Владимир Никитин
РассказНа чтение потребуется 38 минут | Скачать: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 27.02.2015
Купить в журнале за февраль 2015 (doc, pdf): ![]()
Оглавление 3. Середина 4. Кульминационная развязка 5. Эпилог Кульминационная развязка
Что ж, думал я, путешествие почти завершено. На Свободе ходит трамвай, на котором я быстро домчу до конечной, до своего дома. И за проезд платить не надо: сейчас новые машины пустили, на которых и турникетов нет, только на совесть пассажиров надежда, да на контролёров. На остановке, когда я подошёл, стоял именно такой трамвай, похожий на современный поезд. Двери у него, кроме передних, были закрыты; и только жёлтые аварийки оживляли этот, казавшийся брошенным, состав. Рядом стояла будка, обклеенная листами железа. Обычно пустая, сейчас она подавала признаки жизни: оттуда проступал свет, а сквозь дверь валил пар. Я зашёл и невольно закашлялся: в будке было так натоплено, что тяжело дышалось, дребезжащий обогреватель оглушал своим рёвом. Судя по всему, у него было два режима работы – «очень холодно», когда он был выключен, и «невыносимо жарко». На стенах висели прошлогодние газеты и потрёпанные временем плакаты. С обложек на меня смотрели люди со стёртыми лицами и прерванными улыбками. Я был окружён историей, которая уже оборвалась. И вспоминал, как отклеивал старые афиши, а там обнаруживал ещё более ранние объявления. Получается, что если потереть в каком-то месте, то можно упасть в прошлое на несколько лет, пока не дойдёшь до времени, когда нынешние обитатели были ещё молоды. И, как бы сказал мой папа, когда их надежды и мечты имели характер вероятности. На маленькой пузатой тумбочке стоял чайник и пакетики с заваркой. Рядом лежала коробка сахара, взломанная, как будто на это порыв употребили всю силу. Около – то ли кресло, то ли такой маленький диван, что лежать на нём мог разве что полурослик. Комната была не больше моей детской, которая даже мне казалась такой тесной и безвоздушной, что хотелось её покинуть при любой возможности. Так я обычно и делал, выбираясь на бескрайние просторы улицы.
Временный обитатель этого жилища, видно, придерживался иного подхода. Он стоял у окна с решётками и неподвижной горделивой позой напоминал памятник самому себе, сделанный при жизни. В руке он безвольно держал порядком проржавевшую кружку. – Вы не хотите выйти на улицу? Здесь же жарко, – сказал я. Он как будто ждал этого вопроса и подготовил ответ заранее, как человек, который богат оправданиями на все случаи жизни: – Я и так всегда в разъездах: то там, то сям приходится на трамвае колесить… – В кабине. Он поморщился. – На улицу по два раза за круг выбегаю, чтобы рельсы перевести. Тут он преувеличил – трамвайные рельсы в круге, проложенном вокруг района, нужно было переводить только раз, на другой конечной они без помощи вставали как надо. – К тому же, здесь есть дверь, а на улице – нет. Он не продолжил, но я и так всё понял. – Эх, не выбрал я свой родной маршрут, вот и встрял, – пожаловался он. – Не здесь я должен быть сегодня, не здесь. Всё раздражительность моя. Но они тоже хороши! – снова завёлся он. – Знаешь, что мне предложили?! Вести старый состав, этот хлам! Я отказался, и вот меня послали сюда, не в свой район. – Мне тоже нравится больше новый. А вы никогда раньше не водили старый трамвай? – Я?! Тридцать лет от звонка до звонка на нём проработал. – Но тогда почему… – осторожно начал я. – Как почему… Пересел на новый, и решил, что теперь возврата к старому быть не может! – И за сколько вы это поняли? – За неделю, меня только дней семь назад перевели… Стало ясно, что беседа заходит в тупик быстрее трамвая, и я перешёл к делу. – Может, вы довезёте меня? А то я никак не попаду домой. Идти далеко в такой снегопад. И снова он предугадал просьбу. Я заметил, что именно отказы