Владимир Соколов
ПовестьКупить в журнале за ноябрь 2016 (doc, pdf): ![]()
Оглавление 4. Апрель 5. Май 6. Июнь Май
3 мая
Ходил на день рождения к Горну. Взяли да и заспорили, почто у нас так много писателей. Зачем их столько? Вон в русской литературе по пальцам можно пересчитать, едва ли наберется 3 сотни, даже если брать таких, как Эмин, Оренбургский, Потапенко, который друг Чехова... – Ну вы и загнули, – как литературовед Горн знал, с какой стороны вскочить на этого конька. – В русской литературе столько журналов издавалось, особенно провинциальных и ведомственных, что мы, если и перегнали их, то не намного. Вот сколько было писателей на Алтае в XIX веке? Кто зажался, кто замялся, только Горн на свой же вопрос и не растерялся: – Не знаю. Тогда их по головам не считали. Но вот только за 1825 год я обнаружил в архиве что-то около сотни стихов, много очерков, пьес, в основном одноактных, и даже один роман. Только Кулибиных в разные годы на Алтае было 5 поэтов. Конечно, и все Кулибины – потомки того знаменитого Кулибина, – и остальные наши литераторы были прежде всего горными инженерами, а писали в свободное от службы время. Издавались же в рукописных сборниках и альманахах, которые тем не менее ходили по рукам, переписывались и зачитывались до дыр. Так что наши 8000 – это далеко не предел в русской истории. – А если бы не было этих 8000, то сколько графоманов ринулось бы в литературу, даже подумать страшно, – для Кудинова вопрос графомании был, похоже, больным. – Иногда графоман времени и сил тратит не меньше человека талантливого, но результаты – несоизмеримые. И ничего тут не поделаешь: можно за три дня или даже за один день создать шедевр, а можно год работать в поте лица и ничего путного не родить, а только напакостить в головах людей. Нынешние писатели, хотя бы одним тем, что ставят заслон графомании оказывают неизмеримую услугу нашей литературе. – Графоман, – не унимался Горн, – это человек, который любит писать. Как Горький, Стендаль или Бальзак. Много вы знаете людей, которые любят писать? Сергеев, Юдалевич – вот писучие машины, остановить которые невозможно: будет огрызок карандаша и листок туалетной бумаги, они и на туалетной бумаге будут чего-нибудь грызмолить этим огрызком. А не будет огрызка, так ножом будет вырезать – На заборе, – подсказал Кудинов. – Ну а кроме них, кого вы ещё можете отнести к графоманам, то есть к людям, которые пишут и пишут? Так что заслон от графоманов как бы не приносил больше вреда, чем все графоманы вместе взятые.
4 мая
Собралось в писательской организации поспорить и посудачить о том о сём несколько человек, и среди них наши мэтры – Квин, Гущин, Кудинов. И как вшивый про баню опять заговорили о переезде в новое помещение. Так надоело ютиться по «чужим» углам, на подселении! Тем более что и организация постоянно растёт – вот уже больше двадцати членов Союза писателей. А тут даже шкаф с нашими протоколами и отчётами поставить некуда. Живём и в тесноте, и обиде... Инженера человеческих душ. Потом разговор незаметно перешёл на молодых. – Не вижу нам, – горестно вздохнул Ваня Кудинов, – никакой смены. – А что так? – спросил Сергеев. – Иван Павлович. Вы ведёте литературную студию, вы заведующий литературной страничкой в «Алтайской правде» и «Молодёжке». И я что-то не припомню ни одного имени, чтобы не то что вошло при вас в литературе, но хотя бы появилось в той же «Молодёжке» хоть с каким рассказиком. Вон у Юдалевича хоть со стишком, хоть с басенкой, но выплывают стихоплёты. А у вас полный нуль. – Ну как нуль? – было вставил я. – Вон Гаврилов, Кирилин, Свинцов. Все саркастически улыбнулись. – Некого, некого ставить в печать, – не унимался Кудинов. – Всё сыро, плохо. Сплошная самодеятельность. – С вами трудно согласиться, как и поспорить, – тоже не унимался Сергеев. – Ведь мы не видели ни одного из этих сырых авторов. В конце концов для того и существуют студии и литературные странички, чтобы быть площадкой для экспериментов. – Краевая печать, – отрезал Кудинов, – не место для экспериментов. Пусть сначала научаться хоть немного писать, а потом и будем думать. А где тогда, хотелось бы спросить, место для экспериментов? Если молодому писателю заказан путь на самые первые ступеньки литературной лестницы?
