Роман Оленев
Стенограмма программы "Стоп-кадр"На чтение потребуется 35 минут | Скачать: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 27.04.2015
Купить в журнале за апрель 2015 (doc, pdf): ![]()
Оглавление 2. Часть 2 3. Часть 3 4. Часть 4 Часть 3
![]()
Кадры из фильма «Бриллиантовая рука» (режиссёр Леонид Гайдай, 1968 г.).
Отдельного внимания заслуживает в фильме очень весёлый эпизод с Андреем Мироновым[14]. Этот эпизод был бы немыслим ещё за пару лет до выхода фильма, потому как образ матери-старухи в советском кино был неприкасаемым, священным – независимо от того, будь то комедия или какой-то другой жанр.
![]()
Кадры из фильма «Бриллиантовая рука» (режиссёр Леонид Гайдай, 1968 г.).
В общем, в революционной во всех смыслах комедии Гайдая все незыблемые формулы советских семейных устоев, где мать это основа основ, зазвучали с явной иронией.
![]()
Кадры из фильма «Бриллиантовая рука» (режиссёр Леонид Гайдай, 1968 г.):
– Ты жена моя, мать моих детей. О боже! О горе мне! – А что, что я должна была подумать? – Всё что угодно, но только не это!
Если Семён Семёнович каким-то там чудом не изменил жене с крашеной блондинкой, то, скажем, в фильме «Любовь и голуби»[15], где также сталкиваются жена героя и любовница героя, и сама жена оказывается в тоже очень глупом и невыгодном свете, ситуация сложнее. Там, цитирую, «другая сучка крашеная», хоть и на время, но увела мужа, и теперь сама жена, мать детей, вынуждена причитать: «О, горе-то какое!».
![]()
Кадры из фильма «Любовь и голуби» (режиссёр Владимир Меньшов, 1984 г.):
– Ой, горе мне, горе! Ой, какое горе-то! Он чё ж, Лёшка! Как ему не стыдно, поросёнку! Кобель! Вот ведь какой кобель батя ваш! – Чего реветь-то? – Ой, чё делать, не знаю!
Конечно, мать в советских фильмах далеко не всегда выглядела так комично, но практически всегда, начиная с семидесятых, главный герой действительно становится если не кобелём, то остро нуждается в любовнице. И, соответственно, его жена, как мать детей героя, выглядит побитой и потерянной. Такой, я бы сказал, закат материнства, виден и в фильме «Осенний марафон». Это можно понять и по фильму с другим осенним названием – «Отпуск в сентябре». Ну или, скажем, в культовой для советской интеллигенции ленте «Полёты во сне и наяву»[16].
![]()
Кадры из фильма «Осенний марафон» (режиссёр Георгий Данелия, 1979 г.).
![]()
Кадры из фильма «Отпуск в сентябре» (режиссёр Виталий Мельников, 1979 г.).
![]()
Кадры из фильма «Полёты во сне и наяву» (режиссёр Роман Балаян, 1982 г.).
И везде женщина, как мать детей героя, оказывается несчастной, униженной и уходит в тень либо на задний план. Причём, на задний план – как в прямом, так и в переносном смысле, по отношению к любовнице.
![]()
Кадры из фильма «Полёты во сне и наяву» (режиссёр Роман Балаян, 1982 г.):
– Ну что ж, раз уж мы собрались, давайте поговорим. – О чём, интересно? – Обо всём. Разве нам нечего сказать друг другу? – После всего этого – мне нечего. – Ага, а тебе? – Мне – есть, но я лучше потом, Серёжа. – Ну что ж, хорошо. Тогда начну я. Если не возражаете. Вот сидят две женщины, одинаково для меня близкие и одинаково дорогие. Но с одной меня не связывает ничего кроме долга, с другой – всё, кроме долга. Вот. Спрашивается, что же делать бедному Ерёме. Бабоньки, милые, дорогие, через три дня сорок лет – дурак дураком. К кому из вас прислониться? – К телеграфному столбу! Выпусти меня, открой! Открой немедленно! – Сиди! – Пусти! – Отпусти девочку – успокоится, всё тебе простит. – Нет, никогда! Я презираю вас! А ты – тебе никто не давал повода нести эту чушь! Выпусти меня отсюда!
