HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Кругом 500

Змей Горыныч, Соловей-разбойник, Вампир и другие персонажи в «Песне-сказке про нечисть» Владимира Высоцкого

Обсудить

Очерк

 

Автор: Анна Круглова

 

Идея проекта: Анна Круглова

 

  Поделиться:     
 

 

 

 

Этот текст в полном объёме в журнале за август 2023:
Номер журнала «Новая Литература» за август 2023 года

 

На чтение потребуется 15 минут | Цитата | Подписаться на журнал

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 21.08.2023
Владимир Высоцкий на съёмках фильма «Маленькие трагедии» по поэме Александра Пушкина, 29 мая 1979 года. Фото Владимир Мурашко.

 

 

 

18 января 1967 года в Ленинграде, в клубе самодеятельной песни «Восток» на сцене Дома культуры работников пищевой промышленности состоялось первое публичное выступление Владимира Высоцкого как певца и исполнителя своих песен. Руководил Клубом пищевиков, как коротко называли в городе этот ДК, Александр Ландау. В тот день на сцене большого зала Клуба проходил абонементный концерт из цикла «Молодость, песня, гитара». А в городе отмечали важную для ленинградцев дату – день прорыва блокады.

На том концерте велась киносъемка и аудиозапись выступлений артистов для телевизионного фильма «Срочно требуется песня» киностудии «Леннаучпоп» режиссёра Станислава Чаплина. Во время выступления Высоцкий так представил свою работу: «Следующая песня – это песня про нечисть. Просто про нечисть. Вот нечисть есть такая всякая в сказках, очень много. Это такая тренировочная песня, – я хотел сказку сделать для нашего театра детскую с моими товарищами, и вот тренировался в фольклоре и в употреблении всяких сказочных персонажей в песнях. Песня называется "Нечисть"»[1].

 

Выступление Владимира Высоцкого в клубе самодеятельной песни «Восток». 18 января 1967 года, Ленинград, Дом культуры работников пищевой промышленности.
Выступление Владимира Высоцкого в клубе самодеятельной песни «Восток». 18 января 1967 года, Ленинград, Дом культуры работников пищевой промышленности.

 

Почему Высоцкий написал цикл «сказочных песен», чьим творчеством вдохновлялся, работая над стихами этого цикла, и какую роль сыграла эта песня в моей жизни.

 

В заповедных и дремучих страшных Муромских лесах

Всяка нечисть бродит тучей и в проезжих сеет страх:

Воет воем, что твои упокойники,

Если есть там соловьи, то – разбойники.

Страшно, аж жуть!

 

В заколдованных болотах там кикиморы живут –

Защекочут до икоты и на дно уволокут.

Будь ты пеший, будь ты конный – заграбастают,

А уж лешие так по лесу и шастают.

Страшно, аж жуть!

 

А мужик, купец и воин попадал в дремучий лес,

Кто зачем: кто с перепою, а кто сдуру в чащу лез.

По причине попадали, без причин ли,

Только всех их и видали – словно сгинули.

Страшно, аж жуть!

 

Из заморского из лесу, где и вовсе сущий ад,

Где такие злые бесы – чуть друг друга не едят,

Чтоб творить им совместное зло потом,

Поделиться приехали опытом.

Страшно, аж жуть!

 

Соловей-Разбойник главный им устроил буйный пир,

А от их был Змей трёхглавый и слуга его – Вампир.

Пили зелье в черепах, ели бульники,

Танцевали на гробах, богохульники!

Страшно, аж жуть!

 

Змей Горыныч взмыл на древо, ну раскачивать его:

«Выводи, Разбойник, девок – пусть покажут кой-чего!

Пусть нам лешие попляшут, попоют!

А не то я, матерь вашу, всех сгною!»

Страшно, аж жуть!

 

Все взревели как медведи: «Натерпелись – сколько лет!

Ведьмы мы али не ведьмы, мы патриотки али нет?!

Налил бельма, ишь ты, клещ, – отоварился!

А ещё на наших женщин позарился!..»

Страшно, аж жуть!

 

И Соловей-разбойник тоже был не только лыком шит –

Он гикнул, свистнул, крикнул: «Рожа, ты, заморский паразит!

Убирайся, – говорит, – без бою, уматывай,

И Вампира, – говорит, – с собою прихватывай!»

Страшно, аж жуть!..

 

А вот теперь седые люди помнят прежние дела:

Билась нечисть грудью в груди и друг друга извела.

