Литературная критика
СтатьяОльга Александрова
Литературно-критический обзор журнала «Новая Литература», ноябрь 2022 г.
![]() На чтение потребуется 15 минут | Цитата | Подписаться на журнал
![]()
Признаться, не верю в гороскопы, случайности, гадания на кофейной гуще и прочую инфоцыганщину, а вот в совпадения верю. Когда ко мне в руки попал свежий номер журнала «Новая Литература», и я выдернула взглядом название первого произведения в оглавлении, уголок рта съехал в усмешку. Ведь пару месяцев назад была поставлена точка в историческом романе «Тая закрывает глаза». А тут вдруг… «Слушая Таю». Холивар (роман), и начинаю читать. М-м-м… мессенджеры, комик Зеленский, точно, какая-то «социальная политота», что, в общем-то, должно быть оправдано коммерчески, так актуально и так общественно. Коктейль из обыденности, умело приправленный крупицами юмора, могущий возбудить аппетит. Хотя поначалу всё было по-офисному хтонически и по-деловому прозаично, постепенно сюжет закрутился в фантастическую спираль. «Назад в будущее», и снова ретроспектива (или все писатели крадут, точнее сказать, крадутся мыслями по пятам, или тема путешествий во времени так же востребована, как и гравитация Эйнштейна).
Ко всем присущим комедийному жанру стандартным репликам типа «старпёрских выкриков – проститутка», здесь всё буквально нашпиговано острыми сатирическими образами. Прекрасен оммаж булгаковским героям, фантастическим персонажам, сказкам, фильмам, политическим деятелям и всему тому, на чём строится интеллектуальная сатира. И-иронично – такой можно было бы поставить триггер к аннотации. Остро-иронический приключенческий роман с лёгким фантастическим уклоном. Мне нравится, что даже на этой фантастике автор играет, а не с осознанием важности миссии размахивает звёздными бластерами, облачившись в латекс. Перелистывая главу за главой, я гадала о гендерной направленности, и всё же склонна считать, что роман больше под женскую аудиторию, с характерной чертой эмансипации. Я не скажу, что это плохо, скорее «история маленького человека» будет приятнее и понятнее широкому кругу читателей «своими непритязательными желаниями», нежели глобальные проблемы, которые и отправили героиню в путешествие во времени. Для чего? С какой целью? Чтобы понять, что человек это не примитивное животное, хоть и подчиняется животным инстинктам, но есть что-то объёмнее, важнее, значимее. Для общества. Иногда собрать себя в охапку сложнее, чем собрать «Теслу». Как тебе такое, Илон Маск? Это вам не «перешагнуть Рубикон в полнолуние нового года под звуки ханга», автор до последней точки держит динамику, подпитывая сознание сладким перцем. Уберите всю сладость, и послевкусием будет острота – яркая, жгучая, резкая. Вот такие чувства сохраняются после прочтения. Это была бочка мёда, а теперь ложка дёгтя. При разных постановках проблем должен быть вывод или заключение, следствие и решение. Писатель должен ставить вопрос «Зачем?», а читатель – находить на него ответ в произведении. Здесь – то ли конец истории был скомканный, то ли всё не продвинулось дальше «истории маленького человека». Но каким было начало персонифицировано-личным, так всё этими душевными рефлексиями и закончилось. А вопросы «Зачем?» и «Для чего?» нужно было «перемещение», остаются открытыми для любознательного читателя.
Успех приготовленного блюда заключается в умении не только подобрать правильные ингредиенты – слова, мысли, идеи, – но и соединить их между собой, сдобрив уваристой логикой и нажористой подачей. Не так уж важен рецепт, да и сейчас их множество смесей и видов, пусть это будет даже коктейль из обыденности, умело приправленный крупицами юмора, могущий возбудить аппетит. Кроме всего прочего после прочтения не должно оставаться тяжести, текст должен восприниматься читателем легко.
Такая странная и такая многогранная, как и рассказы автора. Здесь нет привычных в рассказах натуралистов лиричных описаний, здесь даже природа смотрит с оскалом «белёсыми глазами». Но как огонь, завораживающий шимпанзе, так и меня завораживает метафоричность смыслов и выводов: «Вот кокос, – со значением говорил Антонио собравшимся вокруг него подопечным. – Если смотреть на его внешность, то кажется, что от него никакого толку. Но суть кокоса скрыта внутри твёрдой и несъедобной оболочки. – Антонио камнем разбил плод, затем продемонстрировал всем белую сочную мякоть внутри. – То же следует сказать и про всех нас. Важно лишь то, что у вас внутри. Это наполнение делает вас сильным или слабым, значимым или бестолковым. Задумайтесь, в чём суть вашего нутра? Устраивает ли оно вас? Не пора ли что-то поменять?».
Обычно такого плана «толстые» журналы включают в себя поэзию. Открывает раздел «Поэзия» Владимир Зюськин со сборником «Дыхание Венеры»: и любовная лирика, и библейские мотивы, и «доверительный разговор» о женском вечном кокетстве, и деревенская любовь, и «вдруг вплывают в тебя глаза…», как лавиной накатывают и уносят в тонический переклик строк:
Всё чаще память переносит в юность, где мы Взлетали, падали, но ярко, остро жили. И не было для нас важнее темы, Чем страсть, которая огнём вливалась в жилы.
