HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Александр Краснопольский

Практика провинциального сыска

Обсудить

Сборник рассказов

  Поделиться:     
 

 

 

 

Этот текст в полном объёме в журнале за октябрь 2022:
Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2022 года

 

На чтение потребуется полтора часа | Цитата | Подписаться на журнал

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 29.10.2022
Оглавление

3. Оплата услуги
4. Клад
5. Дама бубен

Клад


 

 

 

Вечер выдался томным, погода стояла замечательная, самое начало осени. Мы с женой вынесли пару кресел-качалок на лужайку перед домом и сидели, покачиваясь и вспоминая нашу первую встречу. Мне отчаянно хотелось вина, ну хотя бы бокал… но я знал, что она это не одобрит. Дескать, повода нет. Какой ещё повод нужен, чтобы просто выпить? Из меланхолического состояния нас вывело чьё-то назойливое покашливание. Магия вечера испарилась… Поскольку на дорожке никого не было, то можно было предположить, что некто кашляет за кустом шиповника, который был аккурат на углу дома. Вставать и проверять мне не хотелось, поэтому, вполголоса, я предложил пришедшему показаться. Кто-то за кустом завозился, но не вылез. Это раздражало, и я выразился более конкретно, пообещав хороший пинок. Супруга поморщилась, но я видел, что в целом она мой подход к делу одобряет. Наконец показался посетитель наших посиделок, это был кладбищенский сторож, к которому, как к знатоку местных нравов и жителей, я время от времени обращался. Он снова что-то промычал, из чего я понял только несколько междометий. Жена, вздохнув, ушла в дом, но ненадолго. Вернувшись с бокалом в руке, она предложила сторожу порядочную порцию вина. На мой немой вопрос: а я? – последовал её жест, который я истолковал как «перебьёшься». Вино отчасти помогло – сторож начал издавать осмысленные звуки, но зато не мог стоять и поэтому сел на траву. Помотав головой, он все жё собрался и осчастливил нас спичем.

Не знаю, как он, работая на кладбище, умудряется присматривать за всеми значимыми событиями в городе, а также собирать все сплетни и слухи. Если кратко, то, по его мнению, четверо придурков-переростков собрались обчистить местный музей. В музее я лично был, дважды, на мой взгляд, там собрано такое барахло, которое вообще никому не нужно. Но я могу и ошибаться, поскольку никогда не был в их запасниках. Может быть, там они хранят нечто? Это всё показалось мне притянутым за уши и я, прервав заумствования сторожа, встряхнул его и аккуратным тычком направил в сторону от нашего дома…

Любопытно было узнать: что думает по этому поводу жена? На мой вопросительный взгляд она ответила пожатием плеч, но затем ещё подумала и выдала – банк. Что – банк? Напротив музея – банк, пояснила она. Чёрт побери, это как-то не пришло мне в голову. Собственно этот банк профессиональных грабителей никогда бы не заинтересовал, ввиду своей ничтожности. Но непрофессионалов… само слово банк – заводит.

 

Пришлось брать бутылку и идти на кладбище. Разговор был конструктивным, и уже через час я знал о потенциальных грабителях почти всё до 5-го колена включительно. Картина почти прояснилась, остались не прояснёнными только некоторые штрихи. Посетив офис местного архитектора при мэрии, я выяснил, что до банка в здании располагался небольшой цех по разливке прохладительных напитков, на месте музея был их отстойник. В общем, под землей была труба довольно большого диаметра. Не думаю, что её чем-то заполнили. Скорее всего, заглушили с двух сторон. А у одного из, скажем так, интересантов дядя когда-то обслуживал инфраструктуру того цеха. Полагаю, что от него-то они всё и узнали, и не придумали ничего гениальнее, что грабануть банк.

 

Мне не хотелось, чтобы ребята пошли на дело и сели на добрый десяток лет. Дело молодое. Просто горячие парни, мающиеся от безделья. Поэтому я пошёл в банк и переговорил с управляющим, показав ему на копии плана улицы, где закопана труба, её начало и конец. Намекнув про нездоровый интерес к его банку со стороны подозрительных лиц, посоветовал залить трубу внутри бетоном. Банкир аж вспотел от моего сообщения. Ему и в голову не приходило, что его банк может заинтересовать грабителей. Он долго тряс мою руку и что-то занудно бубнил. Выйдя из банка на воздух, я подумал, что теперь, при необходимости, могу твёрдо рассчитывать на кредит, даже без залога.