12 мая
Подхожу к дому, а из окон на всю Ивановскую несётся музыка, тот самый злополучный рок, но не тот мягкий, ласкающий, каким увлекались мы, там Бун, Элвис Пресли, а тяжёлый, бьющий по ушным перепонкам – heavy metal, одним словом. Вступила в свои права весна, и повылазили бандерлоги. Я весь в кипеже. Несколько лет сосед сверху, а точнее, его тёлка – ибо женой даже язык не поворачивается окрестить эту поганку – травил меня громкой музыкой, аж потолок ходил ходуном. Была настоящая война, с привлечением милиции, ссорами, даже до драки – смешная драка, должно быть, со стороны, когда два мужика толком не умеют драться, а только машут, как мельница крыльями, руками. В конце концов мне удалось его более или менее угомонить. А с другими соседями я перестал воевать: закрываю поплотнее окна и сижу в духоте. И ведь слушают всякую дебильщину: Пугачёва да Леонтьев. Я даже Высоцкого разлюбил, за то, что его полюбили те, кого я никак не могу любить. Кто же это играет? Играют многие. Но кто этот heavy metal запустил? Тяжёлые предчувствия начинают теснить грудь. Быстро поднимаюсь на свой четвертый. И что я узнаю? Лучше не вникать. Шум идёт из моей собственной квартиры. Это сын врубил на полную патефон – или как сейчас там у них эта техника зовется – и услаждает на сотни метров вокруг всю улицу. Я взревел, заставил выключить. Жена, которая обычно не на моей стороне, на этот раз меня поддержала, только попросила поспокойнее. Я и успокоился. Но долго сердцу грустно было. – Вот ты писатель, – подсела жена. – Проморгал сына. Почему он у тебя ничего не читает? Ты бы хоть список литературы ему составил. – Мне никто никаких списков не составлял, – взъерошился я. – Сам находил, что читать. – С тобой невозможно говорить серьёзно, – вздохнула жена и тихо отошла. И так всегда.
15 мая
Гниль развелася в датском королевстве и транзитом через века и расстояния перекинулась к нам. Подразболтался народец по идеологической части. Нет не то что горения первых лет советской власти, но даже вполне заметного тления 1960-х. Полная демобилизация нравственных и духовных сил. На неделе обсуждали наши союзные партийные дела. Хреноватая складывается обстановочка. Вопрос в том, что уже три года как не растёт количество членов нашей парторганизации. – Марья Антонована, – обращается наш партбосс Квин к бухгалтеру, – мы же обещали ещё до конца прошлого года увеличить наши ряды. В чём дело? – Да у нас уже три кандидата готовы хоть сейчас вступить в партию. Да Салимов напился и попал в вытрезвитель. Мы его готовили-готовили, а он нам такую свинью подложил. – Да он же мужик дисциплинированный, не пьёт, вроде? – Да это издательские (Салимов наш шофер, слесарь, плотник, первый на Союз работник и единственный к тому же, своим рабочим местом по скудности наших площадей приписан к издательству) его напоили, а сами в кусты. Народ едва сдерживал смех, так что Квину пришлось вмешаться грозным взглядом. Ситуация в самом деле нелепее некуда. Писателю без партбилета швах, так что желающих на эту честь у нас переизбыток. Но чтобы интеллигенту вступить в партию, нужно для сохранения классового баланса, чтобы его сопровождал представитель рабочего класса