Лачин
Сборник стихотворенийЭлегические дистихи[2] соч. 77
![]() На чтение потребуется 35 минут | Цитата | Подписаться на журнал
![]() * * *
памяти Палла́да[3]
Воздержаться от сатиры – дело трудное. Ювенал. (Sat. I, 30)
I Восемь десятков годов проведя в омерзительном мире, Горько Дега заключил: мир поглупел на глазах. К той же я мысли пришёл, проведя в этом мире лет тридцать. С этим мне далее жить. Счастлив был Эдгар Дега![4]
II Множество прав у меня: говорить, путешествовать вольно, И президентом могу я избираться теперь. Космос могу посетить – вон туризм космический в моде, Партию можно создать, можно возглавить её. Публиковаться могу. Хотя странно, что только труднее Жить теперь день ото дня – также и многим другим. Пуще огня я боюсь: как бы нового права не дали, Этого я не снесу – лучше уж враз околеть.
III Некто доказывал мне – коммунисты ужасные твари, Всё горячился: зачем не доверяешь ты мне. И говорит под конец: «Не подумай чего – это правда; Денег мне за клевету вовсе не платит никто». «Кабы за деньги наврал, может, меньше тебя презирал бы; Но бескорыстною ты занят всегда клеветой».
IV Гнедич впервой изложил «Илиаду» по-русски. И Пушкин Парой двустиший почтил труд многолетний его. Раз похвалил, во второй – изругал. Так зачем же писал их? Если не знал, что сказать, нужно ли было писать?
V «Русские: свиньи! – кричат. – Водку пьют и ругаются матом». Свиньи, отвечу я вам, вовсе спиртного не пьют. Матом не любят ругаться, и книг не читают особо… Только вот любят пожрать. Точно как мы, азери́.
VI Спорить не вправе никто – репрессирован был Солженицын, Долго сидел в лагерях, портил здоровье себе. Умерли Брежнев, Хрущёв, Горбачёву недолго осталось, Сталина дочерь уже скоро в могилу сойдёт. А Солженицын живёт. Может, просто не очень умело Портил здоровье ему страшный НКВД?
VII Римский понтифик скончался, едва не прожив девяносто; Стали адепты его волосы горестно рвать. Не понимаю одно: так чего же они ожидали? Что девяносто ещё лет Иоанн проживёт?
VIII Грохнулся Ельцин с моста, бывши пьян. И народ президентом Вскорости выбрал его. С тем же лихим удальством В лужу сверзил он страну – экономику, право, культуру. Что из того? Он о том – честно нас предупредил.
IX СССР Горбачёв уж угробил – чего выжидает? Хочет, чтоб раньше него вымер бы русский народ.
X Сотню отдам дураков, чтобы жизнь спасти одной кошке. Дикого зверя спасти – сотню отдам дураков. Всех отдаю мусульман, чтоб спасти одного коммуниста. Ради него, одного, всех отдаю мусульман. Все миллиарды отдам, чтобы джунгли спасти Амазонки. Дебри лесные спасти – все миллиарды отдам.[5]
XI Очень красива – молчи. Не дерзай разомкнуть свои губы. Знаю наверно – глупа. Все молодые глупы. Стоит лишь слово сказать, мигом очарованье исчезнет. Дай любоваться тобой. Я повторяю – молчи!
XII Пушкин был ссыльным в Крыму. Объедался он там виноградом, В Чёрном купался, ещё – кучу цыганок любил. Я одного лишь хочу: быть бы сосланным в пушкинском стиле, Чтоб навсегда – ничего больше не буду желать.
XIII Русских всё меньше сей мир населяет, но слышу: «Россию Мы возрождаем теперь». Так говорит либераст. Поняли, как либералы сие возрождение мыслят? Это когда на земле русских не станет совсем. Знаете, мысль меня посещает порою крамольна: Если расклад таковой, лучше стране «вымирать».
XIV Ленина разоблачать мастера журналистов десятки, Только поспорить они с большевиком не хотят. Напоминают они разве что самозванца-боксёра, Что перед грушей – силач, но избегает боёв.
XV «Ленин не русский вполне, разве мог наш народ уважать он?» Вроде бы правда, хотя… мы позабыли деталь: Пётр Великий помре – и с тех пор ни единожды русским Не управлялась страна – немцами были цари. Антисоветчики, что же не прокляты вами монархи? Или немецкий народ – мастер Россию любить?