Аналогичную беседу я провёл и в музее. Осмотрев их двери, стены и окна, я указал им на слабое звено и посоветовал установить надёжную решётку из каленой стали на боковое окно, выходящее в проулок. В благодарность, вероятно, в перспективе, в музее выставят моё чучело.

Все превентивные меры, вроде бы, были предприняты… но что-то всё же настораживало.

 

Заказов пока не было, и чтобы скоротать время, я решил понаблюдать за этими парнями. В течение недели они по очереди ходили в музей и по часу болтались в нём. Поскольку я уже числился в друзьях музея, то мне разрешили поглядеть записи с камер наблюдения. Они интересовались статуей одного из полководцев Конфедерации, воевавшего в этих краях. Поглазев на статую, я не нашёл в ней ничего интересного, и это меня опечалило. Что-то же их в ней интересовало? Решив привлечь какого-никакого эксперта, я повёл в музей жену. Она, конечно, не искусствовед, но всё же пообразованней меня.

Дойдя до статуи, которая меня интересовала, она долго присматривалась и молчала. Потом повернулась и вышла из зала, не сказав мне ни слова. Впрочем, уже через минуту она вернулась со смотрителем музея и спросила его, показывая на скульптуру:

– Это кто?

– Это?

– Это, это, – подтвердила жена. Вы же не будете утверждать, что надпись соответствует персонажу.

Смотритель было заспорил, но она повела его в предыдущий зал, где был портрет конфедерата, и показала:

– Вот это он. А кто тот?

Сюжет, похоже, стал закручиваться в другую, неожиданную для меня сторону, и, взяв её за руку, я буквально вытащил ее из музея. Я клятвенно пообещал ей, что не далее как завтра лично, строго спрошу с директора музея, зачем он морочит голову посетителям.

 

Директор музея был ошарашен моим вопросом о скульптуре. Он несколько раз бегал в соседний зал – посмотреть на портрет, – потом стоял и взирал на скульптуру. Наконец он вздохнул и подтвердил: это кто-то другой. Но кто… неизвестно. Пообещав изучить документы о том, как эта скульптура попала в музей, он сконфужено удалился. А я остался возле скульптуры, пытаясь понять, что в ней этакого интересного? Сфотографировав скульптуру, я отправился за виски и… снова поехал на кладбище. Сторож долго цедил вискарь и щурясь смотрел на фотографию. Когда в бутылке осталось меньше половины, он икнул и сообщил:

– Сдаётся мне, что это бывший начальник исправительного учреждения, которое лет так пятьдесят назад было за городом.

Характеристика, выданная сторожем исправнику, была нелестной: бабник, алкоголик и, ходили слухи, что бандит. Поговаривали, что он сколотил из некоторых подопечных шайку и грабил вокруг города направо и налево. Но слухи так и не подтвердились, он умер в своей постели…

Ну хорошо, размышлял я, допустим, награбленное сохранилось и где-то припрятано. Допустим, это стало откуда-то известно четырем парням, решившим добраться до сокровища. Но как это увязать со скульптурой? Ответа не было.

Не придумав ничего умнее, чем изучить идеи, озвученные в детективных романах, я засел за чтение. Прочитав с полсотни текстов на тему ограбления музеев и спрятанных сокровищ, я свёл всё в таблицу. Выходило следующее – сокровища внутри скульптуры, скульптура указывает (например, рукой), где сокровища, либо спрятанное – под скульптурой. Вариант, указывающий направление, я сразу отбросил, поскольку одна рука лжеконфедерата была на эфесе сабли, а вторая была опущена и находилась в естественном положении. Оставались ещё два варианта для реализации которых нужно было вломиться в музей, расколотить скульптуру и, если в ней ничего нет, то взломать под ней пол… Впрочем, был и официальный путь – известить обо всём полицию и забыть. Но это было бы скучным, к тому же это не позволяло претендовать на законную долю от возможных сокровищ.

