Михаил Ковсан
ПовестьПамяти Дмитрия Кавсана
![]() На чтение потребуется два с половиной часа | Цитата | Скачать файл | Подписаться на журнал
Оглавление 3. Часть 3 4. Часть 4 5. Часть 5 Часть 4
Протяжный вой, всхлипывания, взвизги, отрывистые завывания, тусклые паузы тишины, вздохи, выдохи – метель бесстыже тайными страхами, мистическими пристрастиями своими, обманутыми надеждами, осквернёнными мечтами с миром делилась, не надеясь, что кто-то что-то поймёт и всхлипнет, взвизгнет, взвоет в ответ, в отличие от волков, которые до последнего робко лелеют надежду. Прекратится внезапно, как началась. Словно нож по верёвке сверкнул – с грохотом тело свалилось. В отличие от волков, метели, все кружки и стрелы слепившей, надеяться не на что: вспухнет, взметнётся, взовьётся – опадёт белым прахом, снежностью тихой покроется, ледяной коркой под стихающим ветром застынет. Кто через день её вспомнит? Потом снег растает, лёд исчезнет – иные времена наступят, и нравы будут иные. Не отпоют её сухо бесслёзно, в анналы не занесут, ни камня, ни креста над ней не поставят. Метельный ветер отжившие мысли и чувства из души и разума выметает, место для нового расчищая. Каково призванье метели? Заносить дороги, град и мир заметать – не пройти, не проехать, нигде не укрыться, чтоб в небрежении прошлым будущее, метелью начертанное, с замиранием сердца отчаянно ожидать. Получается: метель дорогу в прошлое заметает, в будущее расчищая. Жаждущие метельному безумию приписать смысл боренья света и тьмы, добра со злом ошибаются: звуки метели не годятся ни для благословений, ни для проклятий, человека метель, сотворённая раньше, следовательно, стоящая в иерархии выше, холодно, ледяно недолюбливает. Внутри – страшно, но не смертельно. Одиноко – но не заброшено. Несчастно – но где счастье искать? А вне – от обоза отставшего или от поезда, на самолёт не поспевшего или брошенного женой и друзьями метель не пожалует: заметёт, не в соляной – в ледяной столб обратит, по весне и растает. Таяние снегов, весна, ледоход – для тех, кто в метель с пути не собьётся, в ледяной столб не обратится, выживет, в духоте, тесноте и в обиде переживёт метель, судьбу благословляя. Метельные сумерки – глубокая неодолимая ни мыслью, ни воображением ночь. Внутри – гомон, гогот и гул: метели не слышно. А зря. Навострить бы уши – услышать. Некогда не услышали – век харкали кровью.
Разыгралась чтой-то вьюга, Ой, вьюга́, ой, вьюга́! Не видать совсем друг друга За четыре за шага!
Сверкнуло – зажмурившись от невыносимо яркого света, подумал: метель засияла, надо закрыть руками лицо, словно в жмурки играя.
Метель (вихрь, позёмка, пурга, буран) – это белое взбесившееся время, распавшееся на завывания, плачи, мольбы и стенания, на хлопья из перин и подушек, погромно распоротых; это буйное смятение одуванчиков, по миру разлетающихся бесцельно; это морок морозный, ремизяще узорящий стёкла, чтобы никто перед смертью не видел, что творится вовне; это холод, глодающий кости; это много чего ещё, не розно – едино.
Метельные снежно-дробные вихри, змеино сплетаясь, словно лианы, скрещивая снежные призраки рук, ног и судеб, густели, обретая очертания, от белого безумия отделяющие, и, наливаясь холодом, плотью метельною становясь, превращались в фигуры – мужские и женские, влекомые друг к другу вопреки хаосу, распаду, единящиеся, сливающиеся в единую светлую плоть, зябко дрожащую на пронизывающем ветру, ищущую укрытия от метели в звериных норах, чьи хозяева, теплом с гостями делясь, вместе с ними метельному мраку противостояли. На одном языке говорили, озарялись светом единым, одними травами и кореньями, только бы выжить, питались. Но вихри сплетались и в косматые чудища, которые устремлялись разрыть норы, дорваться до обитателей, затравить, загрызть, растерзать. И конь блед надо всем, белый конь, из снежности сотканный, над землёй пролетающий, по облакам белыми копытами топоча, и на нём – всадник мятельный с плотью из снега, с душой изо льда дерзновенно великих дум полн изобильно. Рядом с ним – белоснежно чарующий лебедь, выгнув шею, по голубоватой воде проплывающий.
– Вы разве не знали, метели с особым рвением, с особой тщательностью щепетильной дома, полные букв, заметают. – Вы это серьёзно? – Серьёзнее не бывает. – Какие такие, простите, дома? Для примера хоть один назовите. – Пожалуйста, к вашей недоверчивости снисходя, назову. – Поблагодарить мне вас? Разозлиться? – Как вам угодно. А дом этот в паутине множества переулков, Петра Андреича дом. Там не только хозяйские буквы витают, но и двоих Александров Сергеичей: старшего – из комедии, младшего – из трагедии. Дом этот, буквами переполненный, метель до второго этажа заметать обожает. – Кто же в этом доме ныне живёт, вечные буквы лелея?
