Роман Оленев
Стенограмма программы "Стоп-кадр"На чтение потребуется 35 минут | Скачать: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 27.04.2015
Купить в журнале за апрель 2015 (doc, pdf): ![]()
Оглавление 1. Часть 1 2. Часть 2 3. Часть 3 Часть 2
![]()
Кадры из фильма «Холодное лето пятьдесят третьего» (режиссёр Александр Прошкин, 1987 г.).
Кроме того, то, что дородная героиня Нины Усатовой[6] с типично народными русскими чертами способна в фильме лишь только мычать, связывает материнский образ с коровой. И в данном случае здесь нет ничего оскорбительного. Как мы уже говорили, в русском фольклоре, вообще в русском сознании эти ассоциации всегда были устойчивы. Помните, как в фильме «Калина красная» Егор – отсидевший герой Шукшина – говорит дородной девушке Любе, что из своего детства он помнит лишь только мать и корову.
![]()
Кадры из фильма «Калина красная» (режиссёр Василий Шукшин, 1973 г.):
– Знаешь, я из моего детства только мать помню да корову. Райкой звали Корову.
Возвращаясь же к фильму «Холодное лето пятьдесят третьего», где совсем другие уголовники, и речь идёт о кровавых преступлениях сталинского режима – так вот там мычащая глухонемая мать связана не только с образом коровы, это образ как бы самой России-матушки, которая вынуждена покорно прислуживать палачам. И немота здесь как невозможность выразить страдания, как символ того, что всей стране как бы вырвали язык.
![]()
Кадры из фильма «Холодное лето пятьдесят третьего» (режиссёр Александр Прошкин, 1987 г.).
Тут уже поневоле всплывает в памяти плакат как раз сталинских времён, где сурового вида женщина призывает нас не болтать. Наверное, именно с этого плакатного образа создавался портрет матери в исполнении Нины Руслановой[7] в фильме «Завтра была война».
![]()
Кадры из фильма «Завтра была война» (режиссёр Юрий Кара, 1987 г.):
– Человек, преданный на́шей истине, если понадобится, будет защищать её с оружием в руках. Вот чему надо учить. А болтовня – не наше занятие. Мы строим новое общество. И нам не до болтовни. Почему ты спросила об этом? – Просто так. – На ужин выпьешь молоко. Я больше ничего не успела сготовить. Мне завтра предстоит серьёзное выступление.
С далёких советских времён, пожалуй, и следует разбирать динамику, а главное, искажение традиционных представлений о матери, во всяком случае, что касается отечественного кино. Здесь, как мы увидели, масть всё же думает о своём ребёнке, хотя на первом плане для неё серьёзное выступление. А ведь в самом начале для советской власти матери как бы и не существовало. Мать рассматривалась как олицетворение пошлости, мещанства. Достаточно сказать, что именно советское государство впервые в мире легализовало аборты. Случилось это в двадцатом году. Но уже в тридцатые Сталин совершил резкий поворот в идеологии, и появились плакаты типа «Здоровая женщина должна иметь детей». Что-то подобное, кстати, происходило тогда и в нацистской Германии. Но отец всех народов ещё решил, что именно мужеподобная женщина-мать, которая и детей рожает, и коммунизм строит, вообще должна занять центральное место в обществе. Идейная мать-коммунистка стала олицетворением самой коммунистической партии, рупором всех главных идей.
![]()
Кадры из фильма «Завтра была война» (режиссёр Юрий Кара, 1987 г.):
– Справедливо только то, что полезно обществу. Только это и справедливо, запомни. – А как же человек? Человек вообще. – Человека вообще нет. А есть только гражданин, который обязан верить. Верить!
К концу тридцатых образ мужеподобной волевой женщины-матери стал приобретать формы настоящего религиозного культа. А с началом Великой Отечественной войны именно с матерью прочно связывается образ самой Родины. Материнский образ тогда выполнял функцию своего рода иконы. Но, может быть, лучшим свидетельством того, насколько высоким и сакральным был образ матери в Советском Союзе периода его мощи, стали гигантские статуи женщин-матерей в священных местах. Причём эти грандиозные по своей высоте фигуры воплощают в себе даже не столько великие женские качества, но, прежде всего, великую мужественность. То есть именно мать в советской культуре символизировала одновременно и мир, и воинственность. То есть женщина-мать вообще стала воплощением основ государственности. Соответственно, и в советском кино актрисы, игравшие матерей, как правило, по своей психофизике отличались такой особенной статностью, могучей фактурой. Как, например, Нонна Мордюкова[8]. Вообще, в советском кино была целая плеяда замечательных актрис, игравших именно матерей, и в облике которых сочетались такие качества, как внутренняя сила, жертвенность, особая материнская мудрость. Как, скажем, как в облике Любови Соколовой[9], на счету которой, кстати, в советском кино чуть ли не сто материнских образов. В целом, что касается прославления матери как основы советской семьи, то апофеозом тут, конечно, явилось установление ещё в сорок четвёртом году звания «Мать-героиня» с соответствующими орденами. Это звание присуждалось матерям, родившим минимум десять детей – то есть предполагалось, что можно рожать и дальше. И одну из таких героинь, которая в хорошем смысле не может остановиться, сыграла замечательная, тоже статная актриса Наталья Гундарева[10].
![]()
Кадры из фильма «Однажды двадцать лет спустя» (режиссёр Юрий Егоров, 1980 г.):
– Ну зачем вы это устроили? – Нормально, нормально всё… – О-о-о! – Чего ты ещё в жизни ждёшь? – Чего я в жизни жду́? Я жду ребёнка.
