HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Умит Салиев

Программа Высшего Разума (книга первая)

Обсудить

Философское историческое произведение

 

Издание второе, переработанное.

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 21.12.2007
Оглавление

38. Книга первая. Избранники Высшего Разума. Глава 19. Примечание.
39. Книга первая. Избранники Высшего Разума. Глава 20.
40. Книга первая. Избранники Высшего Разума. Глава 21.

Книга первая. Избранники Высшего Разума. Глава 20.


 

 

 

Первым этапом распространения христианства была апостольская проповедь исключительно среди евреев Палестины и еврейской диаспоры. Центром этого иудео-христианства была Иерусалимская община, возглавляемая братом Иисуса Христа. И когда в общине узнали, что и язычники через апостола Петра приняли слово Божие, вся братия в гневе накинулась на него.

 

– Ты ходил к людям нечистым, необрезанным, и ел с ними! – возмущались они. – Зачем потворствовал им принять слово Божие!

 

Пётр развёл руками.

 

– Нет вины на мне, братия. Послушайте как это случилось:

 

В городе Иоппии, когда я молился, явилось мне видение: некий сосуд, как бы большое полотно, за четыре угла спускаемое с неба, спустилось ко мне. В нём я увидел четвероногих, земных зверей, всяких пресмыкающихся и птиц. И услышал я голос, говорящий мне: встань, Пётр, заколи и ешь. Я же сказал: нет, Господи, ничего скверного или нечистого никогда не входило в уста мои. И отвечал мне голос вторично с неба: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Такое было трижды. И опять поднялось всё на небо.

 

И вот, в тот самый час, три человека, посланные из Кесарии ко мне, стали пред домом, в котором я был. И Дух сказал мне, чтобы я шёл с ними, ни мало не сомневаясь. И мы пошли. И пришли в дом человека, пославшего их. Он рассказал мне, как видел в доме своём Ангела, который сказал ему: пошли в Иоппию людей, и призови Петра, он скажет тебе слова, которыми спасёшься ты и весь дом твой.

 

Человек этот, по имени Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, – муж благочестивый, боящийся Бога, творивший много милостыни народу. Беседуя с ним, мы вошли в его дом, где было много других людей, также из язычников. Я сказал им: вы все знаете, что иудею возбраняется общаться с иноплеменником. Но мне Бог открыл, чтоб я не почитал ни одного человека скверным или нечистым.

 

Когда же начал я говорить, сошёл на них Дух Святой, как и на нас вначале, помните, братия? Тогда вспомнил я слово Господа, как Он говорил: Иоанн крестил водою, а вы будете крещены Духом Святым.

 

Итак, если Бог дал язычникам такой же дар, как и нам, уверовавшим в Господа, Иисуса Христа, то кто же я, чтобы мог воспрепятствовать Богу?

 

Выслушав Петра, апостолы успокоились и прославили Бога, говоря: видно и язычникам дал Бог покаяние в жизнь.

 

Между тем христане, рассеявшиеся от гонения, бывшего после убийства Стефана, выйдя из Иудеи, прошли до Финикии, Кипра и Антиохии, проповедуя Христа только Иудеям. Но были некоторые, которые, придя в Антиохию, проповедовали язычникам Еллинам, благовествуя Христа: и была с ними рука Господня, и великое число язычников, уверовав, обратилось к Господу. И когда о том дошёл слух до церкви Иерусалимской, братия поручила Варнаве идти в Антиохию. Прибыв туда и увидев благодать Божию, Варнава возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем, ибо был он мужем добрым и исполненным Духа Святого. После этого Варнава отправился в Тарс искать Павла и, найдя его, привёл в Антиохию. Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии впервые стали называться христианами.

 

В те дни пришли из Иерусалима в Антиохию пророки, и один из них, по имени Агав, предсказал, что по всей вселенной будет великий голод, какой был при кесаре Клавдии. Тогда ученики решили, каждый по достатку своему, послать пособие христианам, живущим в Иудее. Собравши сколько могли, отправили собранное к пресвитерам Иерусалимской церкви, послав к ним Варнаву с Павлом.

 

Исполнив поручение, посланцы вернулись назад.

 

В Антиохии же, в тамошней церкви, кроме Варнавы и Павла, учили и некоторые пророки, и другие учителя: Симеон, называемый Нигер, Луций Киринеянин и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника. Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал им: отделите Мне Варнаву и Павла на дело, к которому Я призываю их. И тогда эти пророки и учителя, совершив пост и молитву, возложили руки на Варнаву с Павлом и отпустили их.