Горевал автор, печалился. Кому и что в наследство оставит. Ни наследия, ни наследников. Было бы что – наследники б объявились, сами бы нашли-отыскали. Буквы ныне цены не имеют, и не потому, что, как когда-то, бесценны. Хорошо бы героя – из любой эпохи, когда были в цене. Вот и ищет автор, последние силы теряя. Прежде не без труда герои всё же давались, ещё и какие! Отбившись от авторских, по чужим рукам долго-долго ходили, таким обрастая – не всегда законный автор их узнавал.
– Нет, нет, молодой человек, не просите… – Но, профессор, пожалуйста… – Бытовые нелепости, которыми вы пытаетесь напраслину на стражей порядка больничного возвести, положительной оценки никак не заслуживают. – Что же мне делать? Все темы разобраны, все сюжеты исписаны-переписаны, куда бедному студенту податься? Где счастье искать? – Где счастье – не знаю. – Где же вы сами, профессор, сюжеты находите? – Я? Мне сюжеты уже ни к чему. – А раньше? – Времена были другие, сюжеты под ногами валялись, ленились их поднимать. – Счастливое время. Нет, чтобы родиться… – И не говорите. Сочувствую. – Помогите, профессор, руку утопающему протяните, так сказать, луковку. – Луковку… Луковку… И что вы с ней будете делать? Всю сразу сожрёте, на чёрный день и шелухи не оставите. – Нет, я не такой. Я оставлю. – Что оставите? – Как сказали вы, шелуху. – А я не оставлю – сожру. – Кого сожрёте? Меня? – Милый мой, да кому вы нужны? – Так может?.. – Увы. – А если… – Без если. Послушайте. Но! Ни-ни никому, что я надоумил. – Клянусь. Ни-ни. Лучше язык проглочу. – Прекрасная девушка, юная, бескорыстная, голубоглазая. Представили? – Извините, с трудом. – Уж постарайтесь. – Попробую. – Эта девушка – оборотень. Ну, что? Представили? – Нет. – Извилины и всё прочее напрягите. – Стараюсь. Я очень стараюсь. – Девушка эта восточная. Там оборотни превращаются не только в зверей, но и – так скажем – в явления. Так, вот, эта ваша… – Моя? – А чья же? Мне она не нужна, мне экзамены не сдавать. Я самому… Но это не важно. – Зато интересно. – Кому интересно, кому и плакать хотелось. – Всё-таки сдали? Или плакали только? – К делу это никак не относится. Ваш экзамен – не мне плакать, а вам. А мне только смеяться: и над собой, и над вами. – Простите. Значит, прекрасная девушка… Обнажённая? – Как вам будет угодно. Только такая или сякая она в метель превращается, а та в свою очередь… – Прекрасная девушка под влиянием неразделённой любви под воздействием чар злобной соперницы… – Вот-вот! Припрёт – соображаете. – Под влиянием… И – ветер буйный, метель, снежинки бесятся, в окно горестно бьются, а там прекрасная обнажённая девушка… – Да ну вас. Всё вам голые девки мерещатся. Бывшая девушка, ныне метель-оборотень превращается в нечисть ужасную. – Да-да, я читал: вервольфы всякие… – Дались они вам. Лучше вспомните «Слово». – Какое? – «О полку Игореве». А в нём Всеслава, который скочи влъком до Немиги. – И что? – Ничего. Девушкой ограничьтесь, её превращеньем в метель, которую опишите… Без всяких вервольфов. Принесёте через неделю. – Спасибо, профессор. Только… – Идите.
опубликованные в журнале «Новая Литература» в апреле 2024 года, оформите подписку или купите номер:
![]()
Оглавление 3. Часть 3 4. Часть 4 5. Часть 5 |
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:![]() Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 24.02.2025 С каждым разом подбор текстов становится всё лучше и лучше. У вас хороший вкус в выборе материала. Ваш журнал интеллигентен, вызывает желание продолжить дружбу с журналом, чтобы черпать всё новые и новые повести, рассказы и стихи от рядовых россиян, непрофессиональных литераторов. Вот это и есть то, что называется «Народным изданием». Так держать! Алмас Коптлеуов 16.02.2025 Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.) Анна-Нина Коваленко 14.02.2025 Сознаюсь, я искренне рад, что мой рассказ опубликован в журнале «Новая Литература». Перед этим он, и не раз, прошел строгий отбор, критику рецензентов. Спасибо всем, в том числе главному редактору. Переписка с редакцией всегда деликатна, уважительна, сотрудничество с Вами оставляет приятное впечатление. Так держать! Владимир Локтев ![]()
![]() |
||||||||||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|