Я сам себе – на всё ответ, И сам – оплот отца небесного! Моя душа растёт, как свет Простора огненного, звездного.
Рубрика «Культурный поиск», представленная сборником стихотворений Фёдора Козырева «Высокопарное», является совместным проектом журнала «Новая Литература» и портала «Воздушный замок» с целью чтения и обсуждения произведений разных авторов. Неплохая идея привлечь внимание к поэзии, открыть дискуссию, пусть даже «спором о поэзии в гекзаметре», поучительно и познавательно:
в виду имея архаичность слов и то, что часто старомодность эта скрывает смысл написанных стихов.
И тот сказал: прости, любезный мой, но если б проще стал я изъясняться, на мёд стихов моих повадился б слетаться жужжащих мух несимпатичный рой.
А по веткам дождь-бродяга Хлещет, не боясь. Что ты жмёшься, как дворняга, Ветра не стыдясь?
Ни в чём не прекословьте, господа, Любви земной, которая спасает, Которой всем нам с вами не хватает Сегодня, может быть, как никогда.
Свитер растянутый скрыл перекрестье ключиц, Тонкое горло и словно подшитые плечи. А небеса из-под длинных коровьих ресниц Синью окинули этот заманчивый вечер.
Подведу черту под разделом «Поэзия» строками Марины Цветаевой: «Знаете, для чего существуют поэты? Для того чтобы не стыдно было говорить самые больные вещи», – вот таким мне видится сборник стихотворений этого раздела журнала.
А Виктор Парнев поднимает настроение интереснейшими подробно иллюстрированными литературными обзорами о «Бунтарях-43» в эссе-триптихе: Бобби Фишер, одиннадцатый чемпион мира по шахматам, Джим Моррисон, звезда рок-музыки и профессиональный бунтарь Эдуард Лимонов, чью автобиографическую нью-йоркскую сагу «Это я – Эдичка!» не прочитал только что ленивый. Казалось бы, почему такой выбор – шахматы, музыка и литература? Отвечу словами автора статьи: «у них много общего: например, азарт, как исполнителя, так и публики; невероятная энергозатратность; особый талант, без которого ни песню не споёшь, ни партию не сыграешь… (от себя добавлю, ни рассказ не напишешь)… воля к победе – помните, что пел Фредди Меркьюри: “We are the champions!” – это ведь не для красного словца было спето; и наконец ощущение победителя, когда шахматисту рукоплещут и просят автографа, а рок-звезде вопят “Great! Great!..” – и рвутся к нему на сцену, чтобы прильнуть к кумиру… Много общего, много, если подумать»… Чувство гармонии: сочетания, со-отношения и со-последовательности звуков в музыке, слов в литературе и фигур в шахматах. И чувство это со временем менялось, расширялось, развивалось. То, что показалось бы дьявольским диссонансом Баху, является нормой для музыки Хендрикса.
Разбор технических ошибок и исторических ляпов продолжен в критической статье Романа Тихонова «Подмога, или О странностях судьбы одной песни», текст интересен своими армейскими впечатлениями и семантикой слов, поданной в виде исторического-стилистического коктейля с критической оценкой «вкуса».
Талант это умение увидеть то, что скрыто от глаз обывателя. Талант это мастерство из простого куска бревна выстругать нечто говорящее... слово-творящее. Сначала было слово! И от того, каким оно будет – так строка и поплывёт.
Уверена, что читатели и авторы журнала «Новая Литература» оценят по достоинству труд его создателей, собравших в одном выпуске и разнотональные поэтичные сборники, и разножанровые прозаичные истории. Рассказы интересны своей незамыленной проекцией на мир, а стихи привлекательны своей лиричной распахнутостью. Критические обзоры, даже те, которые резко рассуждают о композиционной бестолковости «экспонатов», цепляют своей некоммерческой искренностью. Хочется продолжения дискуссии. Хочется, чтобы слова обязательно дошли до вдумчивого и чувствующего читателя.
опубликованные в журнале «Новая Литература» в январе 2023 года, оформите подписку или купите номер:
![]()
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Пробиться в издательства! Собирать донаты! Привлекать больше читателей! Получать отзывы!.. Мы знаем, что вам мешает и как это исправить! ![]()
о вашем произведении
Издайте бумажную книгу со скидкой 50% на дизайн обложки: ![]() 👍 Совершенствуйся! Отзывы о журнале «Новая Литература»: 06.09.2023 Впечатление от июльского номера НЛ 2023 г. — прекрасное! Подбор сильных авторов, проделана большая редакторская работа по оформлению и подаче текстов. Талантливые проза, поэзия, интересное и глубокое содержание, разнообразие жанров. Всё продумано до мелочей. Галина Мамыко 07.08.2023 Решимость голосующих редакторов и оценки, прозвучавшие на странице обсуждения рассказа, придают новых сил. Геннадий Литвинцев 22.07.2023 У вас очень хороший журнал, действительно большое разнообразие вкусов и предпочтений. Так держать! Алмас Коптлеуов 20 процентов от сделки ![]() Сделай добро: ![]() |
||||||||||
Copyright © 2001—2023 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|