HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Роман Оленев

Образ матери в кино. Часть первая.

Обсудить

Стенограмма программы "Стоп-кадр"

На чтение потребуется 35 минут | Скачать: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Купить в журнале за апрель 2015 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2015 года

 

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 27.04.2015
Оглавление

1. Часть 1
2. Часть 2
3. Часть 3

Часть 2


 

 

 

Кадр из фильма «Холодное лето пятьдесят третьего» (режиссёр Александр Прошкин, 1987 г.)

 

Кадры из фильма «Холодное лето пятьдесят третьего» (режиссёр Александр Прошкин, 1987 г.).

 

Кроме того, то, что дородная героиня Нины Усатовой[6] с типично народными русскими чертами способна в фильме лишь только мычать, связывает материнский образ с коровой. И в данном случае здесь нет ничего оскорбительного. Как мы уже говорили, в русском фольклоре, вообще в русском сознании эти ассоциации всегда были устойчивы. Помните, как в фильме «Калина красная» Егор – отсидевший герой Шукшина – говорит дородной девушке Любе, что из своего детства он помнит лишь только мать и корову.

 

Кадр из фильма «Калина красная» (режиссёр Василий Шукшин, 1973 г.)

 

Кадры из фильма «Калина красная» (режиссёр Василий Шукшин, 1973 г.):

 

– Знаешь, я из моего детства только мать помню да корову. Райкой звали Корову.

 

Возвращаясь же к фильму «Холодное лето пятьдесят третьего», где совсем другие уголовники, и речь идёт о кровавых преступлениях сталинского режима – так вот там мычащая глухонемая мать связана не только с образом коровы, это образ как бы самой России-матушки, которая вынуждена покорно прислуживать палачам. И немота здесь как невозможность выразить страдания, как символ того, что всей стране как бы вырвали язык.

 

Кадр из фильма «Холодное лето пятьдесят третьего» (режиссёр Александр Прошкин, 1987 г.)

 

Кадры из фильма «Холодное лето пятьдесят третьего» (режиссёр Александр Прошкин, 1987 г.).

 

Тут уже поневоле всплывает в памяти плакат как раз сталинских времён, где сурового вида женщина призывает нас не болтать. Наверное, именно с этого плакатного образа создавался портрет матери в исполнении Нины Руслановой[7] в фильме «Завтра была война».

 

Кадр из фильма «Завтра была война» (режиссёр Юрий Кара, 1987 г.)

 

Кадры из фильма «Завтра была война» (режиссёр Юрий Кара, 1987 г.):

 

– Человек, преданный на́шей истине, если понадобится, будет защищать её с оружием в руках. Вот чему надо учить. А болтовня – не наше занятие. Мы строим новое общество. И нам не до болтовни. Почему ты спросила об этом?

– Просто так.

– На ужин выпьешь молоко. Я больше ничего не успела сготовить. Мне завтра предстоит серьёзное выступление.

 

С далёких советских времён, пожалуй, и следует разбирать динамику, а главное, искажение традиционных представлений о матери, во всяком случае, что касается отечественного кино. Здесь, как мы увидели, масть всё же думает о своём ребёнке, хотя на первом плане для неё серьёзное выступление.

А ведь в самом начале для советской власти матери как бы и не существовало. Мать рассматривалась как олицетворение пошлости, мещанства. Достаточно сказать, что именно советское государство впервые в мире легализовало аборты. Случилось это в двадцатом году.

Но уже в тридцатые Сталин совершил резкий поворот в идеологии, и появились плакаты типа «Здоровая женщина должна иметь детей». Что-то подобное, кстати, происходило тогда и в нацистской Германии. Но отец всех народов ещё решил, что именно мужеподобная женщина-мать, которая и детей рожает, и коммунизм строит, вообще должна занять центральное место в обществе. Идейная мать-коммунистка стала олицетворением самой коммунистической партии, рупором всех главных идей.