Прекратилося навек безобразие –

Ходит в лес человек безбоязненно.

И не страшно ничуть!

 

 

 

Где такие злые бесы – чуть друг друга не едят

 

 

Чуть позже, в ноябре того же 1967 года, на концерте в Доме культуры «Мир» в подмосковной Дубне Владимир Высоцкий объявляет свой номер так: «Песня-сказка про нечисть». Эта песня будет в фильме «Короткие встречи». Картина скоро выйдет на экраны».

 

Владимир Высоцкий и Кира Муратова. Кадр из фильма «Короткие встречи». 1967 год.
Владимир Высоцкий и Кира Муратова. Кадр из фильма «Короткие встречи». 1967 год.

 

Контекст, в который режиссёр ленты Кира Муратова поместила куплет из «Нечисти», был следующим. В одну из коротких встреч главные герои говорят об умершем недавно человеке. Разговор ведут Валентина Ивановна – женщина, занимающая пост в администрации города, её играет сама Кира Муратова, и Максим – молодой геолог, талантливый и образованный человек, предпочитающий свободу кабинетной работе. Его сыграл Владимир Высоцкий. Они обсуждают, как мешал и мучил её по работе некто Тихомиров. Но вот он умер, и его вроде бы даже жалко. При этом Максим приводит примеры токсичного, как сейчас принято говорить, поведения своего собственного начальства, которое и привело его к уходу в геологическую партию, подальше от руководства. В их диалог плавно вплетаются стихи «Песни-сказки про нечисть»:

 

В заповедных и дремучих страшных Муромских лесах

Всяка нечисть бродит тучей и в проезжих сеет страх:

Воет воем, что твои упокойники,

Если есть там соловьи, то – разбойники.

Страшно, аж жуть!

 

И хотя в фильме звучит только пара куплетов, связь с начальством-нечистью и мечтой об избавлении от него читается очень легко. Через песню-сказку проходит и аллегория абсурда, с которым сталкиваются герои фильма. Валентина мечтает сделать так, чтобы у всех в городе был в домах водопровод. И совершает всё, чтобы это реализовать. Она отказывается принимать дома, где не решён вопрос с подачей воды на верхние этажи. Но её не поддерживает ни руководство, ни сами жильцы. При этом злодей Тихомиров организовал себе подкачку воды на 4-й этаж, пользуясь служебным положением. А как умер – воды не стало ни у него, ни у соседей.

 

 

 

Страшно, аж жуть!

 

 

Весь фильм «Короткие встречи» – это воспоминания героев. А для меня сама эта «Песня про нечисть» является одним из самых важных воспоминаний в моей жизни. Я бы даже сказала – главным. И вот почему. Так случилось, что для моей мамы этот фильм стал важным. Но до конца я поняла это только сейчас, в процессе подготовки очерка.

 

Инженер службы технического надзора ОКС Горисполкома Надежда Просвирнина с коллегами. 1972 год.
Инженер службы технического надзора ОКС Горисполкома Надежда Просвирнина с коллегами. 1972 год.

 

Фильм «Короткие встречи» вышел на экраны в год моего рождения, в 1967-м. И мама не могла его не посмотреть: она не пропускала ни одной премьеры в кино. К тому же она была прекрасным рассказчиком: некоторые киносюжеты, пересказанные ею мне в детстве, я узнавала потом, спустя много лет, словно видела их когда-то сама.

Главная героиня фильма, Валентина Ивановна, осуществляла приём в эксплуатацию жилых домов. Именно к этой профессии пришла через несколько лет моя мама – она вела технический надзор Отдела капитального строительства Псковского горисполкома. А вторую героиню фильма звали Надеждой, как маму.

И вот благодаря этой картине «Песня-сказка про нечисть» стала первой и главной в моей жизни – маминой колыбельной. Конечно, она была не единственной в её репертуаре для меня, но одной из самых любимых мной песен из тех, что пела на ночь мама. Кстати, в исполнении Высоцкого я услышала её намного позже. И оказалось, что мама пела немного в сокращении, опуская фривольности. А как замирало детское сердце на словах «Страшно, аж жуть!» Но при этом в мамином исполнении это было «не страшно ничуть!»

 

Надежда Просвирнина с дочерью Анной. 1969 год.
Надежда Просвирнина с дочерью Анной. 1969 год.