 

К концу недели дело закрутилось быстрее. Четвёрка закупила в соседнем городке кое-что из альпинистского снаряжения и явно стала готовиться к… К чему? Этих обалдуев я мог повязать и сам, чего-чего, а боевого опыта мне было не занимать. Но если их прижать прямо сейчас, то, боюсь, дело заглохнет. А мне нужно было само действие, чтобы прихватить их на горячем. В воскресенье мои подопечные затихли… скорее всего, высыпались перед делом. Отлично, подумал я и последовал их примеру.

Ближе к полночи я выдвинулся к музею и стал наблюдать из машины. Около часа ночи показались и злодеи. Они деловито подошли к пожарной лестнице и полезли на крышу музея. Это меня заинтриговало, неужели будут ломать потолок? Мне было не видно, что они делали на крыше. Однако уже через час над крышей показалась голова статуи… Обалдеть, вот это прыть. Четвёрка осторожно спустила статую на веревках, погрузила её в кузов пикапа и, прикрыв брезентом, отбыла восвояси. Преследовать их я не стал, поскольку заранее досконально проверил все их норки и абсолютно точно установил, куда статую припрячут. Я был стопроцентно уверен, что поиск сокровищ будет не сегодня, поэтому спокойно поехал домой.

Как я и предполагал, утром ко мне прибежал директор музея. Глядя на его трясущееся лицо, мне стало его искренне жаль, он, очевидно, был настоящим краеведом, любящим своё дело. Наскоро собравшись, я отправился с ним в музей. Статуи не было, а на её постаменте стоял шериф и задумчиво смотрел на люк в потолке. М-да, в потолке был люк... но поскольку он был аккуратно заштукатурен, то догадаться о его существовании было невозможно. Шериф мне не обрадовался и, хмуро кивнув… удалился. Поскольку художественной, а значит, и денежной ценности скульптура не имела, то дело ему было неинтересным. Но и отмахнуться от грабежа городского музея он не мог. Директор, вцепившись в меня, бубнил про поиск статуи… Отделаться от него было нереально, и мне пришлось взять у музея заказ на поиск. Чтобы он не думал, что я не знаю, как браться за дело, я сообщил ему, что уже выяснил личность запечатлённого в скульптуре. Моя информация повергла его в шок. Он впал в ступор и стоял так до тех пор, пока я аккуратными тычками не вывел его из этого состояния. Это мой прадед, в конце концов выдавил из себя он. М-да, да тут не заштатный провинциальный городок, а клубок интриг и секретов, изумился я. Взяв его под локоток, я отвёл его в кабинет и, пошарив в его же холодильнике, нашел початую бутылку вискаря. Пара глотков привели его в чувство, а допив свою порцию до конца, он даже смог связно говорить. Из его рассказа я понял, что прадед его действительно был ещё тем перцем. Про сокровища в их семье все слышали, но никто в них не верил. По моей просьбе он перечислил всю городскую родню и… Этого и следовало ожидать… один из четвёрки грабителей был его внучатый племянник. Круг замкнулся. Развивая успех, я подробно расспросил его о всех строениях в городе и окрестностях, так или иначе связанных с его семьёй. Собственно таких объектов оказалось меньше, чем пальцев на одной руке. Не откладывая, я объехал их все и осмотрелся.

 

Первое место было… домом… шерифа… и им я решил заняться в последнюю очередь. Сарай позади церкви тоже меня не вдохновил. Более перспективным показались полуразрушенное строение за городом и облезлая будка возле моста через реку. Хотя будка была менее интересна, ввиду её малых размеров и расположения – всё вокруг просматривалось даже издалека.