XVI «Сталин мешал размышлять на свободе, таили мы мысли!» Дали свободу теперь – можете вслух говорить. Жаль только, мысли свои из голов улетучились мигом, Нечего вам запрещать – нет ничего в головах.
XVII автопортрет змеиным дистихом В фас я похож на Христа, ну а в профиль, слыхал, на Иуду. С Демоном Врубеля схож. В фас я похож на Христа…
XVIII В день независимости опрокинул я рюмок десяток. Думаешь, праздную я? С горя напился Лачин.
XIX Ницше нельзя осуждать. Погляди в эти гладкие лица, Духу людского вдохни – Ницше нельзя осуждать. Ницше – его довели. Ты послушай, как боженьку хвалят… Я не могу осуждать Ницше – его довели.
XX Пышно казнили цари Насими, и Ипатию, Мора, Люди сбегались толпой – было на что поглазеть. Век девятнадцатый проще давил: втихаря вызывают Жертву на тайну дуэль, выстрел – и делу конец. В веке двадцатом попроще дела обстояли: загонят В камеру с газом толпу – а среди них и поэт. Проще всего либераст поступает: в глухой подворотне, Без эшафота, без пуль, мрёт с голодухи поэт.
XXI Вот салютуют – Спасения день. Я сижу, составляя Просьбу к монаршей семье – больше меня не спасать.
XXII Тысяч шестнадцать певцов насчитали по Азербайджану, Горя не зная, поёт каждый пятьсотый азе́р. Было бы лучше стране (я так думаю, слушая пенье), Если б разумных людей было бы столько у вас.
XXIII Праздник – рождения день – отмечает сегодня Россия. В год девяносто второй стали его отмечать. Вот чудеса! Тридцать с лишним я прожил не ведая: если Хочет родиться народ – нужно ему вымирать.[6]
XXIV Вот молодые стоят: уж советское время не помнят, Кто лет на десять, кто пять – будут моложе меня. Гладкие, бойкие, яркие, шумные, пошлые страшно, Жуткая бездна в глазах, полублатной лексикон. За своего принимают порой – моложавый я больно. Дать бы вам Тридцать седьмой. Всех бы вас на Колыму.
XXV Что ты зазывно глядишь? Что мне делать с тобою? Во-первых, Ночью работаю я – надобно прозу писать. Днём же я сплю, утомлён этой сладостно-тяжкой работой, Времени нет у меня – плотскую страсть утолять. «Время свободно найди». Я в свободное время читаю. Кроме того, ты глупа – толком не помнишь Союз. Ну предположим, найдём время встретиться – что мне, побриться Ради забавы пустой? Это уж слишком, уволь.
XXVI Что ты мне «родиной» тычешь? Запомни, Союзом рождён я. Двух не бывает смертей – родинам двум не бывать.
XXVII Уши осла заработал Мидас, рассудив Аполлона С Паном – за то, что посмел Феба поставить вторым. Пушкина ставлю вторым, как распрямится Лермонтов рядом, Вовсе не боязно мне – уши Мидаса носить. Пушкин меня не клеймил, но адепты его постарались; Только Мидасу я рознь – этих примет не стыжусь.
XXVIII Если небритым хожу, зачесавши назад свои кудри, На исламиста похож. «Здравствуй, брат! – мне говорят. – Коли достанется власть, мы прогоним взашей либерастов; Не унывай, кулаки: сжаты в карманах давно». Если же сбрить щетину, разбросав по плечам длинны пряди – Либерастичен лицом. И говорят мне юнцы: «Осточертели же нам мусульмане – глупцы, неспособны Дядюшку Сэма понять! Нету нам, бедным, житья». Тем и другим невдомёк: будь на то моя воля, кошмаром Жизнь обернётся для них – бритый я или небрит.
XXIX Тридцать минут отвели нам враги, чтобы сдать эту крепость. Тридцать мы дней и ночей обороняли её. Если подобную стойкость способен себе ты представить, Это название: Брест, – в памяти ты сохрани.
XXX эпитафия героям Брестской крепости Не Леонида спартанцы – но в веке родившись двадцатом, Доблесть античных мужей вновь возродили в бою.
XXXI Быстро полнятся ряды докторов всех наук, кандидатов, Вдвое быстрее растёт певчих артистов число. Нас ожидает одно: будет каждый второй кандидатом, И половина страны – белиберду распевать.
XXXII Что мне Ахилла деянья, Патрокла и прочих героев? Мучеников-христиан сказочные жития? Лет шестьдесят лишь назад, превзойдя все легенды и мифы, Крепость держалася здесь – Брест именуют её.