 

Придя в Селевкию, Варнава с Павлом отплыли в Кипр, и, будучи в Саламине, проповедовали слово Божие. Пройдя весь остров до Пафа, они отплыли в Пергию, затем в Памфилию, повсюду проповедуя и увеличивая число язычников и иудеев, уверовавших в Иисуса Христа.

 

Однажды, проходя от Памфилии, они вошли в день субботний в одну из синагог. После чтения закона и пророков, начальники синагоги послали служителя к ним сказать, что если они имеют слово наставления к народу, пусть скажут. Павел прошёл вперёд и обратился к народу.

 

– Мужи Израильские, послушайте! Бог избрал отцов наших и возвысил народ наш в земле Египетской, и мышцею вознесённою вывел из неё, и около сорока лет питал в пустыне. И, победив семь народов в земле Ханаанской, разделил отцам нашим в наследие землю их. И после сего, около четырёхсот пятидесяти лет, давал им судей до пророка Самуила. Потом попросили они царя, и Бог дал им Саула, мужа из колена Вениаминова: так прошло сорок лет. Отринув Саула, поставил им Бог царём Давида, о котором сказал: нашёл вам мужа по сердцу Моему – Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои. Из его-то потомства Бог по обетованию воздвиг Израилю Спасителя Иисуса. Пред самым явлением Его, Иоанн проповедовал крещение покаяния всему народу Израильскому.

 

Потому, мужи братия, дети рода Авраамова, и боящиеся Бога между вами – вам послано слово спасения сего. Ибо жители Иерусалима и начальники их, не узнавши Его и осудивши, исполнили слова пророческие, читаемые каждую субботу, и не нашедши в Нём никакой вины, достойной смерти, распяли Его. Но Бог воскресил Иисуса из мёртвых. И Он являлся тем, которые вышли с Ним из Галилеи в Иерусалим и которые ныне – суть свидетели Его пред народом.

 

И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса, как и во втором псалме написано: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя». А что воскресил Его из мёртвых и что Он уже не обратится в тление, об этом сказал так: «Не дашь Святому Твоему увидеть тление».

 

Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Его возвещается вам прощение грехов, и во всём, в чём вы не могли оправдаться законом Моисеевым, – оправдывается Иисусом всякий верующий. Берегитесь, чтобы не пришло на вас сказанное у пророков: «Смотрите, презрители, подивитесь и исчезните; ибо Я делаю дело во дни ваши, дело, которому не поверили бы вы, если кто рассказывал вам.

 

Когда Варнава с Павлом выходили из синагоги, многие из Иудеев и уверовавших из язычников последовали за ними.

 

В следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Божие. Но Иудеи, увидевши столько народа, исполнились зависти и, противореча и злословя, мешали тому, что говорил Павел. Тогда Павел с дерзновением сказал им.

 

– Вам первым надлежало быть проповедану слову Божию. Но так как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то мы обращаемся к язычникам. Ибо так заповедал Господь Сыну своему: «Я положил Тебя во свет язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли».

 

Слыша это, язычники радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все. Иудеи же, подстрекнувши набожных и почётных женщин и первых людей в городе, решили расправиться с проповедниками. Но уверовавшие в Христа, упредили проповедников.

 

Под вечер Варнава с Павлом вернулись на постоялый двор и сели за трапезу. Большой кусок мяса, вынутый из котла, дымился на глиняном блюде. Но Павел не притрагивался к еде, беспокойно поглядывая в окно и прислушиваясь к звукам за дверью. Варнава же, ел жадно, запивая каждый кусок мяса дешёвым красным вином. Вдруг из-под двери выдвинулся кусок пергамента. Павел вскочил на ноги, распахнул дверь, но за ней уже никого не было. Кусок пергамента гласил: «Уходите не мешкая!» Через минуту Павел с Варнавой спешно покинули постоялый двор.

 

Закоулками они пробрались к городским воротам. Сидевшие у ворот стражники азартно играли в кости; подле них на костре в огромном котле бурлила баранина. Увлечённые игрой они и глазом не повели на вышедших из ворот проповедников.

 

 

 

Покинув Памфилию, Варнава с Павлом направились в Иконию.

 

До полуночи шли без отдыха. Гористая местность час от часу повышалась. Полная луна на ночном небе освещала тянувшуюся с востока сплошную гряду скал, прорезанных глубокими пропастями. Подъём становился всё круче. Через некоторое время дорога, извивавшаяся серпантином по крутым склонам, превратилась в узкую тропу, пролегавшую по скалистому карнизу над глубокими обрывами. Тучный Варнава, обливаясь потом, задыхался, громко пыхтел, едва поспевая за Павлом. Наконец, не выдержав, он взмолился.

 

– Погоди, брат! Давай передохнём немного.