 

Сегодня, 21 августа, моей маме, Просвирниной Надежде, исполнилось бы 75 лет. Настоящий юбилей, а не просто круглая дата.

 

 

 

А вот теперь седые люди помнят прежние дела

 

 

«Песня-сказка про нечисть» написана в 1966 году. У Высоцкого можно выделить целый цикл «сказочных» песен: «Песня-сказка про джина», «Песня-сказка о Старом доме», «Песня-сказка про Дикого вепря», «Песня-сказка про несчастных сказочных персонажей», «От скучных шабашей…», «Песня-сказка о Лукоморье», которую он также называл «Песня-антисказка», и некоторые другие произведения.

Эти песни исследователи наследия Высоцкого относят к раннему периоду его творчества. В сказочном цикле они отмечают влияние поэзии Пушкина, в первую очередь, его сказок.

Александр Пушкин был любимым поэтом Высоцкого. Об этом пишет в своих воспоминаниях Марина Влади: «Единственный поэт, портрет которого стоит у тебя на столе, – это Пушкин. Единственные книги, которые ты хранишь и время от времени перечитываешь, – ​это книги Пушкина. Единственный человек, которого ты цитируешь наизусть, – это Пушкин. Единственный музей, в котором ты бываешь, – это музей Пушкина. Единственный памятник, к которому ты приносишь цветы, – это памятник Пушкину. Единственная посмертная маска, которую ты держишь у себя на столе, – это маска Пушкина. Твоя последняя роль – Дон Гуан в «Каменном госте». Ты говоришь, что Пушкин один вмещает в себе всё русское Возрождение. Он – мученик, как и ты, тебе известна каждая подробность его жизни, ты любишь людей, которые его любили, ты ненавидишь тех, кто делал ему зло, ты оплакиваешь его смерть, как будто он погиб совсем недавно. Если воспользоваться словами Булгакова, ты носишь его в себе. Он – твой кумир, в нём соединились все духовные и поэтические качества, которыми ты хотел бы обладать…»[2].

 

Владимир Высоцкий в роли Дона Гуана на съёмках фильма «Маленькие трагедии» по поэме Александра Пушкина, 29 мая 1979 года. Фото Владимира Мурашко.
Владимир Высоцкий в роли Дона Гуана на съёмках фильма «Маленькие трагедии» по поэме Александра Пушкина, 29 мая 1979 года. Фото Владимира Мурашко.

 

Есть мнение, что на появление сказочного цикла повлияло знакомство Высоцкого в студенческие годы с вдовой писателя Михаила Булгакова Еленой Сергеевной и прочтение им романа «Мастер и Маргарита».

Существует также версия, что песни-сказки навеяны творчеством братьев Стругацких. По воспоминаниям супруги поэта Людмилы Абрамовой, в начале шестидесятых годов Владимир Высоцкий увлёкся чтением научно-фантастической литературы, выделяя произведения Стругацких среди прочих. По словам Абрамовой, после их личного знакомства «взаимное впечатление было, конечно, потрясающим». Идея поместить сказочных персонажей в текущую действительность была реализована Стругацкими в опубликованной в 1965 году повести «Понедельник начинается в субботу», где часть событий происходит на улице Лукоморье. Цикл песен-сказок появился примерно через год после знакомства со Стругацкими.

Однако спектакль, о котором говорил Высоцкий на своём первом концерте, был задуман им по мотивам произведений Бориса Шергина (1893–1873).

 

Борис Шергин. Источник: «Аудиосказка».
Борис Шергин. Источник: «Аудиосказка».

 

Архангелогородец Борис Шергин – советский сказочник, фольклорист. Он собирал народные северные песни, былины, легенды. В своих авторских произведениях он использовал форму сказа, сохраняя речевые особенности рассказчика с русского Севера. Если даже вы никогда не слышали об этом писателе, то уж точно смотрели один из мультфильмов по его сказке «Волшебное кольцо», про то, как пёс и кот «пошли до городу Парижу», спасая своего хозяина.

В каталоге стихотворений Владимира Высоцкого сохранилось несколько набросков к этому несостоявшемуся спектаклю[3]:

 

Мимо баб я пройти не могу.

Вот вам сказка про Бабу-Ягу, –

Про её ремесло, про её помело,

Что было и чего не было,

Как прохожих варит в супе,

Большей частью молодых,

Как секретно ездит в ступе,

Ловко путая следы…

 

Художник Виктор Васнецов. Картина «Баба-Яга», 1917. Дом музей В. М. Васнецова, Москва
Художник Виктор Васнецов. Картина «Баба-Яга», 1917. Дом музей В. М. Васнецова, Москва

 

Кстати, именно Борис Шергин дал рекомендацию для вступления в Союз писателей СССР другому советскому сказочнику, Юрию Ковалю.