XXXIII Это отрадно, что много теперь кандидатов, учёных; Жаль, что учёный народ – книг не читает совсем.
XXXIV Тщательно все подбривают усы, покороче причёски Делают – тщатся, чтоб был виден в лице их баран. С тою же целью баранину жрут. Но зачем так стараться? И без того вы умом – схожи с бараном весьма.
XXXV Как-то в ночные часы муэдзин по глухой шёл дороге, Следом помчался за ним волк, пожиратель овец. Сдуру азан затянул муэдзин, потерявшись от страха; Звуков не вынес таких хищник – и ноги унёс.
XXXVI Как изготовят подводную лодку военну – священник Должен её освятить. Глядя на телеэкран, Думаю: скоро попы, если дело так двинется дальше, С благостным будут лицом – атомны бомбы святить.
XXXVII эпитафия Блоку Тот альбатрос, что Бодлером воспет как прообраз поэта, Здесь возлежит. Это Блок – лучший пример не ищи. Слишком тяжёлые крылья судьба подарила поэту. Мог ли на них возлететь? Или влачить по земле?
XXXVIII «Разве не хочется в рай?». Всё равно меня вытурят сразу. Сто эпиграмм напишу, в лица вглядевшись святош.
XXXIX Славно, что можно теперь выбирать президента свободно. Радостно мне выбирать. Жаль только, выбора нет.
XL Молятся люди. Зады поднимаются стройно, рядами, Теменем стукают в пол. Молят деньгами помочь. Девки танцуют в кафе, наблюдается та же картина: Задом качают они – дали б клиенты деньжат. Думаю, что же умней – отдаваться неведомой силе, Тщетно надеюсь на приз, или продаться в кафе?
XLI Семь миллиардов уже дураков населяет планету. Хочется им пожелать – семь миллиардов смертей.
XLII Чем электронная музыка, лучше на стул электрический Сесть. Так быстрее грядёт от электричества смерть.
XLIII Сколько священников землю топочет, молитвы бормочет; Всех бы на стройки загнать – польза была бы нам всем.
XLIV Солнце, ты светишь ещё? Ты светило былым поколеньям – Нынешним ордам ослов, Солнце, ты светишь ещё?
XLV С дюжиной я говорил кандидатов наук. Проституток Столько же знал. Лишь одна книги читала – один Книги читал кандидат. Не пойму – проститутки умнее Стали, как пал мой Союз, иль кандидаты глупей?
XLVI Ты для меня не жена, не сестра, не помощница – трудно Нужное слово сыскать. Ты для меня – то, что есть.
XLVII Больше полиции раза в четыре, и больше бандитов Стало в России теперь. Те и другие – растут. Если так дальше пойдёт, будет каждый второй полицейским, И половина страны – грабить, насиловать, жечь.
XLVIII Ницше скорбел, что он немец: не много ли чести германцам? Фридрих, напрасно грустишь. Глянь-ка – ведь я азери́.
IL Вор, прикарманив гроши, осуждён был чрезмерно сурово, И президенту письмо жалобное написал. Тот отвечал: «Поделом наказанье – копейки воруешь, Кабы украл миллиард, то возлетел бы, как я». Вор всё друзьям рассказал. Отвечали: «Наврал президент наш: Чтобы как он возлететь, мало украсть миллиард».
L Некий кудесник кричал: «Оживлять мертвецов я способен». Помилосердствуй! И так – не продохнуть на земле.
LI Мрёт всё живое вокруг. В полтора раза меньше животных Стало по нашей вине лет только за шестьдесят. Только одно утешает: когда отомрёт всё живое, Если настанет тот час – сдохнешь и ты, человек.
LII Сидя в компании, слышу: «мой знак – Козерог», и другая Вторит: «я львица», «я рак» – третий талдычит юнец. Жил раньше в СССР – человеки меня окружали, В нынешние времена: будто в зверинце сижу.
LIII – Азербайджанка она. Но культурная. – Книги читает? – Ну, кандидатка наук… – Книги читает, скажи? – Дочь академика, слышь. И дворянского происхожденья. В Штатах училась, слыхать… – Книги читает, ответь? – Пишет порою стихи. Член Союза писателей вроде. Кажется, даже декан… – Книги читает она?!
LIV Если любили тебя, о Паллад, то со мной не сравнятся, Грусти твоей не поняв – если любили тебя. В ту же эпоху живу, на закате своих идеалов; Подлость тлетворную зря, в ту же эпоху живу.
