью, и надо сказать, должность исправлял с усердием, отнюдь не свойственным покойнику-отцу.

 

 

 



 

[20] А.С. Пушкин, Кн. М.А. Голицыной.

 

[21] Дословно: под липами, нем.

 

[22] Вдруг, лат.

 

[23] Человек, не изведавший горя, на всю жизнь останется младенцем, итал.

 

 

 

Чтобы прочитать в полном объёме все тексты,
опубликованные в журнале «Новая Литература» в январе 2023 года,
оформите подписку или купите номер:

 

Номер журнала «Новая Литература» за январь 2023 года

 

 

 

  Поделиться:     
 

Оглавление

10. Глава первая. Два героя. 7
11. Глава первая. Два героя. 8
12. Глава первая. Два героя. 9
435 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 18.04.2024, 15:20 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!