 

Но Павел молча продолжал путь. Из всей апостольской братии он почему-то более всех возненавидел кроткого, дружелюбного Варнаву. И сейчас, слыша за спиной его тяжёлое, прерывистое дыхание, Павел злорадно ухмылялся.

 

Когда они достигли места, от которого начинался спуск, Павел остановился.

 

– Отдохнём здесь до утра, – сказал он, сбрасывая с плеч котомку у сложенного из камней невысокого барьера, ограждавшего края глубокой пропасти.

 

С благодарностью взглянув на товарища, Варнава тяжело рухнул на землю.

 

Снизу, из пропасти, клубами поднимался ночной сырой туман. Лунный свет освещал дикое нагромождение крупных и мелких камней на небольшой скалистой площадке, на которой расположились проповедники.

 

Переведя дух, Варнава подошёл к барьеру и с любопытством перегнулся через него, пытаясь разглядеть дно пропасти. Достаточно было толчка, чтобы он свалился вниз. От такого искушения Павла прошиб пот, глаза его сузились. Он поднялся на ноги… и, скрипнув зубами, остановился. Ненависть к христианам прорывалась в нём помимо воли. Но он научился подавлять свои чувства, и никто из христианской братии не сомневался в его искренней преданности общему делу.

 

– Брат мой, отойди от греха – хрипло сказал он Варнаве. – Камни шаткие, свергнешься ненароком. Лучше поспи до утра, путь ещё дальний.

 

Тронутый его заботой, Варнава отошёл от барьера. Они улеглись между двух валунов. Павел укрыл Варнаву своим плащом, и тот сразу же захрапел.

 

С рассветом проповедники продолжили путь.

 

Когда взошло солнце, они вышли к зелёной долине. По ярко-зелёной траве змеились длинные тени; аромат полевых цветов кружил голову. Воздух был наполнен пением птиц. Высоко в синем небе медленными кругами парил орёл.

 

К полудню жара стала нестерпимой. На пути встретилось небольшое озеро, над которым летали жирные утки. Обливаясь потом Варнава, предложил искупаться. Но Павел отказался, намереваясь быть в Иконии к вечеру.

 

Вскоре им стали попадаться обезлюдевшие селения. Дома стояли с распахнутыми настежь дверями; на улицах валялись разбросанные вещи и хозяйственная утварь. В брошенных садах под тяжестью созревших плодов сгибались фруктовые деревья. Здесь, в этих местах, недавно свирепствовало моровое поветрие. Страшная болезнь косила всех без разбора. Спасения не было. Искусство знахарей оказалось бессильно. Болезнь нападала внезапно: кожа заболевшего становилась чёрной, он падал в агонии, и, прежде чем смерть вырывала из быстро разлагающегося тела душу, несчастный успевал почувствовать запах своего тлена. Немногие спасшиеся из этих мест рассказывали, что гниющие трупы валялись повсюду – в домах, на улицах, в торговых лавках. Трупы не успевали собирать и складывать в обвешанные колокольчиками повозки. Оставшиеся в живых в панике бежали, покидая родные места.

 

Со страхом взирали проповедники на следы карающей Божьей десницы. Видно, так тяжко согрешили местные селяне, что Господь наслал на них страшный мор и смятение.

 

Глядя на стаи птиц, клюющих в садах спелый виноград, Павел задумчиво промолвил:

 

– Воистину сказано в Писании: «Виноградники будешь садить и возделывать, а вина не будешь пить, и не соберёшь плодов их».

 

К вечеру проповедники вышли к предместьям Иконии.

 

В Иконии они пробыли много времени, благовествуя об Иисусе. Но и здесь, в городе, народ разделился на верующих и неверующих. И, когда местные иудеи решили посрамить и побить камнями проповедников, Варнава с Павлом ушли в Ликаонские города – Листру и Дервию. И там благовествовали.

 

В Листре некоторый муж, не владевший ногами, никогда не ходил. Его принесли послушать проповедь Павла, который, взглянув на него и увидев, что тот имеет веру для получения исцеления, сказал ему громким голосом: говорю тебе во имя Господа Иисуса Христа: стань на ноги твои прямо! И тот тотчас встал и начал ходить. Народ же, увидев содеянное, закричал: Боги в образе человеков сошли к нам! И стали все называть Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове.

 

Население Листры поклонялось идолу Зевса, жертвенник которого стоял перед городом. Когда местный жрец привёл к городским воротам волов и венки, чтобы с народом, по обычаю, совершить своему идолу жертвоприношение, Варнава с Павлом возопили к народу.

 

– Мужи! Что же вы делаете? И мы, подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных идолов к Богу живому, сотворившему небо и землю, и море, и всё, что в них!

 

И, говоря так, они всё же убедили народ не приносить жертву своему идолу.