или, что несколько хуже, колхозного крестьянства. На заводе с этим проблемы нет, у нас тоже не было, пока наша писательская организация была приписана к краевому управлению культуры. Там этих типографий, хотя и маленьких, хоть жопой ешь. А значит и всегда найдутся рабочие, которые потащат за собой в партию писателей. А сейчас наша партогранизация самостоятельная. А откуда у писателей могут взяться рабочие? Вот и пришлось уговаривать Фанаса Нуруловича Салимова. Мужик он положительный, хотя ему партия, как веник на футболке. Не знаю, какие там были расчёты, но если бы Салимов вступил в партию, ещё двое писателей под шумок могли бы под шумок присоседиться к обладателям партбилетов. Уговорили. Уже дохаживал второй год в кандидатах, и вот, пожалуйста, всё насмарку. – Руки опускать не надо. Работать надо. Что там с Алексеевой? Алексеева Наташа – наша машинистка, но не та бледная, а другая, коренастая работящая женщина, которая не только машинистка, но и делопроизводитель, и секретарь, и работала в издательстве, и знает, как правильно готовить рукопись, так что нам, писателям, без неё прямо как без рук... – Да не хочет она в партию. Совсем в свинстве погрязла, – растерянно опять под общий смех пролепетала Марья Антоновна. «Погрязла в свинстве» – то есть, живя в частном секторе, имеет своё хозяйство и вот даже завела поросёнка. И вот судьбоносное значение партии на малом участке нашей организации зависит от мужика, который по дурочке попал в трезвяк, и бабы, которая погрязла в свинстве.
17 мая
Квин с Кудиновым и с восторгом описывали новое помещения для нашей писательской организации, по улице Новой, возле вокзала и заодно моего дома – короче, в самом центре Барнаула. – Первый этаж. Три комнаты смежных и ещё одна, самая большая, отдельная. – Такая большая, – не скрывает задоволения обычно сдержанный Лев Израилевич, – что бильярдный стол можно поставить. – Мы там разместим бюро пропаганды художественной литературы. Просторно. – Теперь не только ответсекретарь будет иметь отдельный кабинет, но и редактор альманаха, бухгалтерия... – Партия дала нам всё, – улыбнулся я. – Партия отняла у нас только одно, – подхватил Квин. – Право плохо писать. – А нынешний год, – посуровел Кудинов, – особый: юбилей Барнаула – 250 лет! И от нас вправе ждать ответных дел за, прямо скажем, такой щедрый подарок. – А что? Нам нечем ответить, что ли? – смеётся Квин. – Тем более что и мы не стоим в стороне от юбилея. Весь второй номер альманаха посвящён ему: журнальная «версия» романа П. Бородкина «Ползунов», поэма в сказках Г. Панова «Первопроходцы», стихи Володи Башунова, который учится сейчас в Москве на Высших литературных курсах... И тираж альманаха нынче вполне солидный – 12 тысяч. Нет, нет, мы тоже не лыком шиты!.. – И премия на конкурсе производственных романов. Ты уж, – Кудинов посмотрел на меня, – не подкачай. А уж мы тебе поможем. И Бондарев, заместитель секретаря правления СП РСФСР, и Попов, самый влиятельный член оргкомитета по премиям, дали понять, что премия наша. Только ты не тяни с выходом романа. И кончай эти глупые ссоры с Тимченко. Баба она, конечно, тупая и сволочная, но договориться с ней можно. Так что постарайся.
