Роман Оленев
Стенограмма программы "Стоп-кадр"На чтение краткой версии потребуется 10 минут, полной – 16 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 3.08.2015
Купить в журнале за июль 2015 (doc, pdf): ![]()
![]()
Жизнь большинства одесситов, да, я думаю, и большинства жителей всего постсоветского пространства, к сожалению, ни лёгкой не назовёшь, ни, тем более, праздничной. И всё же удобно взглянуть на сегодняшний день сквозь призму праздника. Во-первых, все мы погрузились в полосу празднования Нового года. Но главная причина даже не в этом. А в том, что в современном обществе потребления, к которому мы все так или иначе принадлежим, сама атмосфера праздничности, согласитесь, всячески стимулируется. Что особенно понятно из рекламы как постоянного фона нашей жизни. К тому же в этом году вышло сразу несколько фильмов о восхождении, что ли, на праздник потребления. Это первая в истории экранизация творчества Виктора Пелевина, фильм «Generation П» – о символическом взятии вершины Вавилонской башни.
![]()
Кадры из фильма «Generation П» (режиссёр Виктор Гинзбург, 2011 г.).
Не таким важным, но, безусловно, событием стал фильм «ПираМММида» – всё о тех же рубежных девяностых, и где другой очень талантливый рекламщик, в данном случае работающий на Мавроди, обучает общество весело карабкаться на пирамиду. Прежде всего – на пирамиду всё возрастающих потребностей.
![]()
Кадры из фильма «ПираМММида» (режиссёр Эльдар Салаватов, 2011 г.):
– Вы понимаете, это же тоже новый мир, в котором всё только начинается. Надо учить людей тратить деньги.
И в таком обучении, естественно, помогает стимулирование праздничного настроения. Причём, специфика в том, что, помимо праздничности, в обществе ведь культивируется индивидуализм, хотя любой праздник это как раз объединение. Вот и получается, что за праздничной интонацией, транслируемой с того же телеэкрана, так или иначе маячат хищные инстинкты. Это помните, ещё как в комедии Рязанова, когда потенциальная радость от приобретения гаража всех разъединяла, а фоном там проплывали какие-то жутко хищные рыбы?
![]()
Кадры из фильма «Гараж» (режиссёр Эльдар Рязанов, 1979 г.):
– Да выключите вы эту рыбу к чёртовой бабушке!
А вот уже в остроумнейшем мультфильме «Оставайся, мальчик, с нами» авторы ну точно в воду глядели, и предсказав силиконовые губы, ещё и нарисовали само общество потребления, ну и сам праздник потребления в его чистом виде.
![]()
Кадры из мультфильма «В синем море, в белой пене…» (режиссёр Роберт Саакянц, 1984 г.).
Кстати, как вам эти монстры, методично пожирающие корабли? Не те ли это самые олигархи, которые один за другим проглотили все заводы и фабрики? И в целом перед нами как бы в сжатом и очень образном виде картина девяностых, когда всю страну, вовлекая в бесконечный праздник потребления, пропустили через некую мясорубку, и всё под весёлый аккомпанемент.
![]()
Кадры из мультфильма «В синем море, в белой пене…» (режиссёр Роберт Саакянц, 1984 г.).
Собственно, о такой весёлой мясорубке девяностых – и вышедший в этом году фильм по книге Пелевина, с той только разницей, что в мультфильме мальчик каким-т чудом выдержал напор рекламной кампании и уклонился от женитьбы на гламурной принцессе с этим золотым рогом изобилия…
![]()
Кадры из мультфильма «В синем море, в белой пене…» (режиссёр Роберт Саакянц, 1984 г.).
![]()
Кадры из фильма «Generation П» (режиссёр Виктор Гинзбург, 2011 г.).
…а в фильме – уже сам мальчик затевает масштабные рекламные компании, обслуживает олигархов и в награду удостоен стать мужем не менее сказочной девицы.
![]()
Кадры из фильма «Generation П» (режиссёр Виктор Гинзбург, 2011 г.).
Девица настолько мифическая, что мы её в лицо так и не увидим. Но узнаем, что она как богиня воплощает как раз всё золото мира. В общем, этот продвинутый в рекламном бизнесе мальчик согласился быть и богатым, и счастливым, и стал именно королём на празднике потребления.
![]()
Кадры из фильма «Generation П» (режиссёр Виктор Гинзбург, 2011 г.).
И, надо сказать, что женитьба, свадьба – то торжественное событие, которое ещё в одном из советских фильмов со всей очевидностью стало символом праздника потребления. Ведь жениться на блондинке-торговке, отвечающей пусть и не за всё золото, но за все дефицитные товары и услуги, – и значит стать королём, но уже для героя Миронова, которого как раз и уговаривают остаться на празднике. Впрочем, жених, как помним, со свадьбы сбежал.
![]()
Кадры из фильма «Блондинка за углом» (режиссёр Владимир Бортко, 1984 г.).