взрослые держат наготове, как козыри в рукаве. – Я не готов. Ты сам сказал – снегопад. Конечную так замело, что не проедешь. – Но может, вы меня хоть туда довезёте, куда можно проехать? Он опять качнул головой. – Если трамвай не доедет до круга, он не развернётся, и я не попаду обратно. Значит, мне придётся мёрзнуть в такую погоду. Нет уж, лучше я здесь, в тепле, как дома. – Но это не дом! Дом там, куда я не могу доехать. – Зато здесь есть печка, чай и дверь, – раздражённо сказал он. Он поёжился и, демонстративно укутавшись в шарф, выше надвинул куртку на плечи. – Хочешь, оставайся здесь, я и тебе чай сделаю, – равнодушно предложил он. Я помотал головой. – Родители волнуются, – сказал. Уговаривать он не стал, снова замкнувшись в себе. Очевидно, ожидал, когда я, наконец, выйду и оставлю его одного, чтобы быстрее исчез выбор: помочь мне или нет. От огорчения я повернулся к стенам и принялся теребить старые плакаты. Отклеил один постер с трамваем, затем другой, а за ним обнаружил фотографию человека, который показался знакомым. Это был проводник в молодости. Мне стало любопытно, что будет глубже, на новом слое, под этим пожелтевшим фото... И я просто сдернул лист.
– Ты что делаешь! – услышал я окрик. Повернулся, чтобы приступить к оправданиям, но надобности в них не было. Вопрос адресовался не мне. Рядом стояла девушка-подросток, лет пятнадцати, чуть старше меня. Она приклеивала фотографию мальчика. – Для чего ещё нужны стены? – пожала она плечами. – Ну вот ещё, – ответил ей юноша. – Чтобы моя фотка висела в какой-то богом забытой каморке! Мне захотелось покинуть будку и оглядеться – возникло ощущение, что я попал в новое место. Я аккуратно вышел, чтобы не задеть парня и девушку даже колыханием воздуха. На улице потоками лил дождь, не ослабляя силу ни на секунду. Вокруг раскинулось заросшее травой поле без следов круга и остановки. Здание было то же, но полностью деревянным, без металлических листов и обшивки. И, несмотря на хлипкость материала, выглядело гораздо лучше, чем… В будущем? – задал я себе вопрос, поняв, что услышал разговор вагоновожатого в юности – в том возрасте, что он был на фотографии. Ребята следом вышли на улицу, продолжая разговор. – Говорят, здесь проложат рельсы, и добираться станет удобнее, – говорила девочка. – Ага, и потом не погуляешь – стройка, толпы. – А я вот люблю кататься на трамвае, он так медленно раскачивается, и звук: «тук-тук», «тук-тук», словно едешь в поезде по городу. – Хочешь прокачку? – с бравадой спросил паренёк. – Когда-нибудь – обязательно, – улыбнулась она. – Я стану твоим первым пассажиром, когда ты будешь работать на маршруте. – С чего ты взяла, что я буду водителем?! – с обидой спросил он. – Ну как, твой папа водит, и я думала… – Вот и неверно думала! – запальчиво воскликнул он. – Делать мне больше нечего, чем туда-сюда кататься по одному маршруту. – Но твой папа… – Да бог с ним! Что мне, обязательно быть, как он? Может, я гораздо большего хочу достичь, чем ему удалось. Мне, между прочим, по силам… Дальше он что-то увлечённо говорил, говорил, но я уже не слушал. Лишь в конце девушка тихо ответила: – А я всегда восхищалась теми, кто способен водить такой вот огромный механизм – целый поезд с вагонами. – Ну, это, положим, я умею, – уже спокойнее сказал он и хитро улыбнулся. – Пойдём со мной: тут рядом есть старый трамвай, который отогнали в самый конец путей и, наверное, скоро переплавят. Но кабина ещё очень даже ничего! Пусть он не на ходу, но я проведу тебе мастер-класс по вождению особо сложных машин. Стоило ли ждать повторного приглашения? Уже через минуту мы (и они, и я вслед за ними) бежали так, что пятки сверкали, по зелёной, сочной от дождя траве. Она причмокивала под нашими лёгкими шагами, пахло свежестью и бесконечной свободой, которая появляется, когда у сюжета возникают варианты.
