HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Александр Либиэр

Искусство любить

Обсудить

Философское эссе

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 4.04.2008
Оглавление

7. Глава 6. Осознание природы греха как сущность третьей ступени Торы
8. Глава 7. Заповедь о любви как сущность Божьего закона
9. Глава 8. Основной критерий любви

Глава 7. Заповедь о любви как сущность Божьего закона


 

 

 

«Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: «не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не пожелай чужого», и все другие заключаются в сем слове: «люби ближнего твоего, как самого себя». Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона».

 (Рим. 13:8 – 10)

 

Мы уже говорили о том, что в Библии нет четкого определения любви. Зато в ней есть четкая формулировка закона любви, являющегося сутью всей Торы и Евангелий.

Закон любви был изначально письменно зафиксирован на каменных скрижалях в виде десяти основных заповедей, которые Бог открыл Своему пророку Моисею, а через него Своему избранному народу – евреям. Эти десять заповедей принято называть десятисловным законом Божьим. С приходом Христа на землю десятисловный закон устанавливается для каждого человека, живущего на земле и желающего стать избранником Бога в смысле грядущего спасения и унаследования Царствия Небесного. Если до пришествия Христа на землю избранным народом Божьим считался еврейский народ, то после пришествия Мессии – Иисуса Христа, избранным народом Божьим принято называть всех тех людей, которые свято чтут, и исповедуют учение Христа. Это связано с тем, что Бог снял с евреев богоизбранническую миссию, так как они не смогли увидеть в Иисусе Христе Мессию, о пришествии которого учили все ветхозаветные пророки.

Но в чем же суть учения Христа, спрашиваем мы? Ответ нам дает сам Иисус в своей Нагорной проповеди, являющейся квинтэссенцией всего его учения: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5:17 – 18). И тут уместно задать следующий вопрос: «А было ли в учении Христа что-либо новое?» И ответ мы получаем опять же из уст самого Иисуса все в той же Нагорной проповеди: «Вы слышали, что сказано: "люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего". А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный» (Мф. 5:43 – 48). Если выражаться по-возможности более кратко и лаконично, то новизна учения Христа сводилась к тому, чтобы научить людей не сопротивляться злу силою. И это, как мы теперь видим, не являлось опровержением Моисеева закона, а было логическим дополнением к нему, раскрывающим нам истину о том, что истинная любовь вообще существует и о том, какова эта истинная любовь.

Многие люди, читая десятисловный закон Моисея, не могут понять его истинной сути – того, что эти заповеди являются выражением любви, т.е. той любви, которую Бог хочет видеть в душах людей. Ведь сам Христос на вопрос фарисея о том, какая наибольшая заповедь в законе? – ответил следующее: «... "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим": сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: "возлюби ближнего твоего, как самого себя"; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:37 – 40; Мк. 12:29 – 31, Лк. 10:27). В Ветхом Завете эти основные заповеди также зафиксированы, и звучат они из уст Самого Бога, Который излагает Моисею основы письменной Торы (см. Лев. 19:18; Втор. 6:5).

И если проанализировать основные десять заповедей Моисеева закона, то мы придем к выводу о том, что первые четыре заповеди этого закона являются постулированием о любви человека к Богу, остальные же шесть заповедей постулируют любовь человека к человеку. Причем необходимо всегда помнить, что исполнение заповеди о любви к Богу обусловливает исполнение заповеди о любви к человеку, в связи с чем и является первой по важности. Данное обстоятельство, кстати, очень метко объяснено в Первом соборном послании святого апостола Иоанна Богослова: «Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавижу, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1-е Ин. 4:20). Я же, в подтверждение истинности данного вывода, хочу привести еще следующий аргумент: нельзя одновременно любить целое и ненавидеть какую-либо из частей его, так как если мы ненавидим какую-либо часть целого, то мы ненавидим данный атрибут целого. Человек является частью Бога, как и все сущее на земле. Поэтому если я не люблю какого-либо человека, то это значит, что я не люблю данный атрибут Бога. О какой же тогда любви к Богу может вестись речь, если мы уже не любим в нем определенной части. Как нельзя любить, к примеру, лишь глаза в человеке, а все остальное в нем ненавидеть, так нельзя любить и Бога, а человека ненавидеть, ибо человек есть одна из составных частей Бога.

Мы видим, таким образом, что наше определение любви, которое мы дали в третьей главе этого повествования, нисколько не противоречит библейским постулированиям о любви, исходящих как из уст Моисея, так и из уст Христа. Исходя из всего сказанного в этой главе, мы можем также сделать следующий вывод: исполняя законы письменной Торы, человек научается любить; всякое исполнение заповеди в Моисеевом законе есть очередной шаг в овладении искусством истинной любви, есть претворение истинной любви в окружающей нас действительности. Осознание этой истины и характеризует третью ступень духовного восхождения человека на пути неписаной Торы, т.е. той самой Торы, которая характеризует душевное состояние человека и свидетельствует человеку действительное положение дел на его пути к единению с Богом и возможности обретения спасения в нашем мире. Причем необходимо сказать, что весь Закон не исчерпывается десятью заповедями. Десять заповедей – это только основа. Существует еще 603 второстепенные заповеди, регулирующие гармоничное сосуществование человека и Природы.

Итак, с того самого момента как человек решает для себя исполнять 613 заповедей Закона, он вплотную приближается к четвертой ступени своего духовного роста и становится еще ближе к Богу. Четвертая ступень знаменуется первым исполнением хоть одной заповеди Закона. Именно на четвертой ступени человек совершает свои первые поступки по претворению истинной любви в нашем мире. Ведь узнав, что именно грех является главным препятствием, мешающим овладеть искусством истиной любви, он понимает, каким образом он сможет победить в себе этот грех. Он понимает, что только исполнение закона учит побеждать грех в своей душе. Об этом очень метко сказал апостол Павел: «Что же скажем? неужели от закона грех? Никак; но я не иначе узнал грех, как посредством закона, ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: "не пожелай" (Рим. 7:7). Необходимо только помнить следующее: «… и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона» (Рим. 5:13).

Именно об этой ступени духовной Торы мы и поведем свой рассказ в последующих главах.

 

 

 


Оглавление

7. Глава 6. Осознание природы греха как сущность третьей ступени Торы
8. Глава 7. Заповедь о любви как сущность Божьего закона
9. Глава 8. Основной критерий любви
467 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 24.04.2024, 12:39 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

22.04.2024
Вы единственный мне известный ресурс сети, что публикует сборники стихов целиком.
Михаил Князев

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!