Юрий Коваль – ровесник Владимира Высоцкого. Он родился 9 февраля 1938 года. Они жили в центре Москвы, а какое-то время и по соседству: один – в Большом Каретном переулке, другой – на Цветном бульваре. Возможно, в разное время. Но мальчишеские контакты вполне могли быть. Свидетельств об их знакомстве нет, но я нахожу между ними немало пересечений и косвенных отсылок. Так, например, в повести Коваля «Самая лёгкая лодка в мире» действие происходит в 1970-е годы. Герои находят бамбук для постройки лодки в заброшенном доме в центре Москвы, где ранее располагался склад чайной компании «В. Высоцкий и Ко».

В очерке «Секретная брошюра и деловой инструктаж: о поездках за рубеж в песне Высоцкого "Полчаса в месткоме"», в объяснении, что такое клеёнка и почему она так интересует героиню песни, приводится цитата из рассказа Юрия Коваля «Клеёнка», опубликованном 1977 году в журнале «Костёр».

 

 

 

«Рожа, ты, заморский паразит!»

 

 

В целом в 1960-х годах в советской художественной среде обозначился интерес к неомифологическому искусству. Советский неомифологизм демонстрировал подчёркнутое внимание к социальным аспектам эпохи.

«Песня про нечисть» содержит аллюзии на идеологическое и вооружённое противостояние СССР и Запада, создание образа врага.

В фантазии Высоцкого отечественная и зарубежная нечисть собирается на шабаш ради обмена опытом – для того, чтобы потом вместе творить в мире зло. Однако Соловей-разбойник, представляющий отечественную нечисть, и Змей Горыныч – «заморский паразит», вступают в открытое военное противостояние. Причиной тому становится неуважительное отношение Змея к нашим девушкам, что вызывает бурный протест у ведьм-патриоток.

 

Художник Иван Крамской. Картина «Русалки». 1871 год. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Художник Иван Крамской. Картина «Русалки». 1871 год. Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

Не прощают ему и самонадеянную угрозу всех сгноить, если его не будут веселить лешие.

Несмотря на то, что имя трёхглавому Змею Высоцкий даёт вполне русское – Горыныч, его заморскую принадлежность он задаёт наличием слуги Вампира – героя европейских сказок.

 

 

 

В заповедных и дремучих страшных Муромских лесах

 

 

Как песня-сказка это произведение Высоцкого содержит много фольклорных мотивов.

Муромский лес – воплощение образа классического русского леса в самом сердце России, вокруг города Мурома, откуда был родом один из былинных русских богатырей Илья Муромец. Этот лес часто описывается в старинных сказках и былинах. В историческом романе «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» писателя Михаила Загоскина (1789–1852) так говорится о муромских лесах: «Знаменитые в народных сказках и древних преданиях дремучие леса Муромские и доныне пользуются неоспоримым правом – воспламенять воображение русских поэтов. Тот, кому случалось проезжать их, с ужасом представляет себе непроницаемую глубину этих диких пустынь, сыпучие пески, поросшие мхом и частым ельником, непроходимые болота, мрачные поляны, устланные целыми поколениями исполинских сосен, которые породились, взросли и истлевают на тех же самых местах, где некогда возвышались их прежние, современные векам, прародители; одним словом, и в наше время многие воображают Муромские леса "жильём ведьм, волков, разбойников и злых духов"». Роман, кстати, имел большой успех у читателей 19 века.

Соловей-разбойник – существо с птичьими крыльями, поражающее врагов страшным свистом. Легенда о Соловье найдена этнографом Павлом Мельниковым-Печерским в одном из рукописных сборников XVII века и опубликована в «Нижегородских губернских ведомостях» в 1845 году: «Во времена стародавние, где теперь стоит Нижний Новгород, жил знатный, сильный мордвин, по имени Скворец. Он был друг и товарищ другому, такому же знатному, такому же сильному мордвину – Соловью, тому самому, что связан был Ильёй Муромцем». У некоторых народов угро-финской группы до христианства были распространены имена птиц.