Итак, через все эти женитьбы, свадьбы, мы вышли, пожалуй, к главному кинособытию года – фильму Ларса фон Триера «Меланхолия». Здесь со свадьбы сбежала уже сама блондинка-невеста, котрая хоть и не торговка, но к торговле имеет самое прямое отношение. Она продвинутый рекламщик. То есть, точь-в-точь как и герой фильма «Generation П».
![]()
Кадры из фильма «Меланхолия» (режиссёр Ларс фон Триер, 2011 г.).
Сбежала же блондинка с вершины своей карьеры, поскольку почуяла, что вся эта пышная женитьба разворачивается накануне конца света. В общем, Ларс фон Триер вынес приговор всему западному обществу потребления и, надо сказать, приговор очень эффектный и красивый.
![]()
Кадры из фильма «Меланхолия» (режиссёр Ларс фон Триер, 2011 г.).
Впрочем, и в российском фильме этого года по книге Пелевина также прозвучало апокалиптическое настроение. Но там конец света не показан так прямо и не с такой космической красотой. Но – дан намёком и очень так по-русски. Он приходит в лице пса на букву «п» и с чёткой рифмой к слову «конец». Нет, чтобы никому не портить новогоднего настроения, оставим на будущее детальный разбор всех этих печальных киносовпадений, а пока лишь констатируем невесёлые киноитоги. Два – как считают многие – главных фильма этого года, причём, фильм наш и фильм западный, оказались связаны с представлением о пире накануне чумы. И, кстати, это же было темой пока что самой новой работы нашей землячки Киры Муратовой. В её фильме, снятом пару лет назад, неунывающие бомжи пророчествуют, не отходя от альтфатеров[1], всё о том же.
![]()
Кадры из фильма «Мелодия для шарманки» (режиссёр Кира Муратова, 2009 г.):
– Ха-ха-ха! Ха-ха-ха! – Чувствуется, что в стране возрождаются лучшие традиции изысканного обжорства. – Стало быть, общество накануне великих потрясений. – Чуткие буржуазные желудки издалека чуют надвигающийся катаклизм и стремятся наесться не просто до отвалу, а с виртуозным искусством подлинных знатоков и гурманов.
Изысканное обжорство на фоне нищеты – лишь одна из проблем. В этой сцене – из фильма о специфике именно нашего общества потребления с его чудовищным контрастом между бедными и богатыми – в этой сцене примечателен, в том числе, и этот приближённый контраст мусорных баков и стоящего неподалёку супермаркета. Ведь сегодня путь абсолютно любого товара от прилавка и до мусорного ведра стремительно сокращается. То, что путь до мусорного ведра – конечно, образно выражаясь – любой товар проходит всё быстрее и быстрее, понятно по тем же мобильным телефонам: какая бы ни была модная модель, морально устаревает она максимум через полгода, а то и раньше. Но, опять же, чтобы никому не портить радость новогодних покупок, проследим другой путь – путь формирования самого праздника потребления, от советских времён к нашим. А для этого вернёмся к фильму по книге Пелевина, который очень любит играться всевозможными мифами и именами.
![]()
Кадры из фильма «Generation П» (режиссёр Виктор Гинзбург, 2011 г.).
Так героя, ответственного за праздник потребления, зовут странным именем Вавилен. Что, помимо кивка в сторону Вавилонской башни, означает ещё как бы сплав из двух знаковых имён советской эпохи. Так, Вавилен – это и Владимир Ильич Ленин, и Василий Аксёнов. Ленин, понятно, воплощает всё торжество советской идеологии, а Аксёнов как писатель, один из первых в Советском Союзе облачившийся в джинсы, это символ уже западных радостей жизни, просочившихся сквозь железный занавес. А значит, и такое двойное имя героя Вавилен, родившегося-то так как раз во времена оттепели – это как бы напоминание, что уже с приходом Хрущёва для многих подлинным праздником становилось не Седьмое ноября как дело рук Ленина и первое событие, должное положить начало новому мироустройству, – подлинным праздником становилась покупка тех же джинсов. Ну или вот уж точно праздновалась всей семьёй покупка дублёнки. Так, уже двадцать лет спустя после оттепели, суть праздников чисто идеологических расплылась, растеклась. А праздники религиозные – так они ещё тем же Хрущёвым были придушены посильнее, покрепче самого Сталина. Вот на первое место и вышел праздник потребления. Живое воплощение такого праздника в советском кино – блондинка, вышедшая, даже выехавшая из-за угла.
![]()
Кадры из фильма «Блондинка за углом» (режиссёр Владимир Бортко, 1984 г.).
– Привет, Надежда! – Привет! – О! Ха-ха-ха! – Есть цели и мечта. – Какие? – Рост благосостояния. И обмен. – Раз в жизни, ну попробуй, ну подними головку. Посмотри наверх. Вот когда ты видишь всё это чудо – про что ты думаешь? – Я думаю, на новый дом претендовать или на старый? А?
