HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Кругом 500

Случай в дороге: «Кругом пятьсот»

Обсудить

Очерк

 

Авторы: Вера Круглова, Анна Круглова

 

Идея проекта: Анна Круглова

 

  Поделиться:     
 

 

 

 

Этот текст в полном объёме в журнале за октябрь 2022:
Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2022 года

 

На чтение потребуется 8 минут | Цитата | Подписаться на журнал

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 26.10.2022
Владимир Семёнович Высоцкий

 

 

 

У песни с первой строчкой «Я вышел ростом и лицом…» есть множество названий и загадок. Она известна и как «Дорожная история», и как «Кругом пятьсот», и как «Песня шофёра». Считается, что «Кругом пятьсот» – отсылка к знаменитому «Ванинскому порту», гимну колымских заключённых, в котором «…пятьсот километров – тайга». Поскольку герой песни Высоцкого после доноса провёл семь лет в заключении, эта поговорка в его устах звучит вполне естественно.

«Дорожная история» датирована 1972 годом. На своих концертах Владимир Семёнович пояснял, что композиция написана для короткометражного фильма «Рейс», снимавшегося на Одесской киностудии. Вот тут и скрывается первая загадка. Короткометражная картина по времени длится чаще всего от 5 до 40 минут. А если так, то не песня Высоцкого – с её глубиной и драматичностью – стала бы дополнением к «Рейсу», а наоборот. Впрочем, короткометражный фильм о шофёрах в летописи Одесской киностудии за 1972 год не числится. Вместо него легко находим другую картину: 3 февраля 1975 года состоялась премьера полнометражной киноповести Самвела Гаспарова «Рейс первый, рейс последний». Её герои, в отличие от персонажей песни Высоцкого, не попадают в эпицентр стихии. Их путь лежит из Одессы в Тбилиси, и приключения у гаспаровских дальнобойщиков – совсем другие.

Что же послужило основой для «Дорожной истории»? Владимир Высоцкий, как всегда, проявил незаурядный талант летописца своего времени. В фокусе его внимания – судьба шофёров со сложным прошлым, которым в ночь перед Новым годом выпало суровое испытание на прочность. Оказавшись в беде среди снежной пустыни, эти двое приняли разные решения. Один – повинуясь инстинкту самосохранения, другой – вопреки нему. Но был в этой истории и третий участник, с которым связана вторая загадка. Это – грузовик «МАЗ», марка которого зашифрована в одном из названий песни.

Чтобы понять ценность этой машины, отправимся в далёкие сороковые, когда на территории Белоруссии, прошедшей через ад немецкой оккупации, стали возводиться корпуса будущего Минского автомобильного завода. В 1947 году из ворот промпредприятия выехали первые автомобили «МАЗ-205», гордость белорусского и советского автомобилестроения, а в ноябре 1958 года специалисты автозавода приступили к сборке опытных автомобилей «МАЗ-500» и «МАЗ-503». Серийный выпуск «МАЗ-500» начался в 1965 году, и этому грузовому чуду в СССР не было равных.

 

Справка

 

В отличие от предшественника, МАЗ-500 имел компоновку с кабиной над двигателем. Это позволило немного снизить вес машины и увеличить длину грузовой платформы. Тем самым разработчики добились увеличения грузоподъёмности на 500 кг.

Автомобили комплектовались пятиступенчатой коробкой передач с синхронизаторами на четырёх высших передачах и гидроусилителем руля. Благодаря мощному двигателю МАЗ-500 мог буксировать прицеп полной массой 12 000 кг.

МАЗ-500 мог нормально работать при полном отсутствии или неисправности электрооборудования, например, будучи заведён «с толкача»: в конструкции отсутствовали какие-либо безусловно необходимые для работы мотора электрокомпоненты, а усилитель руля был гидравлическим. Из-за этой особенности машина получала особую надёжность и живучесть в армии, где с успехом использовалась, даже несмотря на отсутствие полного привода. В подобном режиме работы также полностью исключалась демаскировка радиопомехами.

Благодаря качественной сборке и простоте конструкции «МАЗ-500» и его модификации по праву заслужили статус неприхотливых и даже «неубиваемых» грузовиков, из-за чего они широко использовались на междугородных перевозках до конца 1990-х годов. На дорогах «МАЗ-500» можно встретить и сегодня, несмотря на возраст и на наличие более современных аналогов.