23 мая
Провели открытое писательское собрание – может быть, последнее в старом помещении. Квин с этого и начал свою вступительную речь. Собралось человек тридцать, если не больше – и профессионалы, с членскими билетами в карманах, и близкие к тому, приехали из Славгорода немецкие писатели (правда, сами они не любят, когда называют их немецкими, говорят: алтайские писатели, пишущие на немецком языке) – Больгер, Крамер, Гердт... Пожаловал собственной персоной товарищ Невский, секретарь по идеологии крайкома. Полный кворум. Повестка собрания весьма насыщенная. И первым пунктом в ней стоит отчёт Геннадия Панова за свою творческую пятилетку. Панов подтянут и свеж, как именинник, голубоватая рубашка с галстуком, на лацкане пиджака лауреатский значок премии комсомола Алтая. Отчёт зарядил как по писаному, словно по бумажке, сразу видать: подготовился. – За отчётный период мною написана и издана в краевом книжном издательстве и «Современнике» поэма «Тихий колокол». А через полтора года она должна появиться в издательстве «Молодая гвардия». Кроме того, мною написан венок сонетов, посвящённых Шукшину, поэма «Первопроходцы», которая также должна быть опубликована в «Тихом колоколе» – это название и поэмы и всей книги, которая выйдет в «Молодой гвардии». – Мною проведено 272 встречи (Невский аж крякнул от удовольствия) с читателями, в том числе 64 на стройке Коксохима в рамках шефского контроля, который осуществляет над стройкой наш крайком комсомола... – Может, ты лучше стихи почитаешь, – гудящий пановским басом уже больше часа отчёт Владимир Сергеев, который в единственном числе устроился в первом ряду – остальные предпочитают жаться по углам, да поближе к окошку: – Слушаюсь, Владимир Андреевич, – лёгким движением как бы берёт под козырёк Панов. Достаёт листы, кладёт их перед собой, откашливается – выступальщик он опытный, многие ему завидуют в умении завладеть вниманием аудиторией. И начинает тихо читать, шурша листами, словно отворяя дверь и входя в поэму. Читать Гена умеет. Многие даже говорят, что читает он лучше, чем пишет. Все с удовольствием слушают. Всё так лирично, с лёгкой взволнованностью. О родной природе, о вскормивших нас алтайских полях, о тружениках, которые эти поля поливают своим потом, о своей неразрывной связи с малой родиной. И как-то незаметно всё в том же убаюкивающем ключе звучит:
Не забыт проселок древний Там, где озими знобит… Еду к матушке в деревню, С целым ворохом обид. Еду духом подлечиться, Но в авоське на весу – Что таиться – Из столицы лук везу И колбасу. Успокаиваю душу, Понимаю, для чего Отлучаем мы горбушу От народа своего.
Невский, убаюканный свежим молодым летом, мирно подрёмывал, полузакрыв глаза и отбивал стихотворный ритм притакиванием головы. Последние стихи вывели его из приятного полусна: – Э-э, что это ты там запел, Геннадий Петрович? И ты что, неужели и в самом деле возишь лук из Москвы? Ну, колбасу, я ещё могу поверить, а лук... И потом, что это значит: «отлучаем мы горбушу от народа своего»? – А что, разве не так? – взвился Сергеев. – Или, может быть, вы мне покажете, где у нас, в каких магазинах продают горбушу? Вообще-то я знаю, в каких, – угрюмо пробурчал он и добавил: – Но меня туда не пускают. Быстро учуяв запашок возникающего жареного, взял слово Квин, пытаясь на корню погасить и сглазить назревавшую дискуссию: – Мы что, сюда, как базарные бабы пришли говорить про колбасу да про горбушу? Где и почём лучше купить или всё-таки обсудить стихи нашего товарища? Да не в горбуше суть и не в колбасе, а в поэме, которую он написал. А если есть какие шероховатости, то он за оставшиеся до выхода книги полтора года, думаю, их устранит... – …с помощью редакционного коллектива, – дополнил я. – Я вот тут обратил внимание, – не дал себя отклонить от намеченного им отклонения Квин, – что что-то Панов стал многовато просторечных, чтобы не сказать жаргонных, слов употреблять:
Плюнет в реку, как хрюкнет с моста, иноземец – и совесть чиста. Он за плату готов нашу речь канцелярским шпицрутеном сечь, Самородную мысль растереть, как плевок, и крахмальным платком отереть свой сапог.