LV Азербайджаноязычный студент предо мною: подробно Мысль излагаю ему – вкратце её не поймёт. Русскоязычный студент – покороче скажу, понимает. Турок – и вовсе молчу. Он всё равно не поймёт.
LVI Книгу трудней написать, чем прочесть. Так вот русскому легче Книгу сию написать, чем мусульманам – прочесть.
LVII Гитлера я не люблю, но признаться, недоумеваю: В странной манере всегда Запад ругает его. «Гитлер евреев разил…», «Бабий Яр…», «миллионы евреев», – Весь разговор. Что же он – больше грехов не имел? Страшно сказать, но боюсь, если б Гитлер не трогал евреев, Только советских стрелял – Запад любил бы его.
LVIII Ночь и костры. Жутковатые, в рясах, монахи бормочут. Нет телефонов, авто. Средневековая ночь. «Снято!», – кричит режиссёр. Понимаешь, я снялся в рекламе. Вновь телефоны, авто. Будь же ты проклят, прогресс.
LIX Греком пытаюсь предстать, сочиняя двустишия эти. Тонкость была бы, лиризм… Греком пытаюсь предстать. Римское лезет нутро – тут язвительность жёсткая, яды… Я латинянин, не грек – римское лезет нутро.
LX Азербайджанцу плевать на культуру свою. Коль другие Тоже плюются, он зол. Как же, ведь он патриот. От индуизма ислам отличает с трудом. Если скажешь Это ему – будет зол. Он мусульманин, пойми.
LXI Шла проститутка, её обыватели дружно ругали: Мы мусульмане, и нас – вид оскорбляет такой. «Грязная тварь!» Что ещё возмущению было причиной? Чтобы её отыметь, денег могло недостать.
LXII на cоюзы писателей Сталина взять, как пример – не найдётся здесь интеллигента. Ленина взять образцом – сапиенс гомо здесь нет.
LXIII Кто ни поедет в Москву, проведи он у них всего месяц – Каждые десять секунд он повторяет: «.овно». Мне интересно – в Москве обработаны эти ребята, Или, возможно, в Москву едет одно лишь «.овно»?
LXIV Не обманись чернотой моих глаз и волос, ты не сыщешь Более красной души. Не обманись чернотой.
LXV Гитлер, позвав Муссолини, осматривал Брестскую крепость; Им непонятна была стойкость советских солдат. Фюрер был весел – победа за нами, а дуче был мрачен – Он был умнее, уже страшный предвидя конец.
LXVI Что там прозаик хлопочет, с улыбкою Пушкин дивился: Мысль любую подай – рифмой её оперю. Великодушно простите, поэт, то медвежья услуга: Мыслями проза сильна – рифма обузою ей.
LXVII На литсобранье зайдя, разговоры одни только слышу: Бога любить, восхвалять, богу отдаться душой. Знаешь, я в церковь пойду, посижу, или хоть в синагогу, Слабо надеюсь, что там – книги читают порой.
LXVIII Родина: мать, говорят. Отчего ж не хоронят бесплатно? Даже на родной земле – в гроб не сойти без деньги. Как воевать: помирай за родимую матерь землицу; В мирное время помрёшь – не похоронят за так.
LXIX Сколько уже зарекался – не буду писать эпиграммы, Множество и без того недругов нажил себе. Но бесполезно: вгляжусь в окружающих лица и речи, И невозможно молчать – вновь эпиграммы пишу. Коль человеки живут, я дышу возмущением, гневом, Даже в предсмертны часы – в дистихе яд изолью.
LXX – Чем отличаемся мы от продажных, панельных, маманя? – Разница, дочь, велика – крепко запомни её. Шлюхи в аренду сдают своё тело, на час или сутки; Мы же, найдя жениха, рвёмся продаться зараз.
LXXI Я понимаю, Паллад, отчего ты порою злорадно Судьбы народа следил, злобу с печалью смешав. «Капитализма хотим!», – миллионы кричали придурков. Вот же он, капитализм. Так подыхайте, козлы!
LXXII Сидя в гостях, обнаружил газетную кипу. «Супруге Дам для хозяйственных нужд», – друг, поясняя, сказал. Ближе гляжу – президента большие портреты, министров. Вырвал, на кухню вбежав, лист из хозяйкиных рук. «Что вы, лишились ума, чтоб такое на кухне истратить?! Тут лишь один вариант – уразумели, какой?»
