Роман Оленев
Стенограмма программы "Стоп-кадр"На чтение потребуется 9 минут | Скачать: Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 17.11.2013
Здравствуйте. В том, что сегодня кино зачастую пытается привлечь внимание зрителей не столько психологизмом и художественными приёмами, сколько спецэффектами и компьютеризаций кадра, мы с вами убедились в прошлой передаче на примере фильма «Ирония судьбы. Продолжение». Что уж говорить про современную мультипликацию? Всё построено на компьютерной графике. Но, как говорит выдающийся художник-мультипликатор Юрий Норштейн, автор – не побоимся этого слова – шедевра «Ёжик в тумане», компьютер гладко и быстро выполнит любую задачу, но он не сделает ошибку, которая вызовет сердцебиение, не даст нервного напряжения, которое вдохнёт в фильм жизнь. Для Юрия Норштейна, как настоящего художника, чувственность и индивидуальность являются самым главным в произведении искусства.
Кадры из мультфильма «Сказка сказок». Яблоки, падающие под снегопадом.
Норштейн создал свой уникальный жанр и свой уникальный стиль, который и определить нелегко. Очевидно лишь то, что его мультфильмы это яркий пример эмоциональной, можно сказать, атмосферной мультипликации, способной создать настроение. А добивается он этого тем, что за основу мастерства взял даже не умение нарисовать, а, по его словам, нахождение того соотношения внутри изображения, дающего сверхчувственную сторону кинокадра. А это уже относится даже не к области хорошего рисования. Не случайно среди его любимых художников, помимо Рембрандта, Пикассо и Ван Гог. Норштейн – это художник-мыслитель. Он считает, что в самом несовершенстве заключено нечто, что уходит за грани совершенства. Что абсолютно совершенной вещи быть и не может, поскольку сам мир таков, он строится на несовершенстве и неравновестности своей. А вообще-то художник не сразу нашёл свой неповторимый стиль. Его первый мультфильм, посвящённый историческим событиям Древней Руси, выполнен в особой экспрессии и в таком ионическом стиле, впоследствии художнику не свойственном. Но уже эта первая работа говорит о том, что создана она гениальным мультипликатором.
Кадры из мультфильма «Сеча при Керженце».
Уникальный же свой стиль, который Норштейну принёс мировое признание, начался с легендарного «Ёжика в тумане». В нём проявилась характерное для всей художественной манеры Норштейна отсутствие чётких контуров изображений. Границы между предметами, между средой и персонажами не отчётливы. И образы как бы сливаются с друг другом и создают целостный и гармоничный мир. Этот необычный мультфильм создан по сказке Сергея Козлова, который напомнил, что дети могут быть полны не только октябрятским задором, но и быть созерцателями. Плюс и сам Норштейн довольно сильно изменил и сюжет, и настроение сказки, что называется, напустил туману. Сегодня «Ёжик в тумане» среди яркой компьютерной графики выглядит ещё более растерянном и заблудившимся.
Кадры из мультфильма «Ёжик в тумане»:
– У-у! У-у! У-у! У-у! – Псих.
Туман в мультфильме был чуть ли не первым мультипликационным спецэффектом. А дело было так. Фигурку Ёжика клали на белый фон, а сверху – тонкую прозрачную кальку. Картинка проектировалась на экран, и в этот момент кальку начинали приподнимать. И Ёжик растворялся в тумане. Кроме того, в этом мультфильме Норштейн впервые в мире стал применять так называемые ярусные съёмки, придающие изображениям пространственную глубину. Было изобретено специальное оборудование, и вместо обычного станка под закреплённой камерой устанавливались стёкла в четыре яруса. На верхнем ярусе были объекты первого плана, на нижнем – дальнего. Между подвижными ярусами можно было напускать дым, подкладывать фольгу, рассыпать пудру. При всей простоте это было гениальным изобретением. Не случайно именно благодаря этому мультфильму вся мультипликация разделилась на период до «Ёжика» после.
Кадры из мультфильма «Ёжик в тумане».
«Ёжик в тумане» – это психологический мультфильм. У Норштейна получилось, если можно так выразиться, дестилировать чувства. То есть, показать вне какого бы то ни было контекста основные эмоции: страх, любопытство, отчаяние, радость. И совсем не важно, где и с кем это происходит, важна потрясающая достоверность переданных ощущений. Кстати, психологи говорят, что с помощью этого мультфильма можно проверить эмоциональный фон ребёнка. Если он смотрит мультфильм спокойно, не тревожится, понимая, что всё будет хорошо, – у него спокойная психика и оптимистичный взгляд на мир. Если же он каждый раз бурно переживает и внутренне сжимается – он меланхолик. Ну, а вообще-то этот мультфильм по-своему совсем и не детский, одна только музыка чего стоит. Такая авангардная музыка в семидесятые годы воспринималась как готовый диагноз, за её написание могли упечь и в психушку.
Кадры из мультфильма «Ёжик в тумане».
Норштейн признаётся, что импульсом для его замысла может явиться какой-нибудь сухой лист, упавший с дерева, и вызванное им чувство грусти. Как в поэтике Тарковского большое место занимают первоэлементы природной стихии – свет, тень, огонь, вода, ветер, апеллирующие к подсознанию зрителя, так и у Норштейна – элементы природной стихии и связанные с ними образы играют очень важную роль.
