Роман Оленев
Стенограмма программы "Стоп-кадр"На чтение потребуется 35 минут | Цитата | Скачать: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 15.07.2015
Купить в журнале за июль 2015 (doc, pdf):
Оглавление 1. Часть 1 2. Часть 2 Часть 1
Продолжаем разговор о мультипликации. И сегодняшнего нашего собеседника можно назвать лицом украинской мультипликации периода её расцвета. Давид Янович Черкасский – человек удивительно гармоничный, и в жизни весёлый, с лёгкостью смотрит на вещи, и свои остроумнейшие мультфильмы создавал как бы играючи. А это ж, бывало, не просто полнометражные мультфильмы, а целые мультсериалы. Собственно, его «Капитан Врунгель» стал первым сериалом в советской мультипликации. Потом был многосерийный «Доктор Айболит», двухсерийный «Остров сокровищ». И как-то уж так случилось, даже непроизвольно для самого Давида Яновича, что эти три главных его шедевра оказались связаны с морем, с морской романтикой путешествий. И отсюда-то в каждом из них бегает целая армия матросов и пиратов и, соответственно, все важные сюжетные события, да и сама жизнь мультипликационных персонажей разворачивается прямо на палубе корабля. И тем более забавно, что и наша встреча с человеком, придумавшим эти мультфильмы, состоялась как раз на палубе. А всё благодаря международному мультипликационному фестивалю «КРОК»[1], который каждую осень проходит именно на судне. Этой же осенью якорь был кинут в Одесском порту. Вначале почётные гости и участники фестиваля сошли на берег, отправившись в кинотеатр «Ю-Синема», где состоялся показ мультфильмов, пресс-конференция, ну а потом, уже совсем поздним вечером, вернулись все на судно. И мы, конечно, тоже всё сделали, чтобы попасть на этот мультипликационный фестивальный корабль.
Кадры из мультфильма «Доктор Айболит» (режиссёр Давид Черкасский , 1985 г.).
Роман Оленев: Сам по себе фестиваль мультфильмов – явление необычное, а тут ещё фестиваль проходит практически постоянно на корабле, то есть он единственный водоплавающий фестиваль. Случайно это не вы придумали – отправить фестиваль плавать?
Давид Черкасский: Нет, к сожалению, не я. Хотя, хотел бы придумать. История такова. Сначала Ирина Борисовна Гурвич[2] – у нас был такой мастер, когда мы пришли на студию, они задумали студию – и она придумала просто так, что мы ездили нашей компанией по Украине. Поездили. Потом позвали грузин. Потом позвали армян. И потом пошло-поехало. Но мы пока ездили только. И первый фестиваль, уже такой, большой уже, шикарный, был в Киеве на земле, в районе гостиницы «Славутич». Я так понимаю, почему это придумано: в зрительном зале было народу немного. Потому что все разбегались по Киеву, особенно участники фестиваля. И вот Ирина Борисовна и придумала, чтоб никто никуда не уходил, чтобы они смотрели кино.
Роман Оленев: А я знаю, два президента фестиваля…
Давид Черкасский: Это уже потом.
Роман Оленев: Вы – от Украины, и Эдуард Назаров[3] – от России. Раздвоения не бывает?
Давид Черкасский: Нет, вы что! Мы с ним дружны очень. Во-первых, он гениальный человек. Я вам советую взять у него интервью. Он очень немногословен. Но настолько глубокие делает картины, так здорово, что просто… очень здорово!
Роман Оленев: Давайте, Давид Янович, коснёмся ваших изобретений в мультипликации, тем более мы – на море. Вспоминается ваше изобретение в «Капитане Врунгеля», когда вы придумали настоящее море, и [причина] этого изобретения – нехватка времени элементарная?
Давид Черкасский: Да, конечно.
Роман Оленев: Когда начальство принимало мультфильм, не было там вопросов, почему поленились море нарисовать?
Давид Черкасский: Нет, нет. Они помогали даже, вы что. Они придумали, они нашли какой-то экран, называется «Скотч Лайт», и мы проецировали. Построили мне станки. Нет, они как раз помогали. Но это только из-за того, чтобы не рисовать это море. Потому что оно очень… трудно рисовать, и вообще…
Кадры из мультфильма «Приключения капитана Врунгеля» (режиссёр Давид Черкасский , 1976 г.):
– Разрешите доложить, Христофор Бонифатьевич! По-моему, дело табак! – Совершенно справедливо. Закуривай, ребята… Паруса долой! Экипажу укрыться в каюте! Задраить все люки! – Что это? … – А теперь становитесь к штурвалу и держите курс во-о-он на те яхты. Хе-хе, теперь они от нас не уйдут. А мы пойдём отдохнём.