LXXIII о зарубежных президентах Интеллигенту не страшно запором страдать: президента Вывесь в уборной портрет – будешь моментом здоров. Если его не сыскать, то жены президента портреты, Или папаши его – выбор, как видишь, богат.
LXXIV сложный змеиный элегический дистих[7] Если ударит тоска, то Бетховена слушаю вещи, Хватит десятка минут – если ударит тоска. Легче становится жить, если Гойи, Эль Греко картины Снова предстанут глазам – легче становится жить. Если ударит тоска, начертание этого слова Может помочь: Насими – если ударит тоска. Легче становится жить, если вспомню: на этой планете Лермонтов жил, сочинял – легче становится жить.
LXXV Ночью иду по бульвару: лежит на скамейке пьянчуга, Край же скамейки другой облюбовал себе кот. – Если, – поведал коту, – перед выбором буду поставлен, Кто будет мною убит – не сомневайся во мне.
LXXVI Странная дружба у нас – только в мирное время возможна: Будь девятнадцатый год, был бы деникинцем ты; Я бы работал в ЧК – хорошо мы смотрелись бы рядом! Глупая дружба у нас – будет честней не дружить.
LXXVII Споря на днях с либерастом, на все отвечал я вопросы; Вроде я должен быть рад – он возразить мне не смог. Плохо одно – через день, повстречавшись со мною, вторично Те же вопросы задаст, глядя невинно в глаза.
LXXVIII Ни бунтарей не люблю, ни традиций защитников рьяных. Что же причиной тому? Сам ведь и тот и другой. Все однобоки они. Бичевать нужно классиков чаще, Но критикуя, любить, оберегать от толпы.
LXXIX Что говорит собеседник, без разницы, важно лишь, кто он. Правда в устах дурака мигом теряет красу. Мне интересней внимать сумасбродным идеям неглупых: Если прилежно вникать, правды узреешь зерно.
LXXX И к старикам не приткнусь – моложав неприлично я видом, И молодёжь тяготит – мысли убоги у них. Так и стою в стороне, топочусь между старом и младом; Выпал из времени я, будто Скиталец Мельмот.[8]
LXXXI Важно юнец говорил: «старикан Зигмунд Фрейд не ошибся, Сводится к сексу вся жизнь – похоть одна в головах». Я же ему отвечал: «Говорить так о всех не осмелюсь; Знаю одно: у тебя – только гормоны в мозгах».
LXXXII «В жизни загробной мы все воздаянье получим». Зачем же В жизни поносишь земной ты атеистов, чудак? Или ты злобен чрезмерно, и мне за тобой не угнаться, Или не очень уж ты веришь в загробную жизнь. Веря в бессмертье души, умирать вы боитесь не меньше, Чем атеист. Вопрошу: кто же трусливей из нас? Радоваться я готов, что вы верите в бога – иначе Кто бы тогда умерял страх ваш и мстительный гнев? Та же проблема с грехом. «За грехи отвечать нам придётся, Адские муки терпеть». Только не менее нас Падкие вы до греха. Объясненье одно только вижу: С вашей натурой, друзья, вправду без бога никак.
LXXXIII «Гамлет», «Отелло», «Макбет» – как безоблачны эти сюжеты. Все подлецы казнены. Правда сияет в конце. Вильям, меня забери в этот мир лучезарный, пусть люди Будут как в пьесах твоих: «Гамлет», «Отелло» и «Лир».
LXXXIV Фильм смотрел у друзей – как чекисты стреляют «невинных». Девок младых режиссёр жертвами вывел в конце. Охали все: «Молодые, красивые, жалко, ребята! Им бы пожить, нарожать, плотскую страсть утолять». Мне невдомёк: вы о чём сожалеете, други – о жизнях, Иль ягодицах, ногах, что уплывают из рук?
LXXXV Мне недоступна, Паллад, твоя некая, ну… отрешённость; Несколько хладная грусть мне недоступна, Паллад. Мне тяжелей оттого, что любовь эта чёртова к людям Не издыхает во мне – мне тяжелей оттого.
LXXXVI Раз кришнаит утверждал: отвратиться от женщин нетрудно, Только представьте себе за испражнением их. Так я ему отвечал: «Прабхупаду покинуть нетрудно – Вообразите, что он – той же постигнут нуждой».
LXXXVII «Пусть вымирает народ, только … совсем не виновен!» Что же причиной тому? Гладкая рожа его.
LXXXVIII Не оттого исламист реже самоубийство свершает, Что преспокойно живёт – адские муки страшат. Думаю, будет получше, коль атеистами станут. Будет хоть выбор какой. Будет получше, поверь.