 

Леший. Рисунок художника-иллюстратора Н. Брута с обложки журнала «Леший», №1, 1906 год
Леший. Рисунок художника-иллюстратора Н. Брута с обложки журнала «Леший», №1, 1906 год

 

Кикимора – русский мифологический персонаж женского пола, обитающий в жилище человека и в других постройках, приносящий вред и неприятности хозяйству и людям. Кикимору описывали как низенькую, скрюченную, неряшливую и безобразную старушку, длиннокосую девушку или маленькую девочку. В современной культуре чаще появляются лесная или болотная кикимора – покрытая травами и мхом безобразная старушка, пугающая и сбивающая с дороги людей и похищающая детей. Единственное упоминание кикиморы в древнерусской литературе содержится в «Повести душеполезной старца Никодима Соловецкого монастыря о некоем иноке», написанной в середине 17-го века: «В то время как мы шли из этого города дорогой, которая идёт к Москве, внезапно нам встретился некий бес в женском обличье, простоволосый и без пояса. Хвост её до самого неба торчал, как большой круг, и всякие бесовские грёзы навевал. Сама же взывает, сильно крича, как будто кто-то обидел её или досаждает ей. И она нам сказала: «Согнали сестру мою из Москвы, но, впрочем, вскоре – все будем в Москве». И я подумал, что это должно быть кикимора, которая была в Москве недавно. Когда бесовское наваждение скрылось с наших глаз, мы пошли своей дорогой».

 

Художник Нина Мальцева. Кикимора. 1960–1980. Братский городской объединённый музей истории освоения Ангары
Художник Нина Мальцева. Кикимора. 1960–1980. Братский городской объединённый музей истории освоения Ангары

 

Леший – дух-хозяин леса, один из самых популярных славянских мифологических персонажей. Чаще леший представлялся одиноким существом. Считалось, что в одном лесу только один леший, но в ряде мифологических рассказов лешие собираются вместе и живут семьями и даже деревнями. С одной стороны, он является враждебной и опасной для человека силой. С другой – лешего считали справедливым хозяином леса, который не станет вредить просто так, но может наказать за ненадлежащее поведение в его владениях. Блуждания человека в лесу связывали с воздействием лешего. О том, как заблудившегося человека кружит нечистая сила – в очерке к песне «Французские бесы».

Змей Горыныч – фольклорный персонаж, похищающий женщин. Он всегда многоголовый, но чаще всего трёхглавый. Важной особенностью Змея является его огневая природа. Горыныч, скорее всего, происходит от слова «гореть». Однако в словаре Владимира Даля есть и другое объяснение, связанное со словом «горы»: «Горынич – сказочное отчество, придаваемое богатырям, иногда Змею, или жителям гор, вертепов, пещер». Роль заморского паразита была отдана именно змею, видимо, потому, что в европейской мифологии многое связано с драконами.

 

Художник Николай Рерих. Картина «Победа (Змей Горыныч)». 1942 год.
Художник Николай Рерих. Картина «Победа (Змей Горыныч)». 1942 год.

 

Отовариться – слово из лексикона послевоенного времени: получить причитающиеся товары по карточкам, также и в значении купить много чего-либо, отовариться в магазине.

Налить или залить бельма – напиться. Вообще бельмо – это беловатое пятно на глазу, помутнение роговицы. В разговорном жаргоне часто используется в значении глаза, обозначая удивление: вытаращить бельма, пялить бельма на кого-либо. Налитые бельма, по сути, это пьяные глаза.

Бульник – большой камень, булыжник.

 

 

 



 

[1] https://vvfon.ru/km/russ/page/phonogramm/0000--/0098/0_spisok.html

 

[2]   Цит. по книге Марины Влади «Владимир, или Прерванный полёт».

 

[3] https://www.culture.ru/poems/19231/nabroski-pesen-k-nesostoyavshemusya-spektaklyu-po-skazkam-shergina

 

 

 

Конец.

 

 

 

Чтобы прочитать в полном объёме все тексты,
опубликованные в журнале «Новая Литература» в августе 2023 года,
оформите подписку или купите номер:

 

Номер журнала «Новая Литература» за август 2023 года

 

 

 

  Поделиться:     
 
579 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 27.04.2024, 12:40 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

22.04.2024
Вы единственный мне известный ресурс сети, что публикует сборники стихов целиком.
Михаил Князев

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Душевые перегородки из HPL пластика. Фурнитура в сантехнические перегородки из HPL пластика.
Поддержите «Новую Литературу»!