 

Итак, два напарника отправляются на «МАЗе-500» в непростой декабрьский рейс. Рассказ о нём, как всегда бывает у Высоцкого, идёт от первого лица. Того самого, что благодарен родителям за свой рост, внешность и умение держать себя независимо. Правда, за последнее пришлось дорого заплатить: после доноса парень оказался «за Можаем» и вернулся домой с грузом, от которого невозможно избавиться. Точкой отсчёта для его личной катастрофы стал кабинет с табличкой «Время уважай»: ещё одна примета эпохи, зашифрованная Владимиром Семёновичем. Речь, очевидно, идёт о кабинете следователя, а табличка – один из плакатов, которые часто украшали официальные учреждения. Призывы в повелительном наклонении и на «ты» можно было увидеть где угодно, и выглядели они так:

 

Кругом 500. Случай в дороге: «Кругом пятьсот» (очерк). Иллюстрация 1

Кругом 500. Случай в дороге: «Кругом пятьсот» (очерк). Иллюстрация 2

Кругом 500. Случай в дороге: «Кругом пятьсот» (очерк). Иллюстрация 3

Кругом 500. Случай в дороге: «Кругом пятьсот» (очерк). Иллюстрация 4

 

Призыв «Время уважай» в казённом кабинете рассказчик вспоминает с горьким сарказмом: у него самого отняли не то что минуту, а целых семь лет. Однако после возвращения бывшему зэку подфартило: ему доверили работу дальнобойщика. А дальше произошло то, что перекрыло в сознании героя Высоцкого даже годы заключения, о которых сказано как бы вскользь: роковой рейс, разделивший жизнь на «до» и «после».

Попробуем проследить маршрут, по которому вместе с двумя напарниками отправился «МАЗ-500». Из текста Высоцкого известно, что грузовик ждали на зауральских стройках. Но на каких именно? Обратимся к фактам. За два года до того, как началось серийное производство «МАЗ-500», стартовало строительство Саяно-Шушенской ГЭС, которое продлилось до 1978 года: в эксплуатацию ввели гидроагрегат №1. Станция расположена на реке Енисее, у посёлка Черёмушки – как раз на границе Красноярского края и Республики Хакасия.

 

Кругом 500. Случай в дороге: «Кругом пятьсот» (очерк). Иллюстрация 5

 

Можно предположить, что путь героев песни лежал именно к этой стройке. Но, благодаря поклонникам Владимира Семёновича из числа дальнобойщиков, есть и другая версия. Во время своих выступлений поэт рассказывал о письмах от людей, перегонявших «МАЗы» по Чуйскому тракту: они были уверены, что совершали эти рейсы вместе с Высоцким, потому что рассказанная им история была абсолютно правдоподобной.

 

Справка

 

Федеральная автомобильная дорога Р256 «Чуйский тракт» – автомобильная дорога федерального значения Новосибирск – Новоалтайск (подъездная дорога к Барнаулу) – Бийск – Майма (подъездная дорога к Горно-Алтайску) – государственная граница с Монголией. Проходит по территории Новосибирской области, Алтайского края и Республики Алтай. Трасса является частью азиатского маршрута AH4 (Новосибирск – Бийск – Ярантай (Монголия) – Урумчи – Исламабад – Карачи). Протяжённость автомагистрали – около 968 километров.

Исторический Чуйский тракт является частью современной дороги от Бийска до границы с Монголией протяжённостью около 630 км.

 

Кругом 500. Случай в дороге: «Кругом пятьсот» (очерк). Иллюстрация 6

 

Итак, ясно одно: герои «Дорожной истории» угодили в снежную западню где-то в Сибири. Для Высоцкого география была не слишком важна. Важно другое: где-то в мёртвой точке, вокруг которой, словно гигантским циркулем, отмерен круг в пятьсот километров, произошла большая драма. Рассказчик, который был за рулём, больше двух часов надеялся вырваться из снежного заноса. Похоже, он чувствовал себя так, как свойственно капитану корабля: доверенный ему и напарнику «МАЗ-500» был для него не просто совершенной машиной, а чем-то важным, как сама судьба. Напарник воспринимал положение совершенно иначе:

 

«Глуши мотор, – он говорит,

Пусть этот «МАЗ» огнём горит!»

Мол, видишь сам – тут больше нечего ловить.

Мол, видишь сам – кругом пятьсот,

А к ночи точно занесёт, –

Так заровняет, что не надо хоронить!..»

 

К своему ужасу, в облике друга, который «ел с ладони» и был «больше, чем родня» рассказчик разглядел черты убийцы. Его товарищ готов был на всё ради... [👉 продолжение читайте в номере журнала...]

 

 

Продолжение следует.

 

 

 

[Конец ознакомительного фрагмента]

Чтобы прочитать в полном объёме все тексты,
опубликованные в журнале «Новая Литература» в октябре 2022 года,
оформите подписку или купите номер:

 

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2022 года

 

 

 

  Поделиться:     
 
435 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 18.04.2024, 15:20 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Joyance Краснодар сельскохозяи ственныи дрон опрыскиватель Joyance. . Самая подробная информация пейджер медсестры у нас. . Клуб виртуальнои реальности avatar иркутск виар клуб иркутск.
Поддержите «Новую Литературу»!