Кадры из мультфильма «Сказка сказок».
Это кадры из мультфильма «Сказка сказок», который в 2003 году на мультипликационном фестивале в Токио был признан лучшим мультфильмом всех времён и народов, но, правда, после «Ёжика в тумане». «Сказка сказок» давалась Норштейну нелегко. В ней художник дал жизнь всему, что жило в нём самом, и не только лучащимся детским воспоминанием, но и сумеречным военным годам. Этот мультфильм автобиографичный, ассоциативный рассказ о маленьком мальчике, жизнь которого пришлась на лишения Второй мировой войны. И художник ведёт своего маленького героя между идиллией и потрясениями войны. Сам Норштейн родился в сорок первом году и запомнил это страшное время глазами ребёнка.
Кадры из мультфильма «Сказка сказок».
В «Сказке сказок» практически отсутствует последовательно развивающийся жёсткий сюжет, здесь лишь условно обозначено начало, середина и конец действия. Этот мультфильм создан в духе нелинейного повествования. В виде круговорота воспоминаний, самых разных тем и образов. Этот мультфильм представляет собой в целом такой сгусток времени и пространства. Время, которое протекает в такого рода кадрах, не событийное, а психологическое. Этот мультфильм не пересказывается принципиально. Описать его можно, лишь пользуясь языком поэтических цитат и метафор. Художник говорит с нами языком нюансов и оттенков изображения, которые в соединении с удивительно органичной музыкой Баха оставляют на душе зрителя светлую грусть и восхищение утончённостью этого фильма.
Кадры из мультфильма «Сказка сказок».
Мультфильм Норштейна ожидала трудная судьба. Вначале он назывался «Придёт серенький волчок», но высокое начальство умудрилось увидеть в названии крамолу и заставило его изменить. Это была единственная уступка, на которую согласился Норштейн. Как и другие его работы, этот мультфильм глубоко пропитан мотивами русских сказок и, вообще, русского искусства, где могут действовать животные, и изображается жизнь, абстрагированная от советской реальности. Что, кстати, и сделало работу художника очень непопулярной у доперестроечного руководства в Кремле.
Кадры из мультфильма «Сказка сказок»:
– Придёт серенький волчок, он ухватит за бочок. Он ухватит за бочок и потащит во лесок. Под ракитовый кусток. Придёт серенький волчок, он ухватит за бочок. Он ухватит за бочок и потащит во лесок. Под ракитовый кусток.
Образы мультфильмов Норштейна наполнены ощущением вечности. Выражая состояние окружающего мира, они апеллируют не только к нашему зрению и слуху, но словно бы ко всем пяти чувствам. Сырость воздуха и его свежесть, дыхание волчка, запах яблока, шум дождя. Всё это адресовано к разным органам чувств и близко к целостному восприятию мира ребёнком, у которого ещё не развита способность логического мышления. Вообще, утрата детской беззаботности и процесс взросления – вот тема, которая неизменно волнует Норштейна. И все его мультфильмы пропитаны ностальгией по детству. Эти тёплые детские переживания связаны, прежде всего, с образом старого дома. В этом доме открываются двери в волшебный мир детства, который художник пытается описать языком образов и метафор.
Кадры из мультфильма «Сказка сказок».
Удивляет, как такими скупыми изобразительными средствами художник вдыхает жизнь в свои мультфильмы и делает их настолько поэтичными. По словам Норштейна, искусство для него – это, прежде всего, содержательность в сочетании со скромностью. Он даже считает, что когда меньше технических возможностей, начинает более активно работать фантазия, и говорит, что боится возможностей без ограничений. Может быть, поэтому работает Норштейн медленно, штучно, подолгу ищет какой-нибудь нужный образ, ракурс или живописный приём. Но зато в результате он стал учителем выдающихся мультипликаторов мира, которые не стыдятся признаться в его бесконечном влиянии на своё творчество. Особенно его ценят в Японии. И это неудивительно, ведь для Норштейна мимолётности являются самым главным в произведении искусства. И это может быть капля, стекающая с листа, падающий снег, шум поезда или дождя. То есть, всё то, что не имеет отношения к практической жизни.
Кадры из мультфильма «Сказка сказок».
В мультфильмах Норштейна кто-то чувствует необъяснимую светлую грусть, кто-то видит в них глубокий философский смысл, кто-то через них способен взглянуть на своё прошлое и будущее. Очевидно одно. Эти удивительно поэтичные мультфильмы, которые пересказывать так же бессмысленно, как стихи или музыку, обладают способностью согревать душу зрителя и настраивать на особое созерцательное восприятие жизни, в чём вы, наверно, и убедились. А на сегодня мы с вами прощаемся. До новой встречи.
Кадры из мультфильма «Сказка сказок».
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 01.10.2024 Журнал НЛ отличается фундаментальным подходом к Слову. Екатерина Сердюкова 28.09.2024 Всё у вас замечательно. Думаю, многим бы польстило появление на страницах НОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Александр Жиляков 12.09.2024 Честно, говоря, я не надеялась увидеть в современном журнале что-то стоящее. Но Вы меня удивили. Ольга Севостьянова, член Союза журналистов РФ, писатель, публицист
|
||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
кафедра журналистики . Дрель ударная неисправности не подлежащие Ремонту Ремонт дрели. |