LXXXIX У постсоветских красавиц лицо и седалище схожи – Очень приятно смотреть, если беззвучны они. И символично весьма: если анусорты раскрывают, Сразу же слово «.овно» слышится нам из него. Рот их, в отличье от зада, почаще приводится в дело. Ткнувши их ртом в унитаз, слить бы туда их дерьмо.
XC Ведьмы, придя на шабаш, говорят, Сатану целовали, В зад. Человеческий лик напоминал его зад. Нынче же наоборот – рассмотри молодёжные лица, Пошлостью стали они задницы напоминать. Хочешь «срамной поцелуй»? На шабаш направляться излишне; С девушкой в баре сойдись. В губы её поцелуй. Средневековое время блаженное! Зад сатанистский – Тоже одухотворён. Нынче всё наоборот…
XCI Как-то сказал Мопассан: среди нас, литераторов галльских, Есть лишь один человек честный, и это Флобер. Вам повезло, Мопассан, в благодатное время вы жили – Надо ж, нашёлся Флобер… Вам повезло, Мопассан.
XCII По президенту покойному плач написал Кобенячкин; Что же, достиг своего – плачу, читая, навзрыд. Не президента оплакивал я, здесь причина другая: Стиль кобенячкин таков – плачешь, читая, навзрыд.
XCIII на памятник Пушкину в Баку, у которого читаются стихи Пушкин уж позеленел… Не дивись бронзы быстрой измене: Слушая ваши стихи, позеленеет любой.
XCIV «Как, прочитавши Коран, говоришь про него без почтенья?!» Просто, в отличье от вас, я эту книгу читал.
XCV Знай, почему среди нас попадаются умные люди – Семь миллиардов уже в мире столпилось людей. Был бы один миллиард, как при Лермонтове, Бонапарте, Я бы на нас посмотрел – кто бы нашёлся средь нас…
XCVI Если ты в ад загремишь, то одно преимущество сыщешь: Нечем тебя напугать – хуже не будет уже.
XCVII «Интеллигентов сажали, гоняли, и Ленин, и Сталин». Да ведь таких вот, как ты, и изгоняли, поверь. Буонаротти сажали, или Шиллера, Шеллинга, Гейне? Нет, либерастов одних, да дерьмократов, поверь.[9]
XCVIII «Ближних люби как себя» – это Библия нам наказала. Я же себя не люблю. Должен ли вас возлюбить?
IC Что, если бог породил обезьяну, а та человеком Стала? Пусть бог даже есть – Дарвин, возможно, был прав. Что, если бог – это факт, а души, что бессмертна, и нету? Взяли с чего, что господь щедро вас так одарил? Что, если бог полюбил атеистов, и скептиков тоже? Кто вам сказал, что ему – богу – безбожник немил?
C В брежневские времена проститутки на ихнем жаргоне Звали «совками» народ. Запад милее им был. Антисоветчик теперь точно так же «совком» меня кличет. Он политшлюха. Итог – терминология шлюх.
CI Три есть явленья, они удивляют меня поминутно – Подлость и глупость людей. Да, и невежество их.
CII Чтобы Платона сыграть, подыскать трудновато актёра: Мышцы нужны, а ещё – интеллигентность лица. Мышцы легко разыщу, попотею ещё – будет «интель». А сочетание их… Умер давненько Платон.
CIII о союзах писателей Много здесь гитлеровцев, мусульман, и буржуев немало. Есть и писатели, есть. Даже читатели – есть.
СIV Если Исуса казнили бы на электрическом стуле, Многим тогда бы пришлось стульчик на шее носить.
CV Гитлер кого не любил? Всех славян (и особенно – русских), Греков, французов, армян. Также евреев, цыган. Немцев и турков – любил. Ненавидел же – всех коммунистов. И атеизм – не любил. Книги читать – не любил. Ну а любимы цвета: то коричневый, чёрный, зелёный… Женщинам дома сидеть строго Адольф наказал. Слушайте, только сейчас меня дикая мысль осенила: Слушайте… этот Адольф – случаем не азери́? Может, Шамиль он, Гурбанов, искажённый слегка в Шикльгрубер? И по-немецки всегда делал ошибки Гурбан… Может, он для маскировки германцем назвался, чтоб немцев Вызвать доверие? Да… Гитлер – он местный гага́ш…[10]
CVI Не из любви ко Христу христианство порой защищаю, Но из презренья к другим, что расплодились вокруг. Русские не идеал – выгораживать их я привычен Лишь из презренья к другим, что расплодились южней. И оттого лишь порой сталинистом в сердцах назывался, Чтобы подальше себя от либерастов держать.