 

Кадр из фильма «Завтра была война» (режиссёр Юрий Кара, 1987 г.) title=

 

Кадры из фильма «Завтра была война» (режиссёр Юрий Кара, 1987 г.):

 

– Справедливо только то, что полезно обществу. Только это и справедливо, запомни.

– А как же человек? Человек вообще.

– Человека вообще нет. А есть только гражданин, который обязан верить. Верить!

 

К концу тридцатых образ мужеподобной волевой женщины-матери стал приобретать формы настоящего религиозного культа. А с началом Великой Отечественной войны именно с матерью прочно связывается образ самой Родины. Материнский образ тогда выполнял функцию своего рода иконы.

Но, может быть, лучшим свидетельством того, насколько высоким и сакральным был образ матери в Советском Союзе периода его мощи, стали гигантские статуи женщин-матерей в священных местах. Причём эти грандиозные по своей высоте фигуры воплощают в себе даже не столько великие женские качества, но, прежде всего, великую мужественность. То есть именно мать в советской культуре символизировала одновременно и мир, и воинственность.

То есть женщина-мать вообще стала воплощением основ государственности. Соответственно, и в советском кино актрисы, игравшие матерей, как правило, по своей психофизике отличались такой особенной статностью, могучей фактурой. Как, например, Нонна Мордюкова[8]. Вообще, в советском кино была целая плеяда замечательных актрис, игравших именно матерей, и в облике которых сочетались такие качества, как внутренняя сила, жертвенность, особая материнская мудрость. Как, скажем, как в облике Любови Соколовой[9], на счету которой, кстати, в советском кино чуть ли не сто материнских образов.

В целом, что касается прославления матери как основы советской семьи, то апофеозом тут, конечно, явилось установление ещё в сорок четвёртом году звания «Мать-героиня» с соответствующими орденами. Это звание присуждалось матерям, родившим минимум десять детей – то есть предполагалось, что можно рожать и дальше. И одну из таких героинь, которая в хорошем смысле не может остановиться, сыграла замечательная, тоже статная актриса Наталья Гундарева[10].

 

Кадр из фильма «Однажды двадцать лет спустя» (режиссёр Юрий Егоров, 1980 г.)

 

Кадры из фильма «Однажды двадцать лет спустя» (режиссёр Юрий Егоров, 1980 г.):

 

– Ну зачем вы это устроили?

– Нормально, нормально всё…

– О-о-о!

– Чего ты ещё в жизни ждёшь?

– Чего я в жизни жду́? Я жду ребёнка.

 

И недаром фоном во всей этой торжественной сцене авторы советского фильма выбрали портреты русских писателей – Некрасова, Толстого, – то есть всех тех, кто в своём творчестве прославлял мать как высшее воплощение женского начала.

Но, как известно, параллельно такому гимну материнства в советском кино шёл и противоположный процесс. И раз уж мы за высокую основу взяли фильм с Натальей Гундаревой, то на примере именно этой замечательной актрисы можно проследить динамику сниже́ния образа матери в советском кино.

В фильме «Осенний марафон» мы уже видим не счастливую мать-героиню с гордо поднятой головой, а мать в домашнем халате с заплаканными глазами. И детей у неё уже не десять, а всего лишь одна дочь, да и то, в глазах дочери мама это женщина, у которой нет вкуса.

В общем, в семидесятых, особенно в конце семидесятых материнство начинает ассоциироваться с чем-то глубоко несчастным, ущербным и старомодным.

 

Кадр из фильма «Осенний марафон» (режиссёр Георгий Данелия, 1979 г.)

 

Кадры из фильма «Осенний марафон» (режиссёр Георгий Данелия, 1979 г.):

 

– Как это страшно, когда никому не нужна.

– Не правда, Нина. Ты мне́ нужна. Ты Леночке нужна.

– Нет.

– Ты всем нужна, ты на работе нужна.