 

Пребывая в Листре, проповедники каждый день учили народ. Но пришли из Иконии некоторые иудеи и убедили горожан отстать от проповедников, говоря, что нет в их речах истинного, и они всё лгут. И, возбудив многих людей, побили камнями Павла и вытащили за город, посчитав его умершим. Но уверовавшие в Иисуса, тайно принесли его в город. На другой день проповедники ушли в Дервию.

 

Обретя и в Дервии множество учеников, Павел с Варнавой благополучно пустились в обратный путь. Проходя снова Листру, Иконию и прилегающие к ним области, они утверждали души принявших Иисуса Христа, увещевая их пребывать в вере и поучая тому, что только многими скорбями надлежит им войти в Царствие Божие. Назначив и рукоположив им пресвитеров в каждой образованной церкви, Павел с Варнавой вернулись в Антиохию. И там, собрав церковь они рассказали всё, что сотворил с ними Господь, и как Он отверз дверь веры язычникам.

 

И пребывали они там долгое время со своими учениками.

 

Между тем, приходили в Антиохию и некоторые из Иерусалимской братии и увещевали новообращённых язычников делать обрезание по обряду Моисееву и соблюдать Закон его – иначе не будет им спасения. Это сильно обеспокоило Павла, ибо иудейский закон для язычников был бременем неудобоносимым, что отвергло бы чужие народы от христианства. Тревожило Павла и другое: начатое им активное обращение язычников в христианство не одобрялось многими членами Иерусалимской церкви, которые завидовали быстро растущему авторитету Павла. Когда же произошло сильное разногласие и не малое состязание Павла с пришедшими из Иерусалима, Антиохийская церковь отправила Павла с Варнавой разрешить вопрос по этому делу к апостолам в Иерусалим.

 

В Иерусалиме они были приняты церковью, пресвитерами и апостольской братией. Павел с Варнавой рассказали им о своих походах, и о том, как Бог отверзает дверь веры язычникам. Некоторые из апостолов стали упорствовать и настаивать, что принимать в христианство язычников следует лишь после обрезания и соблюдения ими закона Моисеева. И тогда апостол Пётр, возмутившись, обратился к собранию:

 

– Мужи братия! Вы знаете, что Иисус Христос первым избрал меня, чтоб из уст моих услышали язычники слово Евангелия и уверовали. И Он даровал им Духа Святого, как и нам, и не положил никакого различия между нами и язычниками, верою очистив сердца их. Что ж вы ныне искушаете Иисуса Христа, желая возложить на шеи учеников тяжкое иго?

 

Дополняя слова Петра, Павел рассказал собранию о знамениях и чудесах, которые сотворил Бог через них с Варнавой среди язычников. И тогда Иаков, старший в Иерусалимской церкви, обратился ко всем собравшимся.

 

– Братия! Послушайте меня. Пётр изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, дабы составить из них народ во имя Своё. Об этом свидетельствуют и слова пророков в Писании: «Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам и исправлю её. Чтобы взыскали Господа прочие люди и все народы, между которыми возвестится имя Моё».

 

Мужи братия! Ведомы Богу от вечности все дела Его. Посему, я полагаю, не затруднять обращающихся к Богу язычников. А написать им, чтоб они воздерживались от осквернённого идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе.

 

Выслушав Иакова, апостолы, пресвитеры и церковь решили избрать из среды своей мужей и отправить их в Антиохию со следующим письмом:

 

«Апостолам, пресвитерам и братиям из язычников в Антиохии, Сирии и Киликии: радоваться. Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, из Иерусалима, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать Закон Моисеев – чего мы им не поручали. То мы, собравшись, единодушно рассудили послать к вам избранных мужей наших с возлюбленными нашими Павлом и Варнавою, человеками, предавшими души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа.

 

Итак, мы посылаем Иуду и Силу, которые изъяснят вам то же и словесно. Ибо угодно Святому Духу и нам, не возлагать на вас никакого бремени, кроме необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, удавленины, блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая всё сие, хорошо сделаете. Будьте здравы».

 

Возвращаясь в Антиохию, Павел торжествовал: помехи на его пути благополучно были устранены.

 

Придя в Антиохию, посланцы Иерусалима собрали людей и прочитали письмо к большой радости уверовавших язычников. Будучи пророками, Иуда и Сила преподали наставление христианам-язычникам и утвердили их.

 

 

 


Оглавление

38. Книга первая. Избранники Высшего Разума. Глава 19. Примечание.
39. Книга первая. Избранники Высшего Разума. Глава 20.
40. Книга первая. Избранники Высшего Разума. Глава 21.
517 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 29.03.2024, 12:14 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!