И недаром фоном во всей этой торжественной сцене авторы советского фильма выбрали портреты русских писателей – Некрасова, Толстого, – то есть всех тех, кто в своём творчестве прославлял мать как высшее воплощение женского начала. Но, как известно, параллельно такому гимну материнства в советском кино шёл и противоположный процесс. И раз уж мы за высокую основу взяли фильм с Натальей Гундаревой, то на примере именно этой замечательной актрисы можно проследить динамику сниже́ния образа матери в советском кино. В фильме «Осенний марафон» мы уже видим не счастливую мать-героиню с гордо поднятой головой, а мать в домашнем халате с заплаканными глазами. И детей у неё уже не десять, а всего лишь одна дочь, да и то, в глазах дочери мама это женщина, у которой нет вкуса. В общем, в семидесятых, особенно в конце семидесятых материнство начинает ассоциироваться с чем-то глубоко несчастным, ущербным и старомодным.
![]()
Кадры из фильма «Осенний марафон» (режиссёр Георгий Данелия, 1979 г.):
– Как это страшно, когда никому не нужна. – Не правда, Нина. Ты мне́ нужна. Ты Леночке нужна. – Нет. – Ты всем нужна, ты на работе нужна. – Нет. И Леночке я не нужна. Я купила им занавески и хотела им их повесить. Они меня выгнали, они сказали, что у них свой вкус. Я всем только мешаю… – Нина…
Так, сходя с высокого пьедестала, образ матери в советском кино постепенно спускается в плоскость чисто бытовую, я бы сказал, кухонную. Взять фильм «Родня»[11], где показано уже сразу два поколения советских матерей, каждая из которых переживает явно не лучшие времена. И теперь домашний халат, слёзы, истерика – вот из чего чаще всего складывается типичный портрет советской матери, независимо от её возраста. Что же касается Нонны Мордюковой, то она, ещё недавно игравшая героиню, олицетворяющую Родину-мать, здесь расхаживает в фартуке с американскими звёздами и в каком-то жутком оцепенении пропускает через себя творчество группы «Бони Эм».
![]()
Кадры из фильма «Родня» (режиссёр Никита Михалков, 1981 г.).
И конечно, в процессе тех метаморфоз, которые происходили с монументальным образом матери в советском кино, не обошлось без западного вторжения. Началось ведь всё ещё с начала оттепели, когда тон начал задавать европейский кинематограф. И параллельно таким актрисам, как Гундарева, Мордюкова, в моду вошёл образ женщины, скажем так, женщины-девочки. В обтягивающей одежде, подчёркивающей сексуальность. Соответственно, материнские же качества в таких милых девушках были не очень сильно проявлены.
![]()
Кадры из фильма «Июльский дождь» (режиссёр Марлен Хуциев, 1966 г.).
![]()
Кадры из фильма «Летят журавли» (режиссёр Михаил Калатозов, 1957 г.).
![]()
Кадры из фильма «Мне двадцать лет» (режиссёр Марлен Хуциев, 1964 г.).
Такая двойная динамика оттепельного кино в конце концов привела к тому, что эти два абсолютно разных женских психотипа в один прекрасный момент столкнулись друг с другом. В предельно понятной, да ещё и весёлой форме это видно по фильму «Бриллиантовая рука»[12], где образцовая многодетная советская мать сталкивается с немыслимо сексуальной – как по тем, так и по нынешним временам – девицей в исполнении Светличной[13]. И на таком фоне образцовая советская мать выглядит соратницей Семёна Семёновича.
[6] Нина Николаевна Уса́това (род. 1951) – русская актриса театра и кино, народная артистка России (прим. ред.).
[7] Нина Ивановна Русла́нова (род. 1945) – русская актриса театра и кино. Народная артистка России (прим. ред.).
[8] Но́нна Викторовна Мордюко́ва (1925–2008) – русская актриса. Лауреат Сталинской премии первой степени. Народная артистка СССР (прим. ред.).
[9] Любовь Сергеевна Соколова (1921–2001) – русская актриса. Народная артистка СССР (прим. ред.).
[10] Наталья Георгиевна Гу́ндарева (1948–2005) – русская актриса театра и кино (прим. ред.).
[11] «Родня» – художественный фильм 1981 г. режиссёра Никиты Михалкова (прим. ред.).
[12] «Бриллиантовая рука» – комедия 1968 г. режиссёра Леонида Гайдая (прим. ред.).
[13] Светлана Афанасьевна Светличная (род. 1940) – русская актриса театра и кино, Заслуженная артистка РСФСР (прим. ред.).
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за апрель 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Оглавление 1. Часть 1 2. Часть 2 3. Часть 3 |
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:![]() Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 20.04.2025 Должна отметить высокий уровень Вашего журнала, в том числе и вступительные статьи редактора. Читаю с удовольствием) Дина Дронфорт 24.02.2025 С каждым разом подбор текстов становится всё лучше и лучше. У вас хороший вкус в выборе материала. Ваш журнал интеллигентен, вызывает желание продолжить дружбу с журналом, чтобы черпать всё новые и новые повести, рассказы и стихи от рядовых россиян, непрофессиональных литераторов. Вот это и есть то, что называется «Народным изданием». Так держать! Алмас Коптлеуов 16.02.2025 Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.) Анна-Нина Коваленко ![]()
![]() |
|||||||||||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Дальнозоркость лечение. Лазерная коррекция при дальнозоркости. . Арбитражный представитель представительство в арбитражном. |