Роман Оленев: Ходят легенды, как ваш бессменный художник Радна Сахалтуев[4] одной рукой рисовал, другой в карты играл, и как вы вместе хулиганили на студии. Как удавалось снимать такого качества мультфильмы, причём это ж мультсериалы, точно в срок? Вы ж никогда не опаздывали, не было задержек с выходом.
Давид Черкасский: Ну попробуйте опоздать. Сразу уволят со студии, как вы понимаете! Радна Филиппович вообще гениальный человек. Рисует он фантастически. Ему всё равно, играет ли он в карты или не играет он в карты – он рисует. И всё время рисует. И как у него получаются движения – просто непонятно. Понимаете, каждый мультипликатор, ещё придумывает что-то – ну так закручивает движение. Он, конечно, гениальный человек.
Кадры из мультфильма «Доктор Айболит» (режиссёр Давид Черкасский , 1985 г.).
Давид Черкасский: А вообще, у нас даже непонятно, как мы делали. Потому что мы приходили на студию часиков в одиннадцать-двенадцать. Начинали – ну, немножко поразмяться, там, порисовать, поговорить на отвлечённые темы. А потом мы начинали играть в футбол. Потом, на студии всё время было какое-то веселье. Отовсюду слышался хохот. И вроде бы даже непонятно, как мы делали. А студия выпускала довольно много картин. И мы делали в срок.
Роман Оленев: Есть такой устойчивый миф, что советские мультипликаторы любили выпить, и благодаря, может быть, выпивке или может быть, ещё каким-то боле раскрепощённым способам создавали свои гениальные произведения.
Давид Черкасский: Я же закончил КИСИ[5] и случайно попал на студию, потому что, во-первых, объявили приём на студию, во-вторых перед этим я начал рисовать картинки, похожие на мультипликацию, потому что я так мыслил. И директор студии оказался не очень образованным человеком. И когда пришли к нему такие шикарные художники, и он увидел мои [рисунки], похожие на его представления о мультипликации, он меня взял. А их не взял. Ну и, наверно, не пожалел. И после этого – такого счастья я не упомню. Представляете, приходишь на работу, до двенадцати часов на работе, едешь домой – скорее бы заснуть, чтобы опять прийти на работу. Я думаю, что об этом может мечтать каждый человек. Но мы ещё тогда не пили. Ну, если пили, так мелочь какую-то. А потом появился Радна Филиппович, вгиковец. А во ВГИК[6], как вы понимаете, люди весёлые. И вот он нас развратил.
[1] «КРОК» – международный фестиваль мультипликационных фильмов, проводимый в России и на Украине с 1989 года (первоначально проводился раз в два года, с 1998 – ежегодно). «Крок» призван способствовать взаимодействию двух пластов мультипликации: авторской и заказной. Название фестиваля в переводе с украинского означает «шаг». С 1991 года фестивали проходят в речных круизах на теплоходах по рекам СНГ. 18-й КРОК прошел c 24 сентября по 3 октября 2011 года на борту теплохода «Принцесса Днепра» по маршруту Киев – Запорожье – Севастополь – Одесса. В этом конкурсе участвовали 130 фильмов из 40 стран мира (прим. ред.).
[2] Ирина Борисовна Гу́рвич (1911–1995) – русский режиссёр-мультипликатор (прим. ред.).
[3] Эдуард Васильевич Назаров (р. 1941) – русский мультипликатор, режиссёр и художник. Народный артист РФ (прим. ред.).
[4] Радна́ Филиппович Сахалтуев (род. 1935 г.) – украинский художник и режиссёр-мультипликатор. Народный художник Украины (2008), один из создателей современной украинской мультипликации. Книжный график. Член Национального союза художников Украины и Национального союза кинематографистов Украины (прим. ред.).
[5] Киевский национальный университет строительства и архитектуры (КНУСА), основан в 1930 году, до 1993 года – Киевский инженерно-строительный институт (КИСИ) (прим. ред.).
[6] Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова (прим. ред.).
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за июль 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Оглавление 1. Часть 1 2. Часть 2 |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 09.11.2024 Взаимодействие с Вами не перестаёт меня радовать и, думаю, принесёт хорошие плоды. Алексей Уткин 13.10.2024 Примите мой поклон и огромаднейшую, сердечную Благодарность за труд Ваш, за Ваше Дивное творение журнала «Новая Литература». И пусть всегда освещает Ваш путь Божественная энергия Сотворения. Юлия Цветкова 01.10.2024 Журнал НЛ отличается фундаментальным подходом к Слову. Екатерина Сердюкова
|
|||||||||||
© 2001—2024 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|