Заброшенный трамвай мы действительно обнаружили там, где он и должен был быть – он стоял вдали от дороги, и по нему звучно били крупные капли дождя. Мы быстро запрыгнули в кабину, которая еле вместила всех нас. – Главное в трамвае – управление тягой и торможением, переключение хода вперёд и назад, – со знанием дела сказал паренёк. – Приступим. Вот это рычаг, – он положил её руку. – Он приводит в действие эту махину. – А это он, – подбил её ногу. – Педаль… Юноша ещё долго говорил, тщательно выговаривая чужие сложные слова: токоприёмник, реверсор, контроллер… Она внимательно слушала, а потом спросила: – А кто тебя всему этому научил? – Кто-кто. Отец, конечно, – с гордостью ответил он. – То-то, – с лёгкой улыбкой укорила она. Они помолчали. – А знаешь, что бы я хотела? Чтобы ты когда-нибудь прокатил меня на трамвае по-настоящему. Чтобы нажал рычаг, и этот трамвай поехал. – Он уже никогда не поедет. – Почём знать… Лобовое стекло понемногу синело, возвещая о сумерках, до наступления которых им надо было разойтись по домам. Я вздохнул и закрыл глаза, прекрасно понимая, кто здесь лишний. А затем сдёрнул календарь с приборной доски трамвая, висевший, словно свидетельство о смерти машины.
– Ну и зачем ты попортил газету? – сварливо сказали. – Этот номер теперь раритет. Я снова был в каморке вместе с постаревшим водителем. И совершенно не удивился перемене, только сказал: – Тут ваша фотография… – И что? – Мне кажется, я знаю, кто её повесил. – Не всё ли равно? – сварливо ответил тот и присел к столу. Включил пожелтевший от накипи чайник и протянул руки к пластику, будто собирался греться. Я понял, что уговаривать его бессмысленно. Для него поездка на трамвае, пусть даже для помощи другому, не имела больше смысла. – Прощайте, – надсадно крикнул я, и в груди защемило, как при расставании с облетающим, теряющим в красках пейзажем. Он даже не обернулся. Я бежал к заснеженной остановке, где жёлтыми огнями подмигивал мне трамвай. Вскочив в открытые двери, я осмотрел свой «экипаж». Никогда я не бывал в пустом вагоне, ведь даже на конечной остановке водитель ходит по вагону и проверяет: все ли вышли и нет ли оставленных вещей. Я занял «капитанское место» за пультом управления. Или, как я про себя сказал, – в рубке. За десятилетия, с тех времён, как юный проводник учил свою подругу, многое в управлении изменилось. Но главное осталось прежним. Поначалу у меня возникло ощущение, что здесь, как в кабине самолёта, так же запутано и сложно. Но затем я стал разбираться и, поняв, что многие кнопки мне просто не нужны, успокоился. Моя рука зависла над токоприёмником. В секундном замешательстве я думал о взрослых и их смешных проблемах: как бы быстрее доехать без пробки до парка, где лучше припарковаться, какие для прогулок лучше купить сапоги, чтобы красивые и без каблука или удобные зимой на льду, но с каблуком, да ещё, чтобы не пачкались. И о том, чтобы мне нужна лишь быстрая горка, тёплая одежда и уютное помещение, в которое можно зайти, когда совсем замёрзнешь. Или ещё лучше ванна после морозной прогулки, поначалу еле теплая – иначе обжигает, – а потом всё горячее и горячее, и чтобы, когда выходишь, пар столбом валил. И мечтаю я об одном – самому управлять трамваем, таким сложным и большим, а главное, невозмутимым и плавным, как кит.
