HTM
Номер журнала «Новая Литература» за май 2025 г.

Александр Либиэр

Искусство любить

Обсудить

Философское эссе

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 4.04.2008
Оглавление

8. Глава 7. Заповедь о любви как сущность Божьего закона
9. Глава 8. Основной критерий любви
10. Глава 9. Слагаемые любви

Глава 8. Основной критерий любви


 

 

 

Именно с этой главы, собственно говоря, и начинается наше изучение феномена истинной любви. И здесь нам необходимо в первую очередь выяснить главный критерий любви, т.е. установить тот самый признак, присутствие которого будет отличать данный феномен от всякого другого. Ведь каждый человек рано или поздно все равно спрашивает себя о том, является ли чувство, живущее в его душе, истинной любовью или нет. Ведь сама жизнь наглядным образом демонстрирует нам следующий вопиющий факт: очень часто человек, который кричал миру о своей любви, спустя какое-то время, вопиет о том, что его чувство вовсе не было любовью, что он заблуждался в своих чувствах. И мы, глядя на этого человека, с удивлением разводим руки: неужели можно отрекаться от своей любви? Поэтому для того, чтобы уметь правильно отличать истинную любовь от любви ложной, нам необходимо определиться с основным ее критерием. Благо, что этот критерий уже давно имеется, но не каждый о нем знает.

Если человек считает, что исполнение заповедей Торы является основным свидетельством о его любви, то он глубоко заблуждается. Иначе мы не имели бы в Новом Завете того огромного количества нападок Иисуса Христа на книжников и фарисеев, обличающих их в неумении истинно любить. Ведь кто-кто, а именно книжники и фарисеи отличались особой педантичностью в соблюдении законов письменной Торы. Ведь суть этих нападок Христа сводилась к тому, что люди преуспели в исполнении заповедей письменной Торы, но истинной любви все же не имели.

Так по какому же критерию Иисус отличал истинную любовь в душе человека от ложной? Чтобы ответить на данный вопрос обратимся сначала к следующему евангельскому тексту:

«Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, вошед в дом фарисея, возлег. И вот, женщина того города, которая была грешница, узнавши, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром; и, ставши позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница. Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель. Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят; но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил. И обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал; а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла. Ты целования Мне не дал; а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать мне ноги. Ты головы мне маслом не помазал; а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало любит» (Лк. 7: 36 – 47).

Здесь необходимо сделать следующие выводы:

можно исполнять закон, но не уметь любить (наглядный пример, мы имеем в лице фарисея, к которому пришел в гости Иисус);

можно нарушать закон, но уметь любить (наглядный пример, мы имеем в лице грешницы, слезами омывшей ноги Христа);

можно любить больше или меньше;

Бог дает большее прощение тому, кто больше любит и меньшее тому, кто меньше любит;

прощение есть главный критерий любви, судя по тому, что любовь Бога к человеку измеряется степенью Его прощения за наши грехи.

В этой связи, наиболее отчетливо проясняется подлинный смысл Нагорной проповеди Христа, являющейся квинтэссенцией всего Его учения. Ведь сущность всей этой проповеди в основном сводилась к тому, чтобы научить людей культивировать в своих душах такое качество, как прощение. Главным стержнем учения о непротивлении злу силою является постулат о прощении врагов своих, т.е. тех, кто нас не любит. Ведь любить тех, кто нас любит – не большая заслуга и не великое искусство перед лицом Бога (см. Мф. 5:46). Потому можно с точностью сказать, что чем больше мы можем простить, тем больше мы любим, т.е. тем в большей степени мы овладели искусством истинной любви. Именно это качество любви является наиболее совершенным в духовном росте человека, именно это качество наилучшим образом приобщает человека к Богу и именно оно является главным критерием любви.

Но что же такое есть – прощение? Проанализировав поведение фарисея, из приведенного выше отрывка, мы приходим к выводу, что основным признаком прощения является отсутствие осуждения грешного человека. Когда «праведный» фарисей напомнил Иисусу о греховности женщины, омывшей слезами Его ноги, он тем самым проявил свою неприязнь к этой женщине, так как не смог простить ей ее грехов. И недаром в проповедях Иисуса мы так часто встречаем заповедь о том, чтобы люди не осуждали друг друга, так как суды будет вершить Отец наш Небесный. Недаром также мы встречаем в Евангелиях укоры Иисуса тех людей, которые бревна (т.е. большего греха) в своем глазу не видят, но сучек (т.е. меньший грех) примечают в глазу другого человека. Ведь Иисус отчетливо видел основную нравственную установку, царившую в душах людей: ненавидеть грешного человека, но не грех. И большинство Его проповедей преследовало достижение обратной цели – научить людей ненавидеть грех, а не грешного человека. Иисус отчетливо видел, что люди очень плохо умеют прощать друг друга, а следовательно, они очень мало преуспели в овладении искусством истинной любви. Ведь Он настолько сильно ощущал всепрощающую и безмерную любовь Отца Своего Небесного, что это давало Ему возможность видеть несовершенство человеческих душ. И Он всякий раз выявлял это несовершенство в человеческой душе и учил преодолевать его, учил на том основании, что Сам имел совершенную душу и умел истинно любить.

В этой связи возникает следующий резонный вопрос: как же можно (и нужно) учиться прощению? И ответ здесь может быть только один: через покаяние. Ведь суть покаяния и заключается в том, что человек увидел грех в своей душе и решил от него избавиться. Покаяние влечет за собой концентрацию человеческого внимания на своем собственном грехе, а не на грехе соседа, а это в свою очередь приводит к тому, что мы перестаем осуждать других людей за их греховность, понимая, что сами ненамного превзошли их.

Постигая мысль о том, что любить можно больше или меньше, мы приходим, таким образом, к выводу о том, что именно прощение является той главной мерой, которая определяет объем истинной любви. Иными словами, чем большего прощения мы достигаем, тем большей любви имеем в своей душе и наоборот.

Но помимо прощения, являющегося главным признаком любви, она имеет много других признаков, к рассмотрению которых мы и приступим в следующей главе.

 

 

 


Оглавление

8. Глава 7. Заповедь о любви как сущность Божьего закона
9. Глава 8. Основной критерий любви
10. Глава 9. Слагаемые любви
261 читатель получил ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2025.05 на 14.06.2025, 10:16 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


Литературные блоги


Аудиокниги




Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

11.06.2025

Снова встаёт вопрос – не стоит ли «Новой Литературе» стать «Новым литературоведением»? Потому что прекрасные, образные очерки об истории литературы раз за разом попадают в цель, и если их собрать в один сборник, то получится замечательное пособие для студентов-филологов. Никакой сетки унылых дат, только воссоздание творческого ландшафта каждого творца.

Елена Гуненкова


03.06.2025
Слежу за вами, читаю. По-моему, уровень качества постепенно растет. Или стабилен, в хорошем смысле. Со стороны этому и завидуют, и злятся некоторые. Как это у Визбора. Слава богу, мой дружище, есть у нас враги. Значит есть, наверно, и друзья.
Игорь Литвиненко

03.06.2025
Вы – лучший журнал для меня на сегодняшний момент.
Николай Майоров

Номер журнала «Новая Литература» за май 2025 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+
Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000
Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387
Согласие на обработку персональных данных
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Вешалки белые пластиковые плечики вешалки magazin-veshalok.ru/catalog/plastikovye.
Поддержите «Новую Литературу»!