Ничего не скажешь, выразительно. А мы всё-таки должны хранить чистоту родного языка, очищать его от уличной скверны. Тут уж дискуссия полилась синим пламенем, как поджигаемая по весне в пойме трава. Знал Квин, как зажечь пламя в противоход палу, и одну горячую тему погасить другой, на которую порассуждать поэтов и писателей – хлебом не корми. Посыпались реплики «за» и «против» чистоты языка. Вмешался в разговор и Невский, который сам по молодости пописывал стишки. Да так бойко пошла дискуссия, что едва-едва удалось перейти к следующим вопросам повестки собрания.
25 мая
Говорят, хлеб – всему голова. Это верно. Но, пожалуй, точнее сказать: труд – всему голова. Ибо не хлебом единым жив человек! И всё же... Как писал когда-то зачинатель поэзии на Алтае (сразу после войны, когда ещё никто не знал, что и до революции у нас были и Пиотровский, и Тачалов) Иван Фролов:
Уж что без правды, то без хлеба Не проживешь, браток, и дня.
– Неверно цитируешь, – поправил меня Сергеев. – Иван Фролов как-то писал:
Уж что без «Правды», то без хлеба Не проживешь, браток, и дня.
27 мая
Хорошо быть писателем! Могу писать, а могу и не писать. Пишу, когда хочу, а когда не хочу, не пишу. Но это же и главная проблема. В самоорганизации. И самодисциплине. Не многие это выдерживают. Речь, конечно, не о немцах. Они работают за писательским столом так же пунктуально, как клерки за своими конторками. А вот нам, русским, подавай особые условия. Кудинова напрягает малейший шум. Он запирается в квартире, отключает телефон и воюет наедине с собой со словом. И всё равно всегда проигрывает. Слово ему так и не даётся. Егоров предпочитает работать на даче. И притом зимой. Сразу после Нового года уезжает, и появляется только к 23 февраля как штык. Очень удобно для нас. Все норовят уйти в отпуск летом, так что Егоров торчит в самые жаркие месяцы в Союзе один за всех. Но больше всего мне нравится Юдалевич. Захожу сегодня к нему, а он пишет: – Может, я вам помешал? – Нет, нет. Что ты, старик. Сейчас быстренько решим наш вопрос, и я продолжу. А на улице настоящее лето. Окна у Марка Иосифовича нараспашку, и в них вливается шум с Ленинского, нашей главной магистрали, где от автомобилей отнюдь не приятный весенний гомон не прерывается ни на секунду. – Марк Иосифович, но у вас же есть комнаты, которые выходят во двор. Там же поспокойнее. – Эх, старик. Работал бы ты в газете, когда приходилось писать прямо в типографии, ты бы не удивлялся. Я наоборот без шума и писать-то толком не могу.
Купить в журнале за ноябрь 2016 (doc, pdf): ![]()
Оглавление 4. Апрель 5. Май 6. Июнь |
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:![]() Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 20.04.2025 Должна отметить высокий уровень Вашего журнала, в том числе и вступительные статьи редактора. Читаю с удовольствием) Дина Дронфорт 24.02.2025 С каждым разом подбор текстов становится всё лучше и лучше. У вас хороший вкус в выборе материала. Ваш журнал интеллигентен, вызывает желание продолжить дружбу с журналом, чтобы черпать всё новые и новые повести, рассказы и стихи от рядовых россиян, непрофессиональных литераторов. Вот это и есть то, что называется «Народным изданием». Так держать! Алмас Коптлеуов 16.02.2025 Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.) Анна-Нина Коваленко ![]()
![]() |
|||||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|