CVII В тысячелетие раз урождается здесь, в Закавказье, Личность, подобная мне. Ряд открывает Бабек, Следом идёт Насими. Дальше, в тысячелетии третьем, Я проживаю. Видать, этим закончится ряд.
CVIII на Василия Аксёнова, дающего интервью Кажется, он перепил, иль не выспался после попойки, Но выраженьем лица – напоминает свой стиль. Может, работа его изменила лица выраженье; Может быть, наоборот… Не угадаешь никак.
CIX Я не горжусь, что глупее меня окруженье гораздо – Было бы меньше тоски, будь вы меня поумней.
CX интеллигенции Любите плакать, что вас коммунисты порою стреляли, Я же могу преподать вам запоздалый совет. Меньше доносов писалось бы вами: поменьше, возможно, НКВД бы пришлось – интеллигентов стрелять.
CXI на слова Пушкина «стихи должны быть глуповаты» Столько вокруг глуповатых, что вовсе не хочется снова Качество встретить сие – в рифму оно или без.
CXII неолиберальной «интеллигенции» Вместо того чтоб на Ленина злиться: «дерьмом называет!», Лучше ответьте-ка мне на наболевший вопрос. Ну почему, получивши свободу печати и слова, Чаще печатаете именно слово на г.? В фильмах, романах, беседах – одно только г., унитазы, И клевета (тоже г.) Задницы (там тоже г.) Хвастались было: «шедевры пишу, не пускает цензура!» Где же шедевры сии? Вышло одно только г. И не товарищами величаем друг друга – иное Найдено слово взамен – тоже, конечно, на г. Дали свободу: из вас – только г. теперь и вылезает. Как же умён был Ильич! Как он вас видел насквозь![11]
CXIII Вширь раздаётся лицо Горбачёва. Народ всё худеет. Даже в отставке, кажись, соки качает страны.
CXIV Вот Низами, Физули, Насими – галерея портретов Выглядит славно, хотя – есть недостаток один. Перетасуй имена под портретами, хуже не будет – Нам всё равно невдомёк, кто из них выглядел как. Были бы мы христиане, имели бы точны портреты; Нечего задним числом изображать христиан.
CXV о Коране и Чингизе Абдуллаеве «Как ты мог сходство найти?!» Сходство есть, обратите вниманье: Этих лишь авторов двух может читать азери́.
CXVI Азербайджанцев в баранов, чеченцев в волков, ну а русских Жизнь обращает в свиней. Послесоветская жизнь. Так же шакалы растут – от народностей всех понемногу. И обращаемся мы, правду сказать, в зоопарк.
CXVII Жаль, не убили меня в ту январскую ночь девяностых – Меньше бы слышать пришлось крик русофобов вокруг.
CXVIII Траур объявят в стране – и хорошая музыка сразу Льётся с экрана рекой: Шуберт, Бетховен, Шопен… Больше бы траурных дней. Это праздник для интеллигента – Только лишь в чёрные дни можно услышать шедевр.
CXVIII «Стих твой не нравится мне». Извини, я же не проститутка. Искренним быть – обещал. Нравиться – не обещал.
CXX В случае только одном мусульмане готовы признаться: «Женщина есть человек» – смертница если она. Впрочем, ещё вариант: коль отряд сыновей нарожает; Тех, что потом ни во что ставить не будут «бабьё». Да, и ещё вариант... Если лет ей уже девяносто. Столько ей, правда, не жить. Уровень жизни не тот.
CXXI Не обольщайтесь особо родителей к детям любовью. Если в роддоме бы нас – вас и меня – подменить, Ваши родные меня точно также бы нежно любили, То же и наоборот. Это без разницы им.
CXXII Возраст Христа перейдя, об одном лишь просил я сограждан: Да провалитесь вы все! Или распните меня. В «жизни средине» (по Данте) хотел по его я примеру В ад опуститься – увы, входа туда не нашёл. Если полвека мне здесь провести приведётся – Марина, Я в подражание вам – в петлю продену главу.
CXXIII Лет двадцать пять мне на вид, а в реальности: «жизни средина». Идеологию взять – лет шестьдесят, почитай. Если культуру мою, психологию определяешь – Пару столетий назад я бы уместнее был.