Самое забавное, что когда героиня Догилевой, приехавшая на Пасху на американской машине, говорила о росте благосостояния, то она как бы повторила знаменитый лозунг ещё атеиста Хрущёва, а именно: «Догнать и перегнать Америку». Понятно, что Хрущёв хотел как лучше, да и в самом желании жить лучше нет ничего плохого. Но вряд ли он тогда подозревал, что в итоге и рост благосостояния коснётся далеко не всех, а главное, действительно произойдёт обмен – обмен одной идеологии на другую. В общем, недаром американский президент времён холодной войны Эйзенхауэр говорил, что пусть себе советские люди гордятся своими спутниками, тем, что освобождают негров, пусть гордятся балетом, а мы будем просто лучше жить, и массы пойдут за нами. И что ж: в советском кино уже по первым комедиям Гайдая понятно, что самым главным праздником, какой только мог быть в жизни советской семьи – это чтоб хоть кто-нибудь один из семьи поехал «туда». Пусть и не в Америку, но в заморские страны. И значимость такого события была понятна даже ребёнку.
![]()
Кадры из фильма «Бриллиантовая рука» (режиссёр Леонид Гайдай, 1988 г.):
– Мы провожаем па-а-апу!
Вернувшись же из-за бугра, Семён Семёнович Горбунков, как помним, толком и не приобрёл ничего, и остался целиком и полностью верен советской Родине. Чего не скажешь о контрабандистах с их боссом.
![]()
Кадры из фильма «Бриллиантовая рука» (режиссёр Леонид Гайдай, 1988 г.):
– Новая модель!
И сам мотив предательства на почве жажды приобретательства всё отчётливее, всё настойчивей зазвучал в советских комедиях. И понятно: ведь если радость главного праздника всей страны Седьмого ноября вытеснялась радостью от покупки французских духов, что ж тогда говорить о покупке машины? Но радость эта давалась порой очень непростой ценой.
![]()
Кадры из фильма «Гараж» (режиссёр Эльдар Рязанов, 1979 г.):
– Я за машину Родину продал. – Что? – Чего ты? – Ничего. – Попрошу факт продажи Родины зафиксировать в протоколе.
Факт продажи Родины с юмором зафиксирован и в фильме «Generation П», послужившим толчком к сегодняшней передаче. Там сама эта схема – «купил машину – продал Родину, в том числе, распродал Родину» – работает безотказно. Ведь герою, для того чтобы пересесть из своего старенького «мерса» в новый «джип» – по меркам девяностых – во-первых, приходится послушно обслуживать олигархов, растащивших на куски всю советскую страну (он снимает для них рекламные ролики), а кроме того, герой, за плечами которого Литературный институт, не брезгует переводом на язык рекламных слоганов идеологии новой России, распроданной этими самыми олигархами. Собственно, придумать для них такие идеологические слоганы и означает пересесть из старого «мерса» в новый «джип».
![]()
Кадры из фильма «Generation П» (режиссёр Виктор Гинзбург, 2011 г.):
– Бло! – Привет. – И ты здесь? – А ты в «Компромате»? – Откуда знаешь? – А оттуда все начинают, чтобы руку набить. – А ты кем работаешь? – Завотделом Русской идеи. Там, во флигиле. – А-а. Ну да. Да. – Слушай, если будут идеи, ты заходи, ладно? – Угу. – А это твоя? – Да. – Сорок минут позора и ты на работе. – А? – Ха-ха! Да ладно… Всё у нас впереди. Пока. – Пока.
В общем, машинами можно спокойно измерять степень вовлечённости в праздник потребления. Можно, конечно, и квартирами, но машинами удобнее, потому что их видят абсолютно все. То есть это как бы такая главная единица или величина измерения радости на таком празднике, и вне зависимости от того, какие на дворе годы – девяностые или наши. Впервые же в отечественном кино эту радость в её чистом виде измерил... [...]
[1] Альтфа́терами одесситы в последние несколько лет называют современные пластиковые контейнеры для мусора – по названию немецкой фирмы, которая занималась их установкой (прим. ред.).
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за июль 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Пробиться в издательства! Собирать донаты! Привлекать больше читателей! Получать отзывы!.. Мы знаем, что вам мешает и как это исправить! ![]()
о вашем произведении
Издайте бумажную книгу со скидкой 50% на дизайн обложки: ![]() 👍 Совершенствуйся! Отзывы о журнале «Новая Литература»: 28.11.2023 Сделано на высоком уровне, как и помещённые в нём материалы. Анатолий Жариков 21.11.2023 Хороший журнал, много интересного. Искатель 27.10.2023 В сентябрьском номере «Новой Литературы» меня более всего зацепила Ваша беседа с Андреем Карповым, редактором сайта «Культуролог». Предстала во всей своей полноте вся проблематика, вся механика, вся кухня появления номеров журнала «Новая Литература». Всё, о чем я раньше интуитивно догадывался, приобрело чёткие конкретные очертания. И я отчётливо осознал, каким благородным и в то же время неблагодарным трудом Вы занимаетесь... причем регулярно. Александр Хакимов 20 процентов от сделки ![]() Сделай добро: ![]() |
|||||||||||
Copyright © 2001—2023 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Светильники для влажных помещении купить купить Влагозащищенные светильники в Видном. . Работа по теме дезинсекция. |