Перестав быть опорой для мужа, женщина, как мать детей героя, в советском кино оставалась женщиной, нравственно практически безупречной. Но при этом она постепенно вообще перестаёт быть способной удерживать при себе мужчину. И на каком-то этапе в советских фильмах абсолютно типичным делом становится именно мать-одиночка, свыкшаяся с тем, что она никому не нужна.
![]()
Кадры из фильма «Курьер» (режиссёр Карен Шахназаров, 1988 г.).
При этом этот образ морально безупречной, нравственно стойкой матери постепенно берёт ещё и крен в откровенный гротеск, а простота в одежде всё чаще сменяется провинциальностью, порой деревенской провинциальностью. Мы говорили уже о фильме «Любовь и голуби» и о фильме «Родня», где играет Нонна Мордюкова. Он же сыграла одинокую многодетную мать в фильме, который так и называется, «Мама»[17], ставшем как бы попыткой реанимировать образ матери, олицетворяющий собой саму Родину.
![]()
Кадры из фильма «Мама» (режиссёр Денис Евстигнеев, 1999 г.).
И будучи даже гротескной, такая мать обладает внутренней силой и абсолютной естественностью во внешнем облике. Косметики на лице нет, волосы некрашеные. Вообще, особый акцент всегда делался в образе матери на натуральном цвете волос. Как тут опять не вспомнить конфликт в фильме «Любовь и голуби», где главное оскорбление звучит как «сучка крашеная». Чтобы лучше понять то, как образ матери требует всего естественного, перейдём к высоким и серьёзным кинообразцам. Возьмём фильм Тарковского «Зеркало». Образ матери здесь является центральным. И, кстати, именно материнские волосы становятся важным символом.
![]()
Кадры из фильма «Зеркало» (режиссёр Андрей Тарковский, 1974 г.).
Помимо мистической и даже страшноватой сцены мытья головы, можно остановиться на эпизоде, когда камера совершает круг и в фокусе оказываются волосы матери, причём фоном здесь является естественная среда обитания – лес, поле, трава, то есть всё то, что, как и волосы, стремится к росту.
[14] Андрей Александрович Миро́нов (1941–1987) – русский актёр театра и кино, артист эстрады. Народный артист РСФСР (прим. ред).
[15] «Любовь и голуби» – художественный фильм 1984 г. режиссёра Владимира Меньшова по одноимённой пьесе Владимира Гуркина (прим. ред.).
[16] «Полёты во сне и наяву» – художественный фильм 1982 г. режиссёра Романа Балаяна (прим. ред.).
[17] «Мама» – художественный фильм 1999 г. режиссёра Дениса Евстигнеева, основанный на реальных событиях – захвате самолёта семьёй Овечкиных в 1988 году (прим. ред.).
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за апрель 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Оглавление 2. Часть 2 3. Часть 3 4. Часть 4 |
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:![]() Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 20.04.2025 Должна отметить высокий уровень Вашего журнала, в том числе и вступительные статьи редактора. Читаю с удовольствием) Дина Дронфорт 24.02.2025 С каждым разом подбор текстов становится всё лучше и лучше. У вас хороший вкус в выборе материала. Ваш журнал интеллигентен, вызывает желание продолжить дружбу с журналом, чтобы черпать всё новые и новые повести, рассказы и стихи от рядовых россиян, непрофессиональных литераторов. Вот это и есть то, что называется «Народным изданием». Так держать! Алмас Коптлеуов 16.02.2025 Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.) Анна-Нина Коваленко ![]()
![]() |
|||||||||||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Узи почек москва: узи почек по доступнои цене в москве. . Арбитражный представитель - представление интересов в арбитражном. |