HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Кругом 500

Запреты и свобода: «Москва – Одесса»

Обсудить

Очерк

 

Автор: Вера Круглова

 

Идея проекта: Анна Круглова
  Поделиться:     
 

 

 

 

Этот текст в полном объёме в журнале за октябрь 2022:
Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2022 года

 

На чтение потребуется 6 минут | Цитата | Подписаться на журнал

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 7.10.2022
Владимир Семёнович Высоцкий

 

 

 

Владимир Семёнович Высоцкий известен как великий поэт и один из ярчайших артистов XX века. Но ценность его творчества ещё и в том, что Высоцкий с журналистской точностью запечатлел самые острые противоречия своего времени, самые яркие его страницы. Благодаря этому мы можем вспомнить, заново пережить или постараться понять события советской эпохи – в зависимости от того, насколько мы сами далеки от неё или близки к ней.

 

 

 

*   *   *

 

 

Песня «Москва – Одесса», вышедшая на миньоне фирмы «Мелодия» при жизни своего автора (редкий в его судьбе случай!), была написана в 1968 году – непростом для В. Высоцкого и всего СССР. Шестьдесят восьмому было суждено стать годом свершений и катастроф: 1 января в эфир впервые вышла программа «Время», 27 марта погиб легендарный космонавт Юрий Гагарин, 18 июня свой первый полёт совершил советский противолодочный самолёт Ту-142, 21 августа наши войска вошли в Прагу, а 29 октября страна праздновала пятидесятилетие комсомола. В список памятных событий то и дело вплетались некрологи: в 1968-м произошло несколько авиакрушений (Ан-2, Ил-18, Ми-8), поэтому тема полётов была у граждан СССР не просто на слуху – ею проникся буквально каждый. Но если обыватели обсуждали перелёты чаще всего с точки зрения риска, то автор песни «Москва – Одесса» пошёл дальше. Произведение Высоцкого не просто зарисовка ситуации, сложившейся в аэропорту. Это – взрывной рассказ о системе, навязывающей современникам автора и ему самому те рамки, за которые невозможно выйти. Это – накал эмоций, поднимающийся, как девятый вал, в душе лирического героя, оказавшегося очевидцем и жертвой происходящего:

 

«В который раз лечу «Москва – Одесса»,

Опять не выпускают самолёт.

А вот прошла вся в синем стюардесса, как принцесса,

Надёжная, как весь гражданский флот».

 

Советские стюардессы

 

Синяя форма стюардесс упоминается не случайно: «Аэрофлот» нарядил в неё бортпроводниц в 1966-м году (вначале для международных рейсов). В ней советские девушки действительно казались принцессами: униформа выглядела стильно не только на уровне СССР. «Небесные ласточки» восхищали пассажиров своей элегантностью, и даже измотанный неопределённостью персонаж Высоцкого не мог не оценить даму в синем – но не только из-за красоты. В песне она – воплощение порядка, жёсткого и бескомпромиссного. Вместе с бортпроводницей можно лететь куда угодно, доступны все стороны света – кроме той, которая действительно нужна:

 

«Взлетим мы, распогодится – теперь запреты снимут!

Напрягся лайнер, слышен визг турбин…

Сижу как на иголках: ну, а вдруг опять не примут –

Опять найдётся множество причин.

Мне надо – где метели и туман,

Где завтра ожидают снегопада!..

Открыли Лондон, Дели, Магадан,

Открыли всё – но мне туда не надо!».

 

Герой песни Высоцкого – человек своевольный. Он до последнего стремится выбрать то направление, которое нужно именно ему. По его воле возникает парадоксальная картина: в северной столице «с крыши потекло», а в Одессе – «метели и туман». Надо туда, где непросто, где всё наоборот, где бунтует сама природа! Но это невозможно, и, в конце концов, пассажир несостоявшегося рейса вынужден сдаться:

 

«Опять дают задержку до восьми,

И граждане покорно засыпают.

Мне это надоело, чёрт возьми,

И я лечу туда, где принимают!»