CXXIV на статую скорбящего ангела Не оттого он грустит, что в миру обретается нашем. И на земле правды нет – вот отчего его грусть. Так же печален и я – не от скорого с миром прощанья; Просто в раю и аду: точно такая же мразь.
CXXV Вроде Сократа хожу средь людей, задавая вопросы; Долгих дискуссий путём разум пытаюсь привить. Только в эпоху Паллада труднее Сократа задача: Мне тяжелей достигать образумленья скотов.
CXXVI «Я человека ищу» – днём ходил Диоген с фонарями. Антифашиста ищу – дайте большущий фонарь.
CXXVII Духом я римлянин, русский душою, умом офранцужен. Что же от тюрка во мне? Мясо лишь только, поверь.
CXXVIII автоэпиграмма «Нету мне дела до женского пола, я творчеством занят». Лучше признайся, что лень встать и побриться тебе.
автоэпитафии
CXXIX Здесь упокоен Лачин, что тебя ненавидел, и люто Веру твою поносил. Прочь от могилы беги! Даже не думай, молла, заниматься своим причитаньем; В жизни не дался тебе – мёртвым не дамся вдвойне.
CXXX Ты ли, Лачин, здесь лежишь? – Это я. И попов ненавижу. – Время ли злиться сейчас? – Даже в гробу не уймусь!
CXXXI – Кто погребён здесь? – Лачин. – Где находишься после кончины? – В ада последних кругах вечным огнём я объят. – Видно, раскаялся ты? – Нет, нисколько. И радостен даже. – Что же тебя веселит? – Нету священников здесь.
CXXXII Всех достоевских героев в себе воплотить умудрился. В мире, что плавно чернел, я умудрялся краснеть.
[1] Rictus (лат.) – судорога рта; губы сводит таким образом, что похоже на улыбку.
[2] Элегический дистих – образуется чередованием гекзаметра и пентаметра (хотя определение «пентаметр» в данном случае несколько неправильно) – удвоенного первого полустишия гекзаметра. Употребляется в элегиях и эпиграммах. Популярнейший размер античной (отчасти и византийской) поэзии. Использовался и в последующие времена. В данном сборнике элегический дистих – без стяжений, т. е. без пропуска отдельных безударных слогов, в отличие, например, от Пушкина и большинства русских переводчиков. Это осложняет задачу, оставляя автору только один возможный вариант построения стиха. Кроме того, в пентаметрах (чётных строках) слово не переходит из одного полустишия в другое, чтобы не скрадывать размер.
[3] Паллад (ок. 360–430-440 гг.) – древнегреческий поэт, один из самых последних язычников среди крупных писателей.
[4] Дега, Эдгар (правильнее де Га, 1834–1917) – французский художник, классик импрессионизма.
[5] Автор не желает смерти мусульман, а говорит лишь о варианте, возможном при вынужденном выборе. Уничтожение людей по конфессиональному признаку считает недопустимым.
[6] Автор выражает сожаление по поводу падения рождаемости, постигшего Россию после распада СССР. Сам праздник в данном случае критике не подвергается.
[7] Сложный змеиный элегический дистих – строфа авторского изобретения. В змеином элегическом дистихе первое полустишие первой строки повторяется в конце второй строки. В сложном змеином элегическом дистихе вдобавок к этому во втором четверостишии повторяются полустишия первого четверостишия.
[8] Мельмот Скиталец – герой романа Чарльза Метьюрина «Мельмот Скиталец» (1821), оказавшего большое воздействие на литературу XIX в. (Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Бальзака и др.). Стихотворение импровизировано, когда автор буквально находился «между старом и младом», двумя группами людей, пожилыми и молодыми, разделившимися по возрастному признаку. Я топтался посередине, не зная, влево податься или вправо, заметил, что никуда не «вписываюсь», и, стоя в одиночестве, сочинил данное стихотворение.
[9] В дальнейшем автор пришёл к выводу, что к сталинским репрессиям это не относится – они были двойственны и, помимо подлых людей, погубили множество достойных интеллигентов.
[10] Гага́ш (азерб.) – фамильярное обращение к мужчине молодого и среднего возраста.
[11] Ленин не называл интеллигенцию «дерьмом», в частности на «г.», это псевдоцитата. Речь о том, что если он и сказал бы так, то возмущённым можно было б ответить данным стихотворением.
опубликованные в журнале «Новая Литература» в январе 2024 года, оформите подписку или купите номер:
![]()
|
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсы
|
||||||||||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Карта для покупок за границей. Виртуальные или пластиковые иностранные карты. |