Я поднял токоприёмник, нажал педаль безопасности и, повернув реверсор вперёд, отвернул пусковую педаль до начала хода. Трамвай ожил и пришел в действие. Тронувшись, он мягко заскользил по рельсам прочь от будки, в которой когда-то жила мечта, связанная с ним. Я тогда ещё не понимал, и понять не мог, что речь идёт о том времени, когда у проводника была молодость и были мечты, отличные от нынешних. Я вёл и одним глазом смотрел в зеркало заднего вида, ожидая, что вот-вот и выбежит проводник и хоть издалека, размахивая кулаком, увидит, как исполняется мечта. Но рельсы убегали, мелькали дороги, а его всё не было. И скоро мой трамвай, переехав через Восточный мост, упустил из виду и ту остановку в начале Свободы, и будку, и чужие мечты. Когда поезд набрал скорость, я вернул педаль контроллера в нулевое положение. Тяговые двигатели отключились, и вагон пошёл выбегом. Я проехал Торговый центр, мерцающий всеми огнями, как калейдоскоп, полностью соответствуя своему названию. Затем вдали показалась ёлка, на которой висели игрушки-сундуки с самым дорогим, что есть у детей – заветными посланиями в свитках. Я установил контроллер на одну из тормозных позиций, приготовив трамвай к остановке. Началось торможение. Когда я подъезжал к развилке, занесённой снегом, после которой дороги уже не было, то увидел стеклянный шар из ромбиков, наподобие того, что построен на Часовой[2]. На развороте трамвайного круга он выглядел, как упавший в снег огромный ёлочный шар. Я невольно поднял голову вверх, как будто рассчитывая увидеть гигантскую ель, подпёршую небо, словно атлант. Когда успели и на этой конечной соорудить? – удивился я. Папа говорил, что на Часовой располагается центральный диспетчерский пункт, в котором управляют движением сразу в трёх туннелях. Мы, местные дети, им очень гордились, считая нашей районной достопримечательностью. И когда увидели ёлочный шар в человеческий рост, что поставили на Охотном ряду в честь Нового года, то сразу успокоились – наш синий, трамвайный, куда лучше! Рельсы перешли, раздался громкий стук, и трамвай понёсся прямо к диспетчерскому пункту, а не в объезд. Я замер… никогда и подумать не мог, что окажусь внутри этой загадочной конструкции. Да ещё и не пешком войду, как на экскурсию с родителями, а вот так въеду, один и на трамвае. Я невольно зажмурился, а когда открыл глаза, то светлее не стало. И понял, что уже в шаре. И только где-то вдали мерцал свет от экранов, на которых камеры передавали записи с дорог и туннелей нашего района. Я увидел со стороны все свои похождения: гонки на Волоколамке, заплыв в вагоне, прыжок с ковша и катание в метро. И ещё мне показалось, что я вижу всю картину разом, словно макет, на который смотрят сверху-вниз. Но потом понял – это невозможно. Нельзя полностью охватить то, в чём ты находишься и участвуешь.
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за февраль 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Оглавление 3. Середина 4. Кульминационная развязка 5. Эпилог |
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:![]() Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 20.04.2025 Должна отметить высокий уровень Вашего журнала, в том числе и вступительные статьи редактора. Читаю с удовольствием) Дина Дронфорт 24.02.2025 С каждым разом подбор текстов становится всё лучше и лучше. У вас хороший вкус в выборе материала. Ваш журнал интеллигентен, вызывает желание продолжить дружбу с журналом, чтобы черпать всё новые и новые повести, рассказы и стихи от рядовых россиян, непрофессиональных литераторов. Вот это и есть то, что называется «Народным изданием». Так держать! Алмас Коптлеуов 16.02.2025 Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.) Анна-Нина Коваленко ![]()
![]() |
|||||||||||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|