 

Задержка происходит именно до восьми, и не случайно: восьмёрка – символ бесконечности. Ситуация будет повторяться бесчисленное количество раз, если не покориться и отправиться туда, куда позволено. Высоцкому, как и герою его песни, в том же 1968-м тоже пришлось ощутить давление «сверху». 25 апреля этого года состоялось заседание бюро Пролетарского райкома партии Москвы, на котором вынесли строгий выговор Юрию Любимову, режиссёру Театра на Таганке: были запрещены репетиции спектакля «Живой» по повести Бориса Можаева. На следующий день инструктор райкома КПСС, курирующий театр, побывал на общем собрании таганской труппы и услышал слова, сказанные Владимиром Семёновичем: «Мы говорим „Таганка“ – подразумеваем Любимов. Мы говорим Любимов – подразумеваем „Таганка“». Представители власти не простили Высоцкому этого своеволия: в прессе началась настоящая травля артиста. Первой стала всесоюзная газета «Правда»: 14 апреля 1968 года в публикации «Прекрасное – в каждый дом» автор упомянул услышанные им записи некоего актёра, «причитающего дикие блатные песенки» с воровским жаргоном. 31 мая к «Правде» присоединилась «Советская Россия» со статьёй «Если друг оказался вдруг…»: негодование пробудил аншлаг во Дворце спорта. Ажиотаж, по словам автора, вызвали песни, «что крутят по вечерам в подворотнях» – до чего публика дошла!

 

Владимир Высоцкий и Юрий Любимов

 

Меньше чем через десять дней «Советская Россия» разразилась материалом «О чём поёт Высоцкий». Публикация била одновременно и по самому поэту, и по верящим ему людям: «…под видом искусства преподносится обывательщина, пошлость, безнравственность. Высоцкий поёт от имени и во имя алкоголиков, штрафников, преступников, людей порочных и неполноценных». Чуть позже к гонениям присоединилась Сибирь: 7 июля подала голос «Тюменская правда», назвавшая Высоцкого автором «подделок-речитативов под два-три затасканных аккорда» – так пытались низвести поэта, показывающего современною ему жизнь во всей полноте, создающего невероятные по точности зарисовки, критикующего условности и запреты.

Песни Высоцкого будоражили и профессиональных композиторов: к осуждению присоединились Василий Соловьёв-Седой и Дмитрий Кабалевский: для них творчество Владимира Семёновича было «унылым и туманным», из серии «низкопробной продукции». Высоцкий не стал отмалчиваться: 24 июня 1968 года он отправил письмо в отдел агитации и пропаганды ЦК КПСС об оценке прессой его творчества: «Авторами указывается, что у меня не нашлось слов, чтобы написать о героях войны, и я, будто бы, написал о штрафниках как о единственных защитниках Родины. Это – неправда. И прежде чем писать и печатать статью, авторы и редакция могли бы выяснить, что мною написано много песен о войне, о павших бойцах, о подводниках и лётчиках».

Но чинушам выяснять не хотелось, а Высоцкий продолжал творить, запечатлевая в своих стихах и песнях то, что видел – самое острое, противоречивое и глубокое. Он служил своему времени, не подозревая, что оно вознаградит его неслыханной популярностью не только при жизни: сейчас, погружаясь в эпоху от шестидесятых до 25 июля 1980-го, мы познаём её благодаря Владимиру Семёновичу: поэту, композитору, актёру и летописцу.

 

 

 

Конец

 

 

 

Чтобы прочитать в полном объёме все тексты,
опубликованные в журнале «Новая Литература» в октябре 2022 года,
оформите подписку или купите номер:

 

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2022 года

 

 

 

  Поделиться:     
 
435 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 18.04.2024, 15:20 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

https://krepdetal.ru Крепеж ВАЗ. . Medbells кнопки вызова - купить продукцию medbells. . Vr арена в иркутске - квест arena в иркутске.
Поддержите «Новую Литературу»!