Вооружившись ломом и лопатой, я отправился к строению, но побродив вокруг, так и не решил, где копать или что ломать. Бред какой-то. Поразмышляв, я решил, что наилучшей стратегией будет брать ребят на горячем. На всякий случай я уговорил жену помочь мне, подежурив неподалёку от моста, вдруг я ошибся, и клад там. Сам же я решил дежурить возле развалин. Главным оставался вопрос – когда? Будут ждать, пока всё совсем уляжется, или рискнут? По моим расчётам, с начала месяца должны были начать поступать заказы, это выведено эмпирически и всегда совпадало с реальностью, значит, ждать было нельзя. Выбор был невелик – подтолкнуть их к действию. Подключив к делу жену, мы вымучили заметку в газету, назвав её «Городская легенда». В тексте завуалировано намекалось, что есть информация о сокровище, и предлагалось не откладывая достать его. Дело было за малым – опубликовать. С одной стороны, это было несложно, поскольку «на правах рекламы» газета опубликовала бы любую глупость, а тут нечто про город и его историю. С другой же стороны, не хотелось светиться раньше времени… Вздохнув, я отправился на закупки спиртного.

 

Сторговались мы довольно быстро, и, переместив пять бутылок из автомобиля в закрома кладбищенского сторожа, уже через день я с удовлетворением читал текст в газете.

Поскольку жена сидела и наблюдала из нашей машины, мне пришлось взять драндулет напрокат. Что делать… издержки неизбежны. Ждать пришлось совсем недолго. Уже назавтра, утром, к развалинам прибыл грузовичок с грабителями. Это обрадовало, мне не хотелось излишне напрягать супругу. И позвонив ей и отпустив домой, я выдвинулся поближе, чтобы лицезреть, что будут делать со статуей.

Статую перенесли на пустой постамент перед постройкой и стали ждать. Чтение детективов помогло мне понять, что ждут парни. Ждали солнце. В 10 часов тень от... не знаю, какой части статуи, поскольку из моего наблюдательного пункта не было видно, указала им, где копать. Парни бодро взялись за дело, и скоро я увидел, как они вытащили из земли приличный по размерам сундук.

Наступил мой выход. Встретили меня крайне нелюбезно, двое так вообще полезли в драку. Вот ведь обалдуи. Образумив их парой нокаутов, я обозначил свою позицию. Вот что, парни, ограбление музея тянет лет на пять, не меньше. Ну и еще попытка скрыть от государства ценности добавит по нескольку лет. Оно вам надо? Сразу же, чтобы отмести спекуляции, я объяснил, что всё сдам в полицию, а их не выдам, поскольку люблю целеустремлённых людей. Уехали, как побитые собаки, честное слово, мне их было даже жалко.

 

Позвонив шерифу, попросил его взять с собой криминалиста и подъехать. Одновременно позвонил репортёру местной газеты, посоветовав поспешить. Репортёр прибыл первым, и его распирало любопытство. Шериф с криминалистом припоздали и были явно недовольны присутствием репортёра. Объяснив присутствующим, что я провёл расследование и нашёл и статую, и клад, который упомянут в городской легенде… но, к сожалению, не знаю, кто пытался провернуть это дело. Надеюсь, заключил я, наш доблестный шериф выяснит это. В сундуке было порядком золотых украшений и прочих ценных, хотя бы в силу антикварности, вещей. Мы поехали в офис шерифа, и всё оформили документально. Потом я помог перевезти всё в сейф банка.

Уже назавтра в утреннем выпуске газеты я красовался на фоне сундука. Отлично, немного рекламы не повредит.

Сумма, положенная за находку, вышла более чем приличной. Окупились все издержки. Вот только воспользоваться деньгами мне не удалось, жена забрала всё. Сказала, что это оплата за её помощь в раскрытии дела. Большую часть суммы она всё равно потратит на благотворительность… Пришлось это признать и принять.

Впрочем, грустить долго не пришлось, со всех сторон посыпались заказы, и я снова окунулся в мир неверных жён и мужей, мелких краж и прочих пакостей…

 

 

 

Чтобы прочитать в полном объёме все тексты,
опубликованные в журнале «Новая Литература» в октябре 2022 года,
оформите подписку или купите номер:

 

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2022 года

 

 

 

  Поделиться:     
 

Оглавление

3. Оплата услуги
4. Клад
5. Дама бубен
481 читатель получил ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 26.04.2024, 17:43 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

22.04.2024
Вы единственный мне известный ресурс сети, что публикует сборники стихов целиком.
Михаил Князев

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!