Михаил Ковсан
Роман
На чтение потребуется 6 часов 20 минут | Цитата | Подписаться на журнал
Оглавление 24. Глава вторая. Ноев ковчег. 10 25. Глава третья. Монастырь. Примечание 26. Глава третья. Монастырь. 1 Глава третья. Монастырь. Примечание
Монашество (монахи, монастыри – от греч. μόνος – один, одинокий, μονάζειν – быть одному, жить уединённо, μοναχός, μοναστής – живущий уединённо, μοναστήριον – уединённое жилище), также иночество – буквально «уединённое, одинокое жительство». Особый образ жизни обуславливал и обуславливает особую инициацию – переход из мирской жизни в иноческую, включающий в себя обретение нового – иноческого, имени. Имя, фамилия остаются в прежней жизни. В новой, монашеской – новое имя. При этом существует группа имен, имеющих весьма ощутимую иноческую окраску (например, Антоний, Иоанн, Алексий, Диодор, Паисий). В обычной, не монашеской жизни у человека могло быть несколько имен: крестильное имя – обычно каноническое, из церковного календаря, а также неканоническое, не освященное церковной традицией – от таких имен часто происходили фамилии (у русских, например: Волк, Орел, Первуша, Третьяк, Лада, Ярило, Храбр, Стоян, Велемудр, Светозар). Канонические имена были обычно не славянского, а греческого, еврейского или латинского происхождения. С течением времени они постепенно вытеснили в быту неканонические и стали употребляться как основное личное имя человека. При этом они зачастую принимали неканоническую форму в произношении и написании (так, например, библейское имя Иоханан, Ионатан, Иоанн трансформировалось: Иван). В то же время целый ряд как славянских, так и других («норманнских» – германских, скандинавских) языческих, некалендарных имен светских и религиозных деятелей русского средневековья, канонизированных православной церковью, перешёл в разряд имен календарных (например, Глеб, Борис, Владимир, Ольга). Использование их в качестве имен канонических могло иметь место только после канонизации святого. Часто крестильное, каноническое имя можно установить, основываясь на том, в честь какого святого была воздвигнута церковь или заложен монастырь. В «Повести временных лет» под 882 годом говорится о сооружении на могиле Аскольда церкви св. Николы, из чего можно сделать вывод о крестильном имени Аскольда. Ярославу Мудрому приписывается основание Юрьева, или Георгиевского, монастыря недалеко от Новгорода, следовательно, можно предположить, что князь носил имя Георгий. Издавна изменение имени соответствовало изменению человеческой сути. Новые имена давались подросткам при инициации. В Китае до сих пор существуют детские имена, от которых отказываются с возмужанием. В античной Греции новоиспеченные жрецы, отрекаясь от старых имен, вырезали их на металлических дощечках, которые топили в море. Отзвуки этих представлений можно увидеть в христианской традиции наречения иноческими именами: принявший постриг оставляет мир и свое мирское имя. Как писал о. Сергий Булгаков, «человеческое именование и имявоплощение существует по образу и подобию Божественного Боговоплощения и наименования... всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Имя и Слово». Там и тогда, где и когда практиковалась малая и большая схимы, монах при «третьем крещении» вместо монашеского получал еще одно – схимническое, имя. Обычно постригаемый получал имя святого, память которого отмечалась в день пострижения, или календарное имя, которое начиналось на ту же букву, что и его мирское имя. Однако это не было обязательным. Иногда выбор святого, в честь которого нарекали постригаемого, обуславливался другими обстоятельствами, в том числе личными предпочтениями.
опубликованные в журнале «Новая Литература» в январе 2023 года, оформите подписку или купите номер:
Оглавление 24. Глава вторая. Ноев ковчег. 10 25. Глава третья. Монастырь. Примечание 26. Глава третья. Монастырь. 1 |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 24.03.2024 Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества. Виктор Егоров 24.03.2024 Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо! Анна Лиске 08.03.2024 С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив. Евгений Петрович Парамонов
|
||||||||||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|