– Нет. И Леночке я не нужна. Я купила им занавески и хотела им их повесить. Они меня выгнали, они сказали, что у них свой вкус. Я всем только мешаю…

– Нина…

 

Так, сходя с высокого пьедестала, образ матери в советском кино постепенно спускается в плоскость чисто бытовую, я бы сказал, кухонную. Взять фильм «Родня»[11], где показано уже сразу два поколения советских матерей, каждая из которых переживает явно не лучшие времена. И теперь домашний халат, слёзы, истерика – вот из чего чаще всего складывается типичный портрет советской матери, независимо от её возраста.

Что же касается Нонны Мордюковой, то она, ещё недавно игравшая героиню, олицетворяющую Родину-мать, здесь расхаживает в фартуке с американскими звёздами и в каком-то жутком оцепенении пропускает через себя творчество группы «Бони Эм».

 

Кадр из фильма «Родня» (режиссёр Никита Михалков, 1981 г.)

 

Кадры из фильма «Родня» (режиссёр Никита Михалков, 1981 г.).

 

И конечно, в процессе тех метаморфоз, которые происходили с монументальным образом матери в советском кино, не обошлось без западного вторжения. Началось ведь всё ещё с начала оттепели, когда тон начал задавать европейский кинематограф. И параллельно таким актрисам, как Гундарева, Мордюкова, в моду вошёл образ женщины, скажем так, женщины-девочки. В обтягивающей одежде, подчёркивающей сексуальность. Соответственно, материнские же качества в таких милых девушках были не очень сильно проявлены.

 

Кадр из фильма «Июльский дождь» (режиссёр Марлен Хуциев, 1966 г.)

 

Кадры из фильма «Июльский дождь» (режиссёр Марлен Хуциев, 1966 г.).

 

Кадр из фильма «Летят журавли» (режиссёр Михаил Калатозов, 1957 г.)

 

Кадры из фильма «Летят журавли» (режиссёр Михаил Калатозов, 1957 г.).

 

Кадр из фильма «Мне двадцать лет» (режиссёр Марлен Хуциев, 1964 г.)

 

Кадры из фильма «Мне двадцать лет» (режиссёр Марлен Хуциев, 1964 г.).

 

Такая двойная динамика оттепельного кино в конце концов привела к тому, что эти два абсолютно разных женских психотипа в один прекрасный момент столкнулись друг с другом. В предельно понятной, да ещё и весёлой форме это видно по фильму «Бриллиантовая рука»[12], где образцовая многодетная советская мать сталкивается с немыслимо сексуальной – как по тем, так и по нынешним временам – девицей в исполнении Светличной[13]. И на таком фоне образцовая советская мать выглядит соратницей Семёна Семёновича.

 

 

 



 

[6] Нина Николаевна Уса́това (род. 1951) – русская актриса театра и кино, народная артистка России (прим. ред.).

 

[7] Нина Ивановна Русла́нова (род. 1945) – русская актриса театра и кино. Народная артистка России (прим. ред.).

 

[8] Но́нна Викторовна Мордюко́ва (1925–2008) – русская актриса. Лауреат Сталинской премии первой степени. Народная артистка СССР (прим. ред.).

 

[9] Любовь Сергеевна Соколова (1921–2001) – русская актриса. Народная артистка СССР (прим. ред.).

 

[10] Наталья Георгиевна Гу́ндарева (1948–2005) – русская актриса театра и кино (прим. ред.).

 

[11] «Родня» – художественный фильм 1981 г. режиссёра Никиты Михалкова (прим. ред.).

 

[12] «Бриллиантовая рука» – комедия 1968 г. режиссёра Леонида Гайдая (прим. ред.).

 

[13] Светлана Афанасьевна Светличная (род. 1940) – русская актриса театра и кино, Заслуженная артистка РСФСР (прим. ред.).

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за апрель 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт продавца»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите каждое произведение апреля 2015 г. отдельным файлом в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление

1. Часть 1
2. Часть 2
3. Часть 3
441 читатель получил ